Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6787/2023 по иску Титовой Ирины Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом иждивенца, доплатить недоплаченную сумму пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Титова И.А. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области), в котором, уточнив заявленные требования, просила возложить на ответчика обязанность осуществить перерасчет пенсии с учетом иждивенца с 1 февраля 2020 г. и осуществить доплату недополученных сумм за период с 1 февраля 2020 г. по август 2022 г. (л.д. 29).
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что 16 августа 2017 г. ей назначена досрочная страховая пенсия по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 19 декабря 2019 г. у истца родился ребенок, в связи с чем она обратилась в УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга по вопросу регистрации ребенка в системе обязательного пенсионного страхования и выдачи СНИЛС, предоставила копию свидетельства о рождении ребенка. Регистрация СНИЛС ребенка осуществлена 15 января 2020 г. Выдачу СНИЛС производил специалист пенсионного органа "данные изъяты" которая не уведомила ее о том, что при рождении ребенка у нее возникает право на получение надбавки на иждивенца в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом в программном комплексе "Клиентская служба" при регистрации заявления имелась информация, что на день получения СНИЛС она является получателем досрочной страховой пенсии по старости. Полагала, что по вине ответчика она в период с января 2020 г. по август 2022 г. не получала фиксированную выплату к пенсии в повышенном размере.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 12 декабря 2023 г. исковые требования Титовой И.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 марта 2024 г. указанное решение отменено, принято по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Титовой И.А.
На ОСФР по Свердловской области возложена обязанность произвести перерасчет назначенной Титовой И.А. страховой пенсии по старости с 1 февраля 2020 г. с учетом нахождения на ее иждивении несовершеннолетнего ребенка и выплатить недополученную за период с 1 февраля 2020 г. по 31 августа 2022 г. сумму пенсии в размере 49 655, 18 руб.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОСФР по Свердловской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, истец Титова И.А. с 16 августа 2017 г. является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
19 декабря 2019 г. у истца родился сын "данные изъяты"
15 января 2020 г. Титова И.А, как законный представитель "данные изъяты", обратилась в УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга за получением свидетельства о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) на своего сына "данные изъяты"
30 августа 2022 г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты (часть 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") в связи с наличием нетрудоспособного члена семьи, находящегося на иждивении.
Распоряжением пенсионного органа перерасчет размера фиксированной выплаты к пенсии истца произведен с 1 сентября 2022 г.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 17, 18, 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункты 47, 48, 49 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г..N 546н, пункт 40 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 февраля 2019 г..N 39п, пункты 1, 2, 3, 9, 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г..N 2122-I (действовавшего до 31 декабря 2022 г..), исходил из того, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, с соответствующим заявлением Титова И.А. обратилась в пенсионный орган 30 августа 2022 г, перерасчет пенсии произведен правильно - с 1 сентября 2022 г..Оснований для перерасчета с более ранней даты суд не усмотрел, поскольку при подаче анкеты для получения СНИЛС на ребенка специалист ответчика в силу своих обязанностей
не знал и не должен был знать о том, что заявитель как законный представитель ребенка, является пенсионером. Действуя разумно и добросовестно, истец могла в установленном порядке реализовать свое право на перерасчет размера фиксированной выплаты, нормативные акты, устанавливающие право получения фиксированной выплаты в повышенном размере в связи с наличием иждивенца, опубликованы для всеобщего сведения.
Отклоняя доводы истца о том, что при обращении за выдачей СНИЛС она устно обратилась к специалисту с вопросом о том, изменится ли размер ее пенсии в связи с рождением ребенка, разъяснения ей даны не были, суд первой инстанции сослался на недоказанность факт обращения истца за соответствующим разъяснением в пенсионный орган. Указал, что законодательно не предусмотрена подача устного обращения для перерасчета размера фиксированной выплаты, необходима подача заявления с предоставлением документов, подтверждающих наличие оснований для перерасчета, в данном случае свидетельства о рождении ребенка, которое у ответчика отсутствуют.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими установленным обстоятельствам по делу.
Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет назначенной Титовой И.А. страховой пенсии по старости с 1 февраля 2020 г. с учетом нахождения на ее иждивении несовершеннолетнего ребенка и выплатить недополученную за период с 1 февраля 2020 г. по 31 августа 2022 г. сумму пенсии в размере 49 655, 18 руб, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 6, 10, 16, 17, 18, 21, 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, пунктами 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I, исходил из недоказанности разъяснения истцу ответчиком прав, связанных с ее пенсионным обеспечением, в частности, права на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере с учетом количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся у нее на иждивении, оснований, влекущих перерасчет размера получаемой истцом пенсии, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для перерасчета размера пенсии в случае появления на иждивении нетрудоспособных членов семьи, с целью своевременной реализации права на данный перерасчет.
Установив из материалов пенсионного дела, в том числе заявления Титовой И.А. о назначении пенсии, что истец обязуется безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение выплаты, однако данных о проведении каких-либо разъяснительных бесед с истцом относительно самих обстоятельств, при наступлении которых размер пенсии может быть пересчитан, материалы пенсионного дела не содержат, суд апелляционной инстанции, с учетом предоставленного ответчиком ответа на запрос судебной коллегии о сумме недополученной истцом пенсии за период с 1 февраля 2020 г. по 31 августа 2022 г, пришел к выводу, что неисполнение пенсионным органом обязанности по информированию (разъяснению) Титовой И.А. ее пенсионных прав, в том числе права на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере с учетом появления на ее иждивении нетрудоспособного члена семьи, а также права на перерасчет пенсии в случае появления на иждивении нетрудоспособных членов семьи (изменения их количества), привело к нарушению конституционного права истца на социальное обеспечение в размере, определенном законом, в связи с чем истец в силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеет право на выплату ей недополученной части фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку, при разрешении спора суд правильно истолковал и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что суд апелляционной инстанции не применил подлежащие применению к спорным правоотношениям положения статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 47 приказа Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 546н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Указывает, что действовавшим на дату возникновения спорных правоотношений законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании был предусмотрен исключительно заявительный порядок перерасчета размера страховых пенсий, а также установлены сроки такого перерасчета.
В материалы дела ответчиком представлены заявление о перерасчете размера пенсии на основании увеличения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, журнал учета обращений Титовой И.А. в территориальные органы ОСФР по Свердловской области по всем районам города Екатеринбурга из программного комплекса "Клиентская служба". Из анализа представленного в материалы дела журнала обращений следует, что обращение истца за перерасчетом размера фиксированной выплаты на основании части 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" зарегистрировано только 30 августа 2022 г. Иных обращений по указанному вопросу от Титовой И.А. в период с 2020 по 2022 гг. не поступало. Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции проигнорировал факт отсутствия с даты рождения ребенка до 2021 г. каких-либо обращений от Титовой И.А. в территориальные органы СФР и до 30 августа 2022 г. обращений по вопросу пенсионного обеспечения. 15 января 2020 г. Титова И.А. обратилась в территориальный орган СФР не с обращением по вопросу разъяснения своих пенсионных прав, а от имени и в интересах несовершеннолетнего ребенка, законным представителем которого она является, за оказанием ему конкретной государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Административным регламентом N 291п предусмотрены четкие и конкретные действия, которые должно совершить должностное лицо территориального органа СФР при оказании государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
По мнению заявителя, специалист территориального органа СФР, оказывающий Титовой И.А, как законному представителю несовершеннолетнего, государственную услугу по оформлению СНИЛС, выполнил все возложенные на него обязанности и действовал в строгом соответствии с установленными правилами оказания государственных услуг. Обязанности по разъяснению гражданину, обратившемуся за конкретной государственной услугой в интересах другого лица, его пенсионных прав, за разъяснением которых он не обращался, в рамках оказания государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета не предусмотрено. Специалист, который занимается оказанием той или иной государственной услуги, имеет доступ к ограниченному кругу персональных данных только по той услуге, которую он оказывает и только в отношении того гражданина, которому услуга оказывается. Каждый специалист несет персональную ответственность при работе с указанными программными комплексами. Истцом не оспаривался тот факт, что в 2020 г..она обращалась в территориальные органы СФР только один раз как законный представитель несовершеннолетнего ребенка за оказанием конкретной государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, иных обращений, от своего имени и в своих интересах по вопросу разъяснения пенсионных прав, не было. Допрошенная в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля сотрудница ОСФР по Свердловской области, которая оказывала в 2020 г..услуги по оформлению СНИЛС ребенку истца, пояснила, что в ее обязанности входило только оформление и выдача свидетельства о государственной регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования несовершеннолетнему ребенку истца.
Самого истца свидетель не помнит, но всегда разъясняла и разъясняет гражданам, задающим вопросы, не касающиеся оказываемой государственной услуги, о невозможности ответа на вопросы в рамках оказания конкретной государственной услуги и необходимости отдельно обратиться с соответствующим вопросом к профильным специалистам Отделения. При этом свидетель пояснила, что не дает и не давала консультаций по вопросам, не входящим в ее должностные обязанности.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции необоснованно и неправомерно на основании только опровергнутых показаниями свидетеля слов истца установилвину ответчика в несвоевременной подачи истцом заявления на перерасчет размера пенсии, в то время как имело место отсутствие волеизъявления истца. Материалы судебного дела не содержат доказательств, подтверждающих обращение за разъяснением возможности и порядка перерасчета, либо обращения е заявлением о перерасчете пенсии ранее, чем 30 августа 2022 г.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы являются необоснованными, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлены следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6).
