Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Губаревой С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хомяка А.Н. к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Хомяка А.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хомяк А.Н. обратился в суд с иском к ФКУ "Управление Черноморского флота", в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет должностного оклада с 1 декабря 2018 г. по 31 октября 2020 г. путем повышения оклада на 24% за работу в опасных условиях, взыскать в его пользу недополученную заработную плату за указанный период в размере 62 128, 15 руб, обязать ответчика выплатить компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях, рассчитав помесячно с 8 января 2019 г. по 4 апреля 2022 г. в размере 22 310, 68 руб. по день фактического расчета включительно, денежную компенсацию за непредоставленный ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда, рассчитанную с 30 ноября 2018 г. по 30 октября 2020 г. в размере 54 735, 76 руб, заработную плату за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 1 декабря 2018 г. по 31 октября 2020 г. в размере 34 109, 69 руб, в том числе с уплатой компенсации за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 8 января 2019 г. по 4 апреля 2022 г. в размере 12 534, 97 руб. и компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 5 апреля 2022 г. по день фактического расчета включительно; а также обязать ответчика выплатить истцу компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. и понесенные судебные расходы в размере 20 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 2 ноября 2023 г. иск удовлетворен. С ФКУ "Управление Черноморского флота" в пользу Хомяка А.Н. взыскана недополученная заработная плата за период с 1 декабря 2018 г. по 31 октября 2020 г. в размере 62 128, 15 руб, компенсация за задержку выплаты части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 8 января 2019 г. по 4 апреля 2022 г. в размере 22 310, 68 руб, компенсация за задержку выплаты части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 5 апреля 2022 г. по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 62 128, 15 руб, денежная компенсация за непредоставленный ежегодный дополнительный отпуск за период с 30 ноября 2018 г. по 30 октября 2020 г. в размере 54 735, 76 руб, денежная компенсация за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 1 декабря 2018 г. по 31 октября 2020 г. в размере 34 109, 69 руб, денежная компенсация за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 8 января 2019 г. по 4 апреля 2022 г. в размере 12 534, 97 руб, компенсация за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 5 апреля 2022 г. по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 34 109, 69 руб, компенсация морального вреда в размере 20 000 руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
В решении также указано, что оно в части взыскания с ФКУ "Управление Черноморского флота" в пользу Хомяка А.Н. недополученной заработной платы за период с 1 декабря 2018 г. по 31 октября 2020 г. в размере 62 128, 15 руб, компенсации за задержку выплаты части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 8 января 2019 г. по 4 апреля 2022 г. в размере 22 310, 68 руб, компенсации за задержку выплаты части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 5 апреля 2022 г. по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 62 128, 15 руб, денежной компенсации за непредоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск за период с 30 ноября 2018 г. по 30 октября 2020 г. в размере 54 735, 76 руб, денежной компенсации за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 1 декабря 2018 г. по 31 октября 2020 г. в размере 34 109, 69 руб, денежной компенсации за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 8 января 2019 г. по 4 апреля 2022 г. в размере 12 534, 97 руб, компенсации за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 5 апреля 2022 г. по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 34 109, 69 руб, компенсации морального вреда в размере 5 000 руб, расходов по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб. не подлежит исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 марта 2024 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Хомяка А.Н. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Хомяк А.Н, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятое по делу апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что условия труда истца, не связанные с непосредственным участием в тушении пожаров, в ноябре 2020 года были признаны опасными, тогда как выводы суд апелляционной инстанции о том, что фактор опасных условий труда должен быть поставлен в зависимость от участия в тушении пожаров, противоречат данному обстоятельству. Также заявитель указывает, что суд пришел к необоснованному выводу о пропуске истцом специального срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), при этом не принял во внимание обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска такого срока, в частности то обстоятельство, что о неправильных результатах проведенной работодателем специальной оценки условий труда истец узнал лишь после ознакомления с предписанием Государственной инспекцией труда г. Севастополя N от 30 июня 2021 г.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В материалы гражданского дела представлены отчеты об отслеживании почтового отправления соответствующего извещения, согласно которым конверты, направленные в адрес лиц, участвующих в деле, были вручены адресатам заблаговременно (номера отслеживания N, N, N, N, N).
