Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 октября 2009 г. N Ф04-5889/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сургут АЗС Сервис" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Сургута (далее по тексту - Департамент), выразившихся в выдаче акта о выборе земельного участка от 05.11.2008 N 137/08 и обязании Департамента устранить допущенные нарушения и выдать Обществу акт выбора земельного участка площадью 0,2 га, расположенного в северном промрайоне по ул. Маяковского в г. Сургуте для строительства автозаправочной станции, в соответствии с проектом границ, подготовленным Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Сургута, изложенном в письме от 20.03.2007 N 01-11-679/7 направленного в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Сургута (с учетом уточнений требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявленные требования мотивированы тем, что Департаментом выдан акт выбора земельного участка, который не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества.
Решением от 29.04.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, оставленным без изменения постановлением от 21.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Оспариваемые действия Департамента, выразившиеся в выдаче акта о выборе земельного участка от 05.11.2008 N 137/08, признаны несоответствующими действующему земельному законодательству.
Арбитражный суд обязал Департамент выдать Обществу акт о выборе земельного участка, площадью 0,2 га, расположенного в северном промрайоне по ул. Маяковского в г. Сургуте для строительства автозаправочной станции, в соответствии с проектом границ, подготовленным Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Сургута, направленного письмом от 20.03.2007 N 01-11-679/7.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку акт выбора земельного участка от 05.11.2008 выдан Департаментом в полном соответствии с судебным актом - постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008.
Отзывы на кассационную жалобу от Департамента, третьих лиц до начала судебного заседания не представлены.
В судебном заседании представитель Общества возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе и просит суд кассационной инстанции оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя Общества, проверив законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и заявленных требований, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражным судом установлено и следует из материалов дела, что 16.02.2007 Общество обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Сургут и в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сургут с заявлением о выборе земельного участка площадью 0.2 га для строительства автозаправочной станции по ул. Маяковского согласно прилагаемой к заявлению схему размещения объекта.
Письмом от 18.05.2007 N 14-33777(07) Департамент отказал заявителю в представлении земельного участка по ул. Маяковского со ссылкой на то, что в соответствии с рекомендациями Федеральной антимонопольной службы от 27.07.2005 выделение земельных участков по указанные цели осуществляется исключительно на конкурсной основе.
Постановлением от 25.09.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N75-5264/2007 признаны не соответствующими земельному законодательству и незаконными действия Департамента, выразившиеся в отказе в выдаче Обществу акта о выборе земельного участка площадью 0,2 га, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Маяковского, для строительства автозаправочной станции.
Суд апелляционной инстанции обязал Департамент выдать Обществу акт о выборе земельного участка площадью 0,2 га для строительства автозаправочной станции по ул. Маяковского в г. Сургуте (л.д. 13-20).
Департаментом 10.11.2008 выдан Обществу акт от 05.11.2008 N 137/08 о выборе земельного участка площадью 0,2 га для строительства автозаправочной станции по ул. Маяковского в г. Сургут, с приложением к нему схемы расположения земельного участка, отводимого Обществу в Северном районе по ул. Маяковского для строительства автозаправочной станции.
Согласно схеме расположения данного земельного участка, вышеуказанный земельный участок имеет наложение на земельный участок третьего лица - Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта", тем самым нарушает права и законные интересы этого лица (л.д. 23).
Общество 18.11.2008 обратилось в Департамент с заявлением о выдаче акта о выборе земельного участка в соответствии с проектом границ, подготовленный Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Сургута и направленный в адрес Департамента, о чем изложено в письме администрации г. Сургута от 20.03.2007 N 01-11-679/7.
В вышеуказанном заявлении Обществом указано, что выданный акт о выборе земельного участка от 05.11.2008 N 137/08 нарушает его права и не соответствует постановлению от 25.09.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда (л.д. 25-26).
В ответ на данное заявление Департамент направил Обществу письмо от 08.12.2008 14-94370/8(08), в котором указал, что акт о выборе земельного участка от 05.11.2008 N 137/08 подготовлен в соответствии с постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда, изменение границ земельного участка и выдача нового акта о выборе земельного участка не представляется возможным, поскольку выдача акта выбора на меньшую площадь будет нарушением исполнения судебного акта в полном объеме.
