Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1205/2023 по кассационной жалобе представителя административного истца Евстигнеевой "данные изъяты" - Хоменко "данные изъяты" на решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 12 октября 2023 года и апелляционное определение Мурманского областного суда от 17 января 2024 года, которыми отказано в удовлетворении административного иска Евстигнеевой "данные изъяты" о признании незаконным отказа отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мончегорску Мурманской области в выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евстигнеева Я.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мончегорску Мурманской области (далее - ОМВД России по городу Мончегорску), в котором просила признать незаконным решение старшего государственного инспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по городу Мончегорску Цуканова Н.В. от 10 июля 2023 года N 33/б/н; обязать ОМВД России по городу Мончегорску выдать Евстигнеевой Я.Н. разрешение на внесение изменений в конструкцию транспортного средства "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты", на основании заключения аккредитованной испытательной лаборатории ООО "Академ Тест" N ГГГЭАЛ 18-3 53109.
В обоснование заявленных требований указала, что 7 марта 2023 года обратилась в ОГИБДД ОМВД России по городу Мончегорску с заявлением о выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства - автобуса "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты", принадлежащей ей на праве собственности, путем демонтажа пассажирских сидений в количестве 3 штук и установки новых пассажирских сидений в количестве 8 штук, с последующем переводом транспортного средства из категории М2 (автобус) в категорию Ml (легковые). Такие работы имеют незначительный объем и не повлияют на безопасность дорожного движения, т.к. после внесения изменений в конструкцию характеристики транспортного средства не ухудшатся по сравнению с характеристиками, которыми транспортное средство обладало на момент выпуска в обращение.
Решением старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мончегорску (далее - ОГИБДД ОМВД России городу Мончегорску) Цуканова Н.В. от 10 июля 2023 года административному истцу отказано в выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства на основании подпункта "г" пункта 7 Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 года N 413.
Полагая отказ незаконным, и ссылаясь на заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения вышеуказанных изменений, составленного испытательной лабораторией ООО "Академ Тест", согласно которого вносимые изменения в конструкцию транспортного средства не противоречат требованиям Технического регламента N (далее - Технический регламент) и постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 года N 413, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Мончегорского городского суда Мурманской области от 12 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Мурманского областного суда от 17 января 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить апелляционное определение как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и неверном применении судом норм материального права, принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Разрешая возникший спор и отказывая в иске, суды руководствовались Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877, Правилами внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 года N 413, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства, утвержденного приказом МВД России от 10 сентября 2019 года N 612, и исходили из того, что у ОМВД России по городу Мончегорску имелись правовые основания для отказа в выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, поскольку перечень требований, установленных в отношении типов транспортных средств и категорий транспортных средств, в том числе М1 и М2 приведены в приложении 2 к Техническому регламенту. При выпуске в обращение автобуса "Тойота Хайс", государственный регистрационный знак А224Х051, транспортному средству присвоена категория М2, поэтому оценку требованиям, установленным Техническим регламентом к легковым транспортным средствам категории М1, оно не проходило. Отнесение транспортного средства к категории М1 без проведения оценки соответствия требованиям, установленным к таким транспортным средствам, приведет к несоблюдению Технического регламента. Следовательно, предложенные истцом изменения конструкции транспортного средства противоречат требованиям безопасности к транспортным средствам, установленным Техническим регламентом.
Выводы суда являются правильными.
Процедура оценки соответствия, проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, установлена Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877 (далее-Технический регламент).
В соответствии с пунктом 6 Технического регламента под внесением изменений в конструкцию транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Из пунктов 75, 76, 78, 79 Технического регламента следует, что проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение.
В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.
Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77 Технического регламента.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
В силу пункта 6 Технического регламента тип транспортного средства (шасси, компонента) - транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.
Документом, удостоверяющим соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, является одобрение типа транспортного средства (абзац второй пункта 8 Технического регламента).
Согласно подпункту 2 (2.1) пункта 1.1 Классификации транспортных средств по категориям (приложение N 1 к Техническому регламенту) к категории Ml относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения - легковые автомобили.
Согласно подпункту 2 (2.2) пункта 1.1 Классификации к категории М2 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров; имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тон - автобусы.
Приложение N 2 Технического регламента предусматривает Перечень требований, установленных в отношении типов выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси).
Применительно к транспортным средствам категории Ml в Перечне определены требования в отношении травмобезопасности рулевого управления (п. 10) и внутреннего оборудования (п. 18), наружных выступов (п. 22), расположения педалей управления (п. 28), защиты водителя и пассажиров при фронтальном (п. 75) и боковом (п. 76) столкновениях; обеспечения защиты пешеходов (п.98), стеклоочистителей и стеклоомывателей (п.106).
