Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4433/2023 по иску Кузнецовой Александры Сергеевны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6 город Екатеринбург", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности по начислению и выплате специальной социальной выплаты, по кассационной жалобе Кузнецовой Александры Сергеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова А.С. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6 город Екатеринбург" (далее по тексту - ГБУЗ Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6") о возложении обязанности произвести начисление и выплату дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 и подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568, начиная с 01 марта 2023 года ежемесячно.
В обоснование заявленных требований Кузнецова А.С. сослалась на то, что со 02 сентября 2013 года состоит с ГБУЗ Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6" в трудовых отношениях, занимает должность заведующей поликлиники N 2, является членом лечебной контрольной подкомиссии. В силу своих должностных обязанностей она оказывает первичную медико-санитарную помощь (осуществляет мероприятия по диагностике заболеваний и состояний), в связи с чем имеет право на предоставление ежемесячной специальной социальной выплаты. В период с января по февраль 2023 года указанная выплата ей начислялась и выплачивалась, однако с марта 2023 года по настоящее время предоставление дополнительной меры социальной поддержки не осуществляется.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 июня 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - ОСФР по Свердловской области), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Свердловской области.
Представитель ответчика ГБУЗ Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6" в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, сославшись на то, что заведующий поликлиникой в силу своих должностных обязанностей непосредственно не участвует в оказание первичной медико-санитарной помощи, не осуществляет прием пациентов как врач-терапевт, не проводит диспансерное наблюдение, в связи с чем не имеет право на социальную выплату. Участие Кузнецовой А.С. в работе врачебных комиссий лечебного учреждения не соответствует требованиям, установленным в подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568.
Представитель ответчика ОСФР по Свердловской области в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, указав, что реестр сведений для назначения специальной социальной выплаты с 01 марта 2023 года в отношении Кузнецовой А.С. не поступал; должностные обязанности заведующей поликлиники не дают ей права на назначение и получение выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 августа 2023 года на ГБУЗ Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6" возложена обязанность включить Кузнецову А.С. в реестр работников, которым начисляется специальная социальная выплата за период с 01 марта 2023 года по 31 июля 2023 года; на ОСФР по Свердловской области возложена обязанность выплатить Кузнецовой А.С. специальную социальную выплату за период с 01 марта 2023 года по 31 июля 2023 года в размере 66 009 руб, в том числе за март 2023 года в сумме 14 500 руб, апрель 2023 года - 14 500 руб, май 2023 года - 8 700 руб, июнь 2023 года - 14 500 руб, июль 2023 года - 13 809 руб, в удовлетворении остальной части требований отказано; с ГБУЗ Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 150 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 января 2024 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 августа 2023 года в той части, которой исковые требования Кузнецовой А.С. были удовлетворены, отменено, в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований; решение в части взыскания государственной пошлины отменено; в остальной части это же решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Кузнецова А.С. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, просит оставить в силе решение суда.
Стороны, третье лицо в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 09 сентября 2013 года Кузнецова А.С. работает в должности заведующего поликлиникой N 2 - врача-терапевта ГБУЗ Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6".
Согласно должностной инструкции заведующего поликлиникой N 2, утвержденной главным врачом ГБУЗ Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6" 18 июля 2022 года, к необходимым знаниям заведующего поликлиникой отнесены, в том числе, знания порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи в соответствии с профилем деятельности медицинской организации, методологии анализа и оценки показателей здоровья населения, порядок создания и деятельности врачебной комиссии.
В перечень трудовых функций заведующего поликлиникой N 2 (раздел 3 должностной инструкции), входит, в частности, принятие непосредственного участия в работе врачебных комиссий медицинской организации в соответствии с локальными документами ГБУЗ Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6" об организации работы (по экспертизе временной нетрудоспособности, противораковой комиссии, иммунобиологической комиссии, комиссии по экспертизе качества оказания медицинской помощи, комиссии по реабилитации, комиссии по разбору жалоб и прочих (пункт 3.13), принятие участия в разборах клинически сложных случаев для определения тактики ведения пациентов и реабилитационного прогноза (пункт 3.12).
Согласно журналу учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения за 2023 год, журналу выписки льготных и сильнодействующих лекарственных препаратов, журналу учета санаторно-курортного лечения, копий амбулаторных карт пациентов, а также сведений о том, что Кузнецова А.С. является членом: врачебной подкомиссии по экспертизе временной нетрудоспособности, врачебной подкомиссии по отбору и направлению пациентов для оказания ВМП, лечебно-контрольной комиссии, врачебной подкомиссии по разбору случаев расхождения диагнозов, врачебной подкомиссии по разбору летальных исходов, врачебной подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств и направлению на санаторно-курортное и реабилитационное лечение, Кузнецова А.С. ежемесячно осуществляется прием и осмотр пациентов с целью диагностики, лечения заболеваний и состояний, что является составной частью первичной медико-санитарной помощи.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", Правилами осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, исходил из того, что истец, работая в должности заведующей поликлиники - врача-терапевта в структурном подразделении ГБУЗ Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6" - поликлинике N 2, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях, то есть относится к категории медицинских работников, имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для включения Кузнецовой А.С. в реестр работников, которым начисляется специальная социальная выплата за период с 01 марта 2023 года по 31 июля 2023 года, и возложении на ОСФР по Свердловской области обязанности по ее выплате истцу в размере 66 009 руб.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции не согласился. Отменяя решение в данной части и отказывая в удовлетворении этих требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что право на получение социальной выплаты имеют врачи, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний или с профилактической целью, включая проведение исследований, Кузнецова А.С. в силу своих должностных обязанностей выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, амбулаторную медицинскую помощь в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи (не проводит амбулаторный прием пациентов, не участвует в проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, не проводит диспансерное наблюдение за больными и лечебно-диагностические манипуляции) не оказывает; законодатель, устанавливая круг медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, указал, что специальная социальная выплата устанавливается медицинским работникам за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, истец в силу должностной инструкции относиться к руководителю структурного подразделения.