Полагая, что действия Департамента в выдаче акта о выборе земельного участка от 05.11.2008 N 137/08 является не соответствующими земельному законодательству и незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявленные Обществом требования, а Седьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение суда, пришли к выводу о том, что Департамент не представил доказательств того, что его действия, выразившиеся в выдаче акта выбора земельного участка от 05.11.2008 N 137/08 соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, соответствующим действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с требованием о признании незаконным действия Департамента, выразившегося в выдаче акта о выборе земельного участка от 05.11.2008 N 137/08, который не соответствует решению, принятому по иному арбитражному делу (дело N А75-5264/2007), поскольку границы предоставляемого спорного земельного участка частично проходят по земельному участку третьего лица - Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта".
При этом Департамент отказал Обществу в выдаче нового акта о выборе земельного участка, сославшись на полное соответствие акта о выборе земельного участка от 05.11.2008 N 137/08 постановлению от 25.09.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А 75-5264/2007.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Порядок рассмотрения документов при предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Сургута, а также полномочия Департамента при рассмотрении заявления о выборе земельного участка регулируется Порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденным постановлением администрации г. Сургута от 27.06.2005 N 84.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Порядка Департамент обеспечивает выбор земельного участка и с этой целью запрашивает в Департаменте архитектуры и строительства информацию о наличии градостроительной документации о застройке части территории города, на который испрашивается земельный участок, ее основные положения, о территориальной зоне и градостроительных регламентах, о пригодности земельного участка для использования в заявленных целях и в течение 15 дней с момента получения всех необходимых документов оформляет акт о выборе земельного участка.
В случае получения уполномоченного в области архитектуры и градостроительства органа не возможности размещения объекта, заявителю в семидневный срок дается мотивированный отказ.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что письмом от 24.10.2007 N 01-11-3024/7 Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сургут известил заявителя о том, что согласно статьи 51 градостроительного регламента Правил землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденных решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-IIIГД, проект земельного участка предоставляемого ООО "Сургут АЗС Сервис" для строительства АЗС по ул. Маяковского направлен в Департамент имущественных и земельных отношений.
Кроме того, из письма заместителя администрации г. Сургута от 20.03.2007 N 01-11-679/07 следует, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сургут в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ, и порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденного постановлением главы администрации города от 27.06.2005 N 84, и карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территории Сургута города, сообщает, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне П.1-14 "Коммунальная зона" и согласно главе 11 статьи 51 "Градостроительных регламентов" соответствует основным видам разрешенного использования. К вышеуказанному письму Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сургут приложен проект границ земельного участка, предоставляемого Обществу для строительства автозаправочной станции на 500 заправок в сутки по ул. Маяковского в г. Сургут.
При этом согласно вышеуказанному проекту границ земельного участка спорный земельный участок не имеет наложений и пересечений с земельными участками третьих лиц.
Кроме того, арбитражный суд, проанализировав выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в постановлении от 25.09.2008 по делу N А75-5264/2007, которое имеет по настоящему делу преюдициальное значение в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что спорный земельный участок с площадью 0,2 га находится в коммунальной зоне, с разрешенным использованием под строительство АЗС, не формировался под торги.
При этом, из постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по делу N А75-5264/2007 следует, что суд апелляционной инстанции признал не соответствующими земельному законодательству и незаконными действия Департамента, выразившиеся в отказе в выдаче Обществу акта выбора земельного участка для строительства АЗС по ул. Маяковского в г. Сургуте
Арбитражный суд, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что действия Департамента, выразившиеся в выдаче Обществу акта о выборе земельного участка от 05.11.2008 N 137/08 являются незаконными и не соответствующими земельному законодательству. Обязал Департамент выдать Обществу акт выбора земельного участка площадью 0,2 га, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Маяковского, в северном промрайоне для строительства автозаправочной станции, в соответствии с проектом границ, подготовленного Департаментом архитектуры и градостроительства г. Сургута, направленного письмом от 20.03.2007 N 01-11-679/7.
Департамент в соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие о законности совершения своих действиях по выдаче Обществу акта выбора земельного участка от 05.11.2008 N 137/08.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Департамента о законности и обоснованности выдачи акта выбора земельного участка от 05.11.2008 N 137/08, в полном соответствии с судебным актом - постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008, противоречат материалам дела, и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.04.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 21.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1271/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 октября 2009 г. N Ф04-5889/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании