N 77-2915/2024
г. Саратов 31 июля 2024 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Пригариной С.И.
при секретаре Буряковой К.М.
с участием:
прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры РФ Лазарева Д.С, потерпевшей ФИО8, осужденного ФИО1, защитника осужденного - адвоката ФИО6, представившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ N и ордер от ДД.ММ.ГГГГ N, рассмотрел в отрытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе защитника осужденного ФИО1 - адвоката ФИО6 на приговор мирового судьи судебного участка N 1 Фрунзенского района г. Саратова от 14 марта 2024 года и апелляционное постановление Фрунзенского районного суда г. Саратова от 3 мая 2024 года.
По приговору мирового судьи судебного участка N 1 Фрунзенского района г. Саратова от 14 марта 2024 года
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" АССР, гражданин Российской Федерации, женатый, зарегистрированный и проживающий по адресу: "адрес", несудимый, осужден по:
ч. 1 ст. 115 УК РФ к 200 часам обязательных работ;
ч. 1 ст. 119 УК РФ к 8 месяцам ограничения свободы, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим окончательно назначено наказание в виде ограничения свободы на срок 8 месяцев с установлением ограничений и возложением обязанности, предусмотренных ст. 53 УК РФ.
Решены вопросы о мере пресечения и судьбе вещественных доказательств.
Апелляционным постановлением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 3 мая 2024 года приговор изменен:
указано о квалификации действий ФИО1 за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 115 УК РФ - как умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
В остальном приговор оставлен без изменения.
Доложив содержание приговора и апелляционного постановления, доводы кассационной жалобы и поступивших возражений прокурора, выслушав выступление осужденного ФИО1 и его защитника - адвоката ФИО5, поддержавших кассационную жалобу и просивших об отмене судебных решений с передачей уголовного дела на новое судебное рассмотрение, мнение потерпевшей ФИО8, прокурора Лазарева Д.С, полагавших необходимым судебные решения оставить без изменения, а кассационную жалобу защитника осужденного - без удовлетворения, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 с учетом изменений, внесенных в приговор судом апелляционной инстанции, признан виновным в угрозе убийством при наличии оснований опасаться осуществления этой угрозы, а также умышленном причинении легкого вреда здоровью, вызвавшего его незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Преступления совершены ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В кассационной жалобе защитник осужденного ФИО1 - адвокат ФИО6 выражает несогласие с судебными решениями ввиду допущенных нарушений уголовного и уголовного-процессуального законов.
Оспаривает заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с нарушением экспертом правил определения степени тяжести вреда здоровью, которое повлекло неверную квалификацию действий осужденного и постановления незаконного приговора.
Указывает на допущенные нарушения закона в ходе дознания, а именно начальник отдела дознания незаконно заменила постановление о принятии уголовного дела к своему производству, в нарушение ст. 217 УПК РФ стороне защиты после окончания дознания представлено для ознакомления не прошитое уголовное дело, без описи листов, нумерация листов уголовного дела на момент поступления уголовного дела в суд не соответствовала нумерации листов дела при окончании дознания, при этом в уголовном деле появились новые документы, в частности, постановление о возобновлении дознания, при выполнении требований ст. 217 УПК РФ фактически не были выполнены положения ст. 216 УПК РФ, а именно, обвиняемый был ознакомлен с материалами уголовного дела раньше, чем потерпевшая, что подтверждается временем составления протоколов, потерпевшей представлено для ознакомления большее количество листов дела, чем обвиняемому; в материалах уголовного дела на ходатайства стороны защиты отсутствуют решения.
Отмечает нарушение принципов состязательности и равноправия сторон в судебном заседании, выразившееся в удовлетворении судом ходатайства потерпевшей о дополнительном допросе свидетеля ФИО7 в ходе исследования доказательств защиты без изменения порядка судебного следствия.
Полагает, что суд апелляционной инстанции допущенные мировым судьей нарушения не выявил и не устранил, доводам апелляционной жалобы защитника осужденного не дал надлежащей оценки.
Просит судебные решения в отношении осужденного ФИО1 отменить, уголовное дело передать на новое судебное рассмотрение.
В возражениях на кассационную жалобу защитника осужденного потерпевшая ФИО8, прокурор ФИО9 указывают, что оснований для отмены или изменения судебных решений не имеется.