Отклоняя доводы Кузнецовой А.С. о том, что в ее должностные обязанности входит оказание первичной медико-санитарной помощи пациентам, суд апелляционной инстанции указал, что доказательств оказания истцом медицинской помощи гражданам по поводу заболеваний или с профилактической целью, включая проведение исследований, не представлено; из приложений к приказу от 09 января 2023 года N 1-ОД об организации работы ГБУЗ Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6" следует, что Кузнецова А.С. включена в состав врачебной подкомиссии по экспертизе временной нетрудоспособности, врачебной подкомиссии по отбору и направлению пациентов для оказания ВМП, лечебно-контрольной комиссии, врачебной подкомиссии по разбору случаев расхождения диагнозов, врачебной подкомиссии по изучению летальных исходов, подкомиссии по разбору жалоб и иных комиссиях, как заведующая поликлиникой N 2, а не как врач, к которому обращаются пациенты по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью и оказывающий первичную медико-санитарную помощь; основными функциями указанных комиссий является контроль организации и проведения экспертизы временной нетрудоспособности, оценка эффективности реабилитации, экспертной деятельности лечащих врачей, контроль обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности, контроль ведения медицинских документов, осуществление взаимодействия с бюро медико-социальной экспертизы, принятие управленческих решений по результатам анализов.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию спорных правоотношений.
В кассационной жалобе Кузнецова А.С. выражает несогласие с выводами суда о том, что ее должностные обязанностями сводятся только к административно-хозяйственным и организационно-распорядительным функциям без осуществления медицинской и лечебной деятельности, между тем в наименовании ее должности указано на то, что она также является врачом-терапевтом, она имеет специальное медицинское образование и квалификацию врача-терапевта, в ее обязанности входит участие в рабочих врачебных комиссиях (по экспертизе временной нетрудоспособности, по отбору и направлению пациентов для оказания высокотехнологической помощи, формулярная комиссия, лечебно-контрольная, противораковая, по рациональному назначению лекарственных средств, по иммунизации и поствакцинальным осложнениям), участие в разборках клинически сложных случаев для определения тактики ведения пациентов и реабилитационного прогноза; заседания врачебных комиссий проходит не только в форме изучения документации, но на заседания приглашаются пациенты с целью их опроса, сбора анамнеза; врачебная комиссия - это такая же форма оказания первичной медико-санитарной помощи пациентам, что и прием пациента у врача-участкового либо проведение лабораторного или медицинского исследования, принимая участие во врачебных комиссиях, она относится к категории врачей, поименованных в подпункте "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568.
Данные доводы не влекут отмену судебного постановления, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Пунктом 3 указанного постановления установлены максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в частности, врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, указанным в подпункте "б" пункта 2 настоящего постановления, за исключением медицинских работников, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего постановления, в размере 14 500 руб.
В соответствии с пунктом 4 указанного постановления специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в пункте 2 постановления и занимающим штатные должности по состоянию на 01 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 году и последующие годы на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансферов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставленных Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Правилами осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568, выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации (пункт 2).
Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (пункт 3 Правил).
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (пункт 4).
Согласно разъяснениям по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568, утвержденным приказом Минздрава России от 10 марта 2023 года N 99н, должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1183н (пункт 3).
При осуществлении специальной социальной выплаты, учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, в том числе указанным в подпункте "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций) (пункт 4).
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (пункт 1); первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (пункт 5); первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (пункт 6).
Согласно статье 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Согласно пункту 2 приложения N 1 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Как правильно установлено судом апелляционной инстанции с учетом приведенного правового регулирования спорных отношений, для установления ежемесячной специальной социальной выплаты необходимы следующие условия: 1) медицинский работник должен осуществлять работу в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях, 2) должность работника должна быть отнесена к врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, 3) работник должен оказывать первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществлять диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию). Работа истца в должности заведующей поликлиники данным условиям не отвечает.
Участие истца во врачебных комиссиях не относит ее к врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, то есть к врачам, которые в силу своих обязанностей постоянно осуществляют прием пациентов, обратившихся за оказанием им первичной медико-санитарной помощи (за получением мероприятий по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации) в медицинскую организацию.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Александры Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.