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, 16 августа 2017 г. между Министерством бороны Российской Федерации и Хомяком А.Н. был заключен трудовой оговор, согласно условиям которого он был принят на должность водителя автомобиля пожарной команды. Местом работы определена база (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда), расположенная по адресу "адрес". Трудовой договор заключен на неопределенный срок.
По условиям трудового договора истцу был установлен должностной оклад в размере 6 600 руб. в месяц, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 10 %, а также иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, установлен суммированный учет рабочего времени, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
9 января 2018 г. сторонами было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которое вступало в силу с 1 января 2018 г. и состояло в том, что Хомяку А.Н. устанавливался размер должностного оклада по 6 группе тарифных ставок в размере 6 864 руб. в месяц.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 2 октября 2020 г. истцу установлен должностной оклад в размере 7 375 руб. в месяц с 1 октября 2020 г.
Дополнительным соглашением от 5 ноября 2020 г. истцу с 3 ноября 2020 г. повышен должностной оклад (тарифные ставки) гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда (4 класс) - на 24%.
Как усматривается из отчета о проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 63876, утвержденного 30 ноября 2018 г. для работников пожарных команд установлен 2 класс (допустимые условия труда) - для рабочей зоны повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения, и 4, класс (опасные условия труда) - на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона). В частности на рабочем месте водитель автомобиля филиала база (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) пожарная команда (пожарное депо) работнику гарантии и компенсации за условия труда по результатам специальной оценки условий труда от 29 ноября 2018 г. не установлены (карта СОУТ 1301).
В соответствии с отчетом о проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 63876, утвержденным 26 октября 2020 г, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда).
Приказом командира войсковой части N от 17 ноября 2020 г. N работникам пожарной команды базы хранения материальных технических средств (г. Симферополь), рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, приказом командира войсковой части от 5 ноября 2020 г. N указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
С результатами специальной оценки условий труда от 26 октября 2020 г. Хомяк А.Н. был ознакомлен 17 марта 2021 г. После чего, усмотрев противоречия в результатах специальной оценки условий труда, утвержденной 30 ноября 2018 г. в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, направил 5 августа 2021 г. в 107 военную прокуратуру гарнизона обращение о нарушении должностными лицами войсковой части N требований трудового законодательства. Данное обращение было направлено военному прокурору 309 военной прокуратуры гарнизона.
Проведенной проверкой выявлены противоречия в результатах состоявшейся в ноябре 2018 года и октябре 2020 года специальной оценки условий труда в части установления итогового класса условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, установленных должностным лицам пожарной команды. В связи с чем, специалистами Государственной инспекции труда г. Севастополя командованию воинской части выдано предписание от 30 июня 2021 г. N о необходимости предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь) в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом N заседания комиссии по результатам специальной оценки условий труда от 26 ноября 2018 г. (4 класс), которое обжаловано командованием войсковой части N в судебном порядке.
В связи с выявленными специалистами Государственной Инспекции труда г. Севастополя нарушениями трудового законодательства, выразившимися в несвоевременном ознакомлении работников пожарной команды с результатами специальной оценки условий труда, а также непринятием к учету предложений работников, в адрес командира войсковой части N внесено представление об устранении нарушений закона.
Внесенное в августе 2021 года в адрес командира войсковой части N представление рассмотрено уполномоченными должностными лицами воинской части, организовано проведение перерасчета нормы трудовых часов с учетом положенной сокращенной продолжительности рабочего времени за период с ноября 2019 года по ноябрь 2020 года, с должностными лицами воинской части проведены дополнительные занятия по изучению действующего законодательства, усилен контроль выполнения мероприятий в сфере охраны трудовых прав граждан.
Согласно информации Инспекции по труду Республики Крым от 11 октября 2021 г. о рассмотрении обращения коллектива о возможных нарушениях законодательства о труде в отношении пожарной команды войсковой части N (вх. от 17 сентября 2021 г. N N), Инспекцией совместно с 309 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка соблюдения законодательства о труде в войсковой части N. По вопросу проведения специальной оценки условий труда установлено, что в отношении рабочих мест пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") в/ч N проведены специальные оценки условий труда, отчеты о проведении которых утверждены 30 ноября 2018 г. и 26 октября 2020 г. В 2019 году в отношении рабочего места "начальник пожарной команды" и "водителя автомобиля пожарной команды" базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республику Крым) войсковой части N проведена специальная оценка условий труда, отчет о проведении которой утвержден 29 ноября 2019 г.