Проверив доводы кассационной жалобы и поступивших возражений потерпевшей, прокурора, изучив материалы уголовного дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалобы, представления суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
Выводы мирового судьи о виновности ФИО1 в совершении преступлений, за которые он осужден, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре, в том числе:
показаниями потерпевшей ФИО8 об обстоятельствах произошедшего конфликта с ФИО1, в ходе которого он угрожал ей убийством и причинил телесные повреждения;
показаниями свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО7, ФИО12 об известных им обстоятельствах совершения осужденным преступлений; протоколами осмотров мест происшествия, предметов, выемки; показаниями эксперта ФИО13 и ее заключениями о выявленных у потерпевшей телесных повреждениях, их локализации, механизме образования, степени тяжести; другими доказательствами, изложенными в приговоре.
Все доказательства оценены с учетом правил, предусмотренных ст. 88 УПК РФ, с точки зрения их допустимости, достоверности и относимости к рассматриваемым событиям, а в совокупности - достаточности для признания ФИО1 виновным в инкриминированных ему деяниях.
Каких-либо противоречий в приведенных доказательствах, которые могли бы повлиять на правильность выводов мирового судьи, не имеется. Заинтересованности со стороны потерпевшей и свидетелей в исходе дела, оснований для оговора ими осужденного, как и оснований для признания доказательств недопустимыми, мировым судьей не установлено. Не усматривает таковых и суд кассационной инстанции, поскольку перед началом допроса в судебном заседании потерпевшая и свидетели предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Кроме того, показания потерпевшей и свидетелей согласуются между собой и подтверждаются совокупностью иных доказательств, приведенных в приговоре. При этом мировым судьей тщательным образом проверены все версии, выдвигаемые стороной защиты об обстоятельствах произошедшего, все доказательства оценены в их совокупности, в основу приговора положены только допустимые и достоверные доказательства.
При установленных мировым судьей обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы осужденного, осуществление вызова осужденным службы спасения не опровергает его виновность в инкриминированных ему преступлениях.
Обстоятельства, которые в соответствии со ст. 75 УПК РФ могли бы свидетельствовать о недопустимости доказательств, не установлены.
Сопоставление друг с другом признанных достоверными и приведенных в приговоре доказательств позволило мировому судье сделать обоснованный вывод о том, что они не имеют существенных противоречий по обстоятельствам дела, ставящих их под сомнение, изобличают осужденного в совершении преступлений, объективно подтверждаются и соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего, в связи с чем принято решение о виновности ФИО1 в совершении инкриминированных преступлений.
Заключения эксперта ФИО13 от 4- ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ гола N мировым судьей обоснованно признаны достоверными и допустимыми доказательствами, поскольку они получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оснований не доверять изложенным в них выводам не имелось. Выводы эксперта являются объективными, научно-обоснованными, согласующимися с собранными по делу доказательствами. Заключения эксперта мировой судья оценивал во взаимосвязи с другими фактическими данными, исследованными доказательствами, что дало мировому судье возможность положить их в основу приговора как доказательства, подтверждающие виновность осужденного.
Имеющиеся несоответствия в заключениях эксперта от 4- ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ гола N мировым судьей обосновано признаны несущественными и устранены, в том числе путем допроса эксперта ФИО13, свидетеля ФИО12
Поскольку указанные доказательства нашли свое подтверждение, они положены в основу вывода мирового судьи о виновности осужденного в совершенных преступлениях.
Несогласие автора жалобы с оценкой доказательств не ставит под сомнение правильность выводов мирового судьи о виновности осужденного в содеянном. Каких-либо объективных данных, указывающих на обвинительный уклон в действиях мирового судьи, необъективность процедуры судебного разбирательства, в материалах уголовного дела не содержится.
Уголовное дело возбуждено уполномоченным на то должностным лицом в соответствии со ст. 146 УПК РФ при наличии повода и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ. Предварительное следствие по делу проведено с соблюдением требований уголовно-процессуального закона и прав ФИО1, в том числе его права на защиту.
Нарушений требований уголовно-процессуального закона в ходе предварительного следствия, которые могли бы повлечь признание судом какого-либо из доказательств недопустимым, допущено не было. Процессуальные документы, протоколы следственных действий составлены в порядке и в соответствии с требованиями, установленными уголовно-процессуальным законом, содержат все необходимые сведения, доказательства получены надлежащим должностным лицом компетентного органа либо при расследовании уголовного дела, либо при проведении доследственной проверки, что допускается Уголовно-процессуальным кодексом (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).
Каких-либо данных, свидетельствующих об односторонности предварительного следствия, фальсификации собранных доказательств, в материалах дела не содержится.
Вопреки доводам защитника осужденного, поданные стороной защиты ходатайства в ходе дознания рассмотрены уполномоченными на то лицами и по ним приняты процессуальные решения.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу в соответствии со ст. 73 УПК РФ, по делу установлены в необходимом для принятия законного и обоснованного решения объеме.
Каких-либо данных, свидетельствующих о нарушении прав осужденного на защиту или иного нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора, в материалах не содержится. Вопреки доводам кассационной жалобы защитника осужденного, все ходатайства стороны защиты, заявленные в судебном заседании, мировым судьей разрешены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона с принятием по ним мотивированных решений.
Постановленный в отношении ФИО1 приговор соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ, содержит описание преступных деяний, признанных мировым судьей доказанными, а также все необходимые сведения о месте, времени и способе их совершения, форме вины, мотивах и целях, иных данных, позволяющих судить о событиях преступлений, причастности к ним осужденного и его виновности в содеянном.
Выводы мирового судьи являются мотивированными, как в части доказанности вины осужденного ФИО1, так и в части квалификации его действий по ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 115 УК РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах и на правильном применении норм уголовного и уголовно-процессуального законов, в связи с чем оснований сомневаться в их обоснованности не имеется.
Вместе с тем, приговор в части назначенного ФИО1 наказания по ч. 1 ст. 119 УК РФ подлежит изменению.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основанием отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.
Суд находит, что по данному делу такие нарушения закона допущены.
При назначении ФИО1 наказания мировой судья в соответствии с требованиями ст. 6, 43, 60 УК РФ учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о его личности, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Таким образом, мировой судья в полном объеме учел все известные на момент постановления приговора данные о личности ФИО1
Мотивируя вид и размер наказания за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 115 УК РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о возможности исправления осужденного при назначении наказания в виде обязательных работ, аргументировав свое решение об этом надлежащим образом.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд, руководствуясь требованиями ст. 389.9 УПК РФ, проверил в полном объеме доводы апелляционной жалобы защитника осужденного, указав мотивы принятого решения об изменении приговора в апелляционном постановлении, которое соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
В соответствии со ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному ограничений и обязанностей, которые он должен отбывать в определенный судом срок.
В силу ч. 1 ст. 308 УПК РФ в резолютивной части обвинительного приговора должны быть указаны вид и размер наказания, назначенного подсудимому за каждое преступление, в совершении которого он признан виновным, включая ограничения и обязанности, которые устанавливаются для осужденного к наказанию в виде ограничения свободы.
Согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", исходя из положений части 1 статьи 53 УК РФ в приговоре осужденному к наказанию в виде ограничения свободы должны быть обязательно установлены ограничение на изменение места жительства или пребывания и ограничение на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также должна быть возложена на него обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.
Как видно из приговора, суд, признав ФИО1 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 119 УК РФ, назначил ему наказание в виде 8 месяцев ограничения свободы. Однако, вопреки требованиям ст. 53 УК РФ суд не возложил на осужденного каких-либо обязанностей и не установилконкретных ограничений, назначив окончательное наказание в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим.
Таким образом, в связи с тем, что по ч. 1 ст. 119 УК РФ суд назначил только срок ограничения свободы, не установив конкретные ограничения и обязанности, подлежащие возложению на осужденного, данное наказание не может считаться назначенным, а правила назначения наказания по совокупности преступлений применению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции указанное нарушение закона не выявил и не устранил.
Принимая во внимание, что при назначении наказания по ч. 1 ст. 119 УК РФ судом ФИО2 инстанции допущено существенное нарушение уголовного закона, повлиявшее на исход дела, приговор мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное постановление Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части подлежат изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, суд
постановил:
приговор мирового судьи судебного участка N 1 Фрунзенского района г. Саратова от 14 марта 2024 года и апелляционное постановление Фрунзенского районного суда г. Саратова от 3 мая 2024 года в отношении ФИО1 изменить:
исключить осуждение ФИО1 по ч. 1 ст. 119 УК РФ и назначение ему наказания на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ.
считать его осужденным по ч. 1 ст. 115 УК РФ к 200 часам обязательных работ.
В остальном судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу защитника осужденного - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции оставил без удовлетворения жалобу защитника осужденного, признав законным приговор о виновности в угрозе убийством и умышленном причинении легкого вреда здоровью. Однако, суд изменил наказание, исключив осуждение по одной из статей и оставив только обязательные работы, что связано с допущенными нарушениями при назначении наказания.