Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Хуторного Алексея Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Асбестовского судебного района Свердловской области от 7 февраля 2024 года, решение судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 18 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N11" Хуторного Алексея Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Асбестовского судебного района Свердловской области от 7 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 18 марта 2024 года, должностное лицо - директор муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N11" (МАОУ "СОШ N11") Хуторной А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцать тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Хуторной А.В. выражает несогласие с судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Возражений на жалобу из прокуратуры г. Асбеста не поступило.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и возражения на жалобу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон N 273-ФЗ) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Из положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ следует, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктами 2-4 указанных Правил предусмотрено, что работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Асбеста проведена проверка в сфере соблюдения требований антикоррупционного законодательства в деятельности МАОУ "СОШ N11", в ходе которой установлено следующее. Савина А.К. с 28 сентября 2020 года занимала должность муниципальной службы - ведущего специалиста отдела общественной безопасности гражданской обороны и мобилизационной работ администрации Малышевского городского округа. На основании распоряжения главы Малышевского городского округа от 02.10.2020 N139-РГ-к уволена из администрации Малышевского городского округа с указанной должности, о чем сделана запись в трудовой книжке.
Должность муниципальной службы ведущий специалист отдела общественной безопасности гражданской обороны и мобилизационной работ администрации Малышевского городского округа включена в перечень должностей, при назначении на которые муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Приказом директора МАОУ "СОШ N11" от 12.05.2021 N116 л/с Савина А.К. принята на работу на должность секретаря руководителя, о чем сделана запись в трудовой книжке. Между Савиной А.К. и МАОУ "СОШ N11" (в лице директора Хуторного А.В.) заключен трудовой договор N224.
Директором МАОУ "СОШ N11" в вышеуказанный период являлся Хуторной А.В, который в силу должностных полномочий являлся лицом, ответственным за сообщение в установленном порядке в десятидневный срок о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы
После заключения трудового договора с Савиной А.К, у МАОУ "СОШ N11" (как работодателя) в лице должностного лица - директора Хуторного А.В, возникла обязанность в установленный законом срок уведомить представителя нанимателя по предыдущему месту службы в администрации Малышевского городского округа о заключении трудового договора. В ходе прокурорской проверки получены сведения, что данные требования законодательства не соблюдены, уведомление о заключении с Савиной А.К. трудового договора в администрацию Малышевского городского округа не направлено.
В связи с данными обстоятельствами прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении директора МАОУ "СОШ N11" Хуторного А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Хуторным А.В. административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судьи пришли к обоснованным выводам о виновности должностного лица.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы мирового судьи и судьи районного суда, в материалы дела заявителем не представлено. Вопреки доводам жалобы наличие в действиях Хуторного А.В. состава административного правонарушения подтверждено материалами дела, каких - либо сомнений не вызывает.
Доводы о том, что статус Хуторного А.В. как директора МАОУ "СОШ N11" приравнивается к статусу руководителей государственных (муниципальных) органов, соответственно, исключает привлечение к ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вызваны ошибочным толкований положений закона. Суждения о том, что трудоустройство бывшего муниципального служащего в МАОУ "СОШ N11" не связано с коррупционными рисками, не влечет коллизию публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью, субъективное толкование Хуторным А.В. разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также правового подхода, сформулированного в пункте 3 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) не свидетельствуют, что Хуторной А.В. освобожден от исполнения обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона N273-ФЗ.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом, исходя из смысла статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
В настоящем случае Савина А.К. заключила трудовой договор с МАОУ "СОШ N11", которое государственным (муниципальным) органом не является, представляет собой организацию, которая несет обязанность, предусмотренную частью 4 статьи 12 Федерального закона N273-ФЗ вне зависимости от ее организационно-правовой формы учреждения. Ее должностное лицо в лице руководителя Хуторного А.В, ответственное за соблюдение требований антикоррупционного законодательства, при таких обстоятельствах является надлежащим субъектом административного правонарушения
Приводимые в жалобе доводы о том, что обязанность по направлению сообщения в адрес администрации Малышевского городского округа была выполнена, в ходе рассмотрения дела были должным образом проверены и обоснованно отклонены. Не согласиться с оценкой представленных Хуторным А.В. копий скриншотов (о направлении сообщения в электронном виде на электронную почту администрации), как не подтверждающих достоверно факт направления и получения администрацией Малышевского городского округа сообщения МАОУ "СОШ N11" о заключении трудового договора с Савиной А.К, оснований не имеется. Проверяя доводы о направлении сообщения электронной почтой, была запрошена информация о направлении такого сообщения. Как следует из ответа администрации Малышевского городского округа, сведения о поступлении такого сообщения отсутствуют, в частности, отсутствуют сведения о поступлении сообщения в журнале входящей корреспонденции администрации Малышевского городского округа. Сведений о направлении сообщения в форме, позволяющей достоверно удостовериться в его направлении (письменным сообщением посредством заказного почтового отправления), не имеется. Такое сообщение в установленный законом срок не направлялось.
При таких обстоятельствах выводы о наличии в действиях должностного лица Хуторного А.В. признаков состава административного правонарушения подтверждены материалами дела, всех зависящих от него мер по недопущению нарушений законодательства о противодействии коррупции им не предпринято.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено при наличии законных оснований. Содержание постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиями статей 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы мирового судьи, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены, наказание назначено в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Асбестовского судебного района Свердловской области от 7 февраля 2024 года, решение судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 18 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N11" Хуторного Алексея Владимировича оставить без изменения, жалобу Хуторного Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил виновность директора образовательного учреждения в нарушении требований антикоррупционного законодательства, не уведомившего о заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим. Судебные инстанции обоснованно отклонили доводы о несоответствии действий директора нормам закона, установив наличие состава административного правонарушения и правомерность наложенного штрафа.