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что фиксированная выплата к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), устанавливается в сумме 4982, 90 руб. в месяц (часть 1).
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом (часть 3).
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной части 1 статьи 16 этого федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции от 28 декабря 2013 г, действовавшей на день обращения Титовой И.А. в пенсионный орган с заявлением о регистрации ребенка в системе обязательного пенсионного страхования - 15 января 2020 г.).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи признаются в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н (далее - Перечень).
Согласно Перечню для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом N 400-ФЗ (пункт 15).
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-I (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона РФ от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, действовало на момент спорных правоотношений и утратило силу с 1 января 2023 г.), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения).
Из приведенного правового регулирования следует, что лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, устанавливается обеспечение в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Лицо, получающее страховую пенсию по старости, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи, имеет право на повышение фиксированной выплаты к данной пенсии, которое производится одновременно с назначением страховой пенсии по старости. В случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи пенсионным органом делается перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
По общему правилу перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости носит заявительный характер, то есть осуществляется пенсионным органом на основании соответствующего заявления лица, являющегося пенсионером, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, и приложенных к нему необходимых документов.
Вместе с тем, гражданин при обращении в пенсионный орган по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на фиксированную выплату к пенсии, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии должен разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на получение фиксированной выплаты к пенсии в повышенном размере с учетом количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся у него на иждивении, основания, влекущие перерасчет размера получаемой им пенсии по инвалидности, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для перерасчета размера пенсии в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся у него на иждивении, с целью своевременной реализации права на данный перерасчет.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению пенсионера, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком) имеет право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено право на социальное обеспечение в случае инвалидности в размере, определенном законом.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2024 г, и в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2022 г. N 3-КГ21-6-К3.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции, установив, что ответчик, на котором лежит бремя доказывания указанных обстоятельств, не представил суду достаточных, допустимых и достоверных доказательств того, что при назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости и в последующем обязанности по информированию (разъяснению) Титовой И.А. ее пенсионных прав, в том числе права на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере с учетом появления на ее иждивении нетрудоспособного члена семьи, а также права на перерасчет пенсии в случае появления на иждивении нетрудоспособных членов семьи (изменения их количества), что привело к нарушению конституционного права истца на социальное обеспечение в размере, определенном законом, пришел к обоснованному выводу, что истец в силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеет право на выплату ей недополученной части фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Доводы заявителя в кассационной жалобе по существу повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанций, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, отклоняя аналогичные доводы представителя ответчика, особенности программного обеспечения, с использованием которого специалисты пенсионного органа осуществляют регистрацию обращений граждан, равно как и порядок организации работы специалистов пенсионного органа, при котором (как следует из показаний допрошенной в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля специалиста, регистрировавшего обращение истца) специалисты имеют доступ только к определенному виду программного обеспечения, в данном случае - не содержащего сведений о наличии у заявителей статуса пенсионера, не освобождают пенсионный орган от возложенной на него обязанности по осуществлению разъяснительной работы по вопросам, относящимся к его компетенции, и как следствие - от ответственности за ненадлежащее исполнение указанной обязанности. Работник пенсионного органа, обладая специальными познаниями в сфере пенсионного обеспечения и зная о том, что наличие на иждивении пенсионера нетрудоспособного члена семьи является основанием для повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, при обращении Титовой И.А. по вопросу регистрации ребенка в системе обязательного пенсионного страхования имела объективную возможность проверить наличие у истца статуса пенсионера (учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации обладает соответствующей информацией), в том числе задав истцу вопрос о том, является ли она пенсионером, и предоставить последней соответствующие разъяснения, однако этого не сделал.
Как следует из материалов пенсионного дела, в частности, заявления Титовой И.А. о назначении пенсии (л.д. 47, 48), истец указала, что обязуется безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение выплаты. Однако данных о проведении каких-либо разъяснительных бесед с истцом относительно самих обстоятельств, при наступлении которых размер пенсии может быть, в том числе, пересчитан, материалы пенсионного дела не содержат. Ссылка в заявлении истца о назначении пенсии о необходимости извещать пенсионный орган о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии, сама по себе о предоставлении истцу всей необходимой (полной) информации относительно ее пенсионного обеспечения не свидетельствует, поскольку не отражает вопросы перерасчета пенсии и не имеет ссылок (указаний) на конкретные основания, влекущие изменение размера пенсии, в том числе такое, как появление на иждивении пенсионера нетрудоспособных членов семьи и изменение их количества.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 марта 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.