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда в войсковой части N, утвержденному 30 ноября 2018 г, на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за опасные условия труда по результатам специальной оценки условий труда не установлены.
В соответствии с отчетом о проведении специальной оценки условий труда в войсковой части N, утвержденным 26 октября 2020 г, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда). На указанных рабочих местах работников пожарной команды войсковой части 63876 по результатам специальной оценки условий труда установлены гарантии и компенсации за условия труда, одной из которых является повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 147 ТК РФ).
Дополнительными соглашениями к трудовым договорам работникам с 3 ноября 2020 г. по результатам специальной оценки условий труда повышены должностные оклады за опасные условия труда (4 класс) на 24%.
В нарушение статьи 212 ТК РФ, пункта 4 части 3 статьи 10 Федерального закона от 38.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в отношении рабочих мест указанной пожарной команды при осуществлении на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не учтены предложения работников. В результатах специальной оценки условий труда от 30 ноября 2018 г. и от 26 октября 2020 г. в отношении рабочих мест указанной пожарной команды войсковой части 63876 установлены нарушения действующего законодательства в части установления итогового класса (подкласса) условий груда, гарантий и компенсаций за условия труда.
По вопросу проведения обязательных медицинских осмотров (обследований) установлено, что согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда в войсковой части N, утвержденному 30 ноября 2018 г, в отношении рабочих мест вышеуказанных работников пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2 (допустимые условия труда).
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденному от 30 ноября 2018 г, на указанных рабочих местах проведение обязательного медицинского осмотра не установлено. При этом, учитывая характер и виды выполняемых работ, должностные обязанности указанной категории работников войсковой части N, а также п. 8, и. 9 и п. 27 приложения N 2 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (утратил силу с 1 апреля 2021 г.), установлена периодичность осмотров 1 раз в год.
Согласно сведениям войсковой части N от 8 августа 2019 г. водители автомобиля пожарной команды базы хранения (М и ТС) являются работниками этой пожарной команды и за ними закреплена на эксплуатацию и обслуживание - автоцистерна пожарная на базе КАМАЗ-43105, транспортный. Водителям автомобиля пожарной команды базы как водителям специального автотранспорта производится оплата труда по 6-ой группе тарифных ставок. В соответствии с Инструкцией дежурных смен при выезде и выполнении работ на пожаре в составе боевого расчета водитель автомобиля пожарной команды дежурной смены и пожарным устанавливает пожарный автомобиль на источник водоснабжения, переключает работу двигателя автомобиля на насос, обеспечивает бесперебойную подачу воды (пенообразователя) в рукавную линию; является постовым на посту безопасности.
В связи с противоречиями специальной оценки условий труда от 30 ноября 2018 г. и от 26 октября 2020 г. Инспекцией по труду Республики Крым в соответствии со статьей 216.1 ТК РФ, Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Минтруда России от 12.08.2014 N 549н, отчеты о проведении специальной оценки условий труда войсковой части 63876 указанной пожарной команды направлены в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в целях проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда.
В целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах, правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также оценки фактических условий труда, отчеты специальной оценки условий труда направлены Государственной инспекцией труда города Севастополя в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя для проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда.
Заключением Государственной экспертизы условий труда от 21 июня 2021 г. N установлено, что качество проведения специальной оценки условий труда в 2018 году на рабочих местах работников базы (хранения-материальных и технических средств) г. Симферополь пожарной команды (пожарное депо) Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - войсковая часть N не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда. В частности, эксперт пришел к выводу, что в нарушение части 9 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в отчете о проведении специальной оценки условий труда итоговый класс (подкласс) условий труда, не соответствует установленному Протоколом N заседания комиссии по специальной оценке условий труда войсковой части N от 26 ноября 2018 г.
Так, согласно протоколу N заседания комиссии по специальной оценке условий труда войсковой части N от 26 ноября 2018 г, в соответствии с частью 9 статьи12 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