Оценка соответствия указанным требованиям проводится в форме обязательной сертификации (п. 8 Перечня). При этом данные требования не применяются к транспортным средствам категории М2, и наоборот, требования, применяемые к транспортным средствам категории М2 не применяются к транспортным средствам категории М1.
В соответствии с указанными нормами постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 года N 413 утверждены Правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств).
Согласно пунктам 4-6, подпункту "е" пункта 7 Правил внесения изменений внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется после получения в подразделении Госавтоинспекции, на которое возложены обязанности по предоставлению соответствующей государственной услуги, разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства с последующей проверкой подразделением Госавтоинспекции выполнения требований технического и выдачей свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Для получения разрешения владелец транспортного средства или его доверенное лицо представляет в подразделение Госавтоинспекции ряд документов, в том числе заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения в нее изменений, соответствующее требованиям к ее содержанию согласно приложению N 1, выданное уполномоченной организацией.
Подразделение Госавтоинспекции осуществляет проверку документов, и по ее результатам выдает разрешение или отказывает в его выдаче с указанием причин отказа.
Решение об отказе в выдаче разрешения принимается, в том числе в случае, если заключение содержит сведения, противоречащие требованиям безопасности к транспортным средствам, установленным техническим регламентом (подпункт "г" пункта 7 Правил).
Согласно пункту 69.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства, утвержденного приказом МВД России от 10 сентября 2019 года N 612 (далее - Административный регламент), основаниями для отказа в выдаче разрешения является несоответствие сведений, указанных в заключении, требованиям безопасности к транспортным средствам, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877.
Пунктом 21 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления указанной выше государственной услуги в соответствии с пунктом 5 Правил.
При рассмотрении дела судами установлено, что согласно паспорта транспортного средства серии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство "данные изъяты" относится к типу - автобус, категория - D/M2.
Обращаясь 7 марта 2023 года в ОГИБДД ОМВД России города Мончегорску с заявлением о выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства путем демонтажа трех пассажирских сидений, изменения типа транспортного средства с М2 (автобус) на Ml (легковые и прочие), административный истец к заявлению приложил заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений от 13 июня 2023 года NПТЭАП18-353109, выполненное испытательной лабораторией ООО "Академ Тест".
Согласно указанному заключению планируемые истцом изменения в конструкцию транспортного средства "данные изъяты" в виде демонтажа 3-х пассажирских сидений, изменение типа ТС после внесения изменений в конструкцию на тип легковой категории В/Ml с правом перевозки 8 пассажиров, не противоречат Техническому регламенту. После внесения изменений в конструкцию транспортного средства "данные изъяты" сохранится его соответствие Техническому регламенту, действовавшему на момент выпуска транспортного средства в обращение.
В пункте 5.2 заключения, выполненного испытательной лабораторией ООО "Академ Тест", приведен перечень испытаний и (или) изменений параметров, которые должны быть проведены после внесения изменений в конструкцию транспортного средства для удостоверения в том, что его безопасность соответствует требованиям технического регламента или информации об отсутствии такой необходимости: определение массы ТС в снаряженном состоянии; оценка соответствия требованиям к дверям, замкам и петлям; к травмобезопасности наружных выступов, внутреннего оборудования и рулевого управления; к рулевому управлению; к тормозному управлению.
Между тем, в данном пункте заключения отсутствует оценка соответствия: расположения педалей управления, защиты водителей и пассажиров при фронтальном и боковом столкновениях, обеспечение защиты пешеходов, механизма стеклоомывателей и стеклоочистителей, которые обязательны для транспортного средства категории Ml согласно пункту 8 приложения 2 к Техническому регламенту, поэтому вывод инспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по городу Мончегорску Цуканова Н.В. в оспариваемом решении от 10 июля 2023 года о том, что автомобиль "данные изъяты", имеющий при выпуске в обращение категорию М2, оценку установленных Техническим регламентом требований, применяемых к легковым транспортным средствам категории Ml, не проходило и не прошло, является верным.
Учитывая, что отнесение транспортного средства к категории Ml без проведения оценки его соответствия требованиям, установленным к такой категории транспортных средств, приведет к несоблюдению Технического регламента, то оспариваемый отказ инспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по городу Мончегорску Цуканова Н.В. является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов не имеется, поскольку судебные акты основаны на правильном применении норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, выраженную при разбирательстве дела в судах обоих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судом и получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, сводятся к иной оценке доказательств по делу. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 12 октября 2023 года и апелляционное определение Мурманского областного суда от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 24 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.