Судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции Шидакова О.А., рассмотрев жалобу защитника Макарского Э.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Крымского районного суда Краснодарского края от 20 марта 2024 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 8 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Хасратова Илёса по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Крымского районного суда Краснодарского края от 20 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 8 апреля 2024 года, Хасратов И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Макарский Э.С, действующий в интересах Хасратова И, не оспаривая факта совершения Хасратовым И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит постановление судьи изменить, исключив из него наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Хасратова И. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в не подаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Хасратовым И, 20 марта 2024 года, в 9 часов 15 минут, по адресу: "адрес", сотрудниками органа миграционного контроля выявлен прибывший в Российскую Федерацию 12 апреля 2023 года гражданин Республики Казахстан Хасратов И, который допустил нарушение режима пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания (срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение периода в сто восемьдесят суток истёк 10 июля 2023 года).
Приведённые обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судьями нижестоящих судов дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Действия Хасратова И. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
Постановление о привлечении Хасратова И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Между тем, с учётом конкретных обстоятельств настоящего дела, доводы защитника о возможности исключения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации полагаю заслуживающими внимания.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Из настоящей жалобы и приложенных к ней документов следует, что Хасратов И. проживает на территории Российской Федерации совместно с являющимся гражданином Российской Федерации отцом ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ. (свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ). При этом Хасратов И, проживая с отцом по месту регистрации в жилом доме, принадлежащем последнему на праве собственности (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ), по адресу: "адрес", единолично осуществляет уход за пожилым отцом и его содержание.
Так, согласно справке ГБУЗ "Крымская ЦРБ" от 25 апреля 2024 года N 17 ФИО7 находился на лечении в Терапевтическом отделении "Крымская ЦРБ" в период с 19 апреля 2024 года по 25 апреля 2024 года в состоянии средней степени тяжести, следовательно, последнему требуется дальнейшая квалифицированная медицинская помощь и соответствующий уход.
Кроме того, Хасратов И. на протяжении нескольких лет в подростковом возрасте проживал на территории Российской Федерации и обучался в общеобразовательной школе в период с 1 сентября 1989 года по 25 мая 1996 года, что подтверждается справкой, выданной МБОУ Средняя общеобразовательная школа N "адрес" МО "адрес" от 18 июля 2024 года N 132.
В подтверждение характеризующих сведений о личности правонарушителя с жалобой представлены копия гражданско-правового договора, заключённого Хасратовым К ДД.ММ.ГГГГ года с физическим лицом, и общественная характеристика на Хасратова К. от 3 мая 2024 года, выданная Комитетом N 5 ТОС Варениковского сельского поселения, согласно которой Хасратов И. исключительно положительно характеризуется по месту жительства: является вежливым, трудолюбивым человеком, принимает активное участие в жизни станицы, жалоб и нареканий от соседей не имеет, помогает своему престарелому отцу.
Также из материалов дела следует, что Хасратов И. вину в совершении вменённого административного правонарушения не оспаривал и признал, раскаялся в содеянном. Данные о привлечении Хасратова И. ранее к уголовной ответственности, а также к административной ответственности, в том числе в области миграционного законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о наличии у лица, привлечённого к административной ответственности, устойчивых семейных и социальных связей на территории Российской Федерации, что также позволяет также сделать вывод о том, что Хасратов И. обладает достаточной степенью интеграции в социальную среду Российской Федерации, не представляя какой-либо угрозы национальной безопасности или общественному порядку.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьёзного вмешательства со стороны государства в осуществление права Хасратова И. на уважение семейной жизни.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинён в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведённые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 17 февраля 2016 года N 5-П и др.).
Таким образом, учитывая личность Хасратова И. и его пребывание в стране, обусловленное необходимостью содержания и ухода за престарелым родителем, при этом санкция в виде выдворения за пределы Российской Федерации имеет для Хасратова И. негативные гуманитарные последствия, с учётом положений вышеприведённых правовых норм и конкретных обстоятельств дела, административное наказание в виде административного выдворения Хасратова И. за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права последнего на уважение его частной жизни и несоразмерно целям административного наказания.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Поскольку сведений об официальном трудоустройстве Хасратова И. в Российской Федерации, получении им стабильного дохода и своевременной уплаты им соответствующих налогов в материалах дела не содержится, при этом назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей Хасратовым И. исполнено, возможность применения положений части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае отсутствует.
Таким образом, учитывая изложенное и принимая во внимание выраженную в вышеназванных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, состоявшиеся по делу постановление судьи Крымского районного суда Краснодарского края от 20 марта 2024 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 8 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Хасратова И. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат изменению путём исключения из них указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Крымского районного суда Краснодарского края от 20 марта 2024 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 8 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Хасратова Илёса по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из них указание о назначении Хасратову И. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что административное выдворение иностранного гражданина из России является чрезмерным ограничением его прав, учитывая необходимость ухода за престарелым родителем и отсутствие угрозы общественному порядку. Постановление о выдворении было изменено, оставив в силе только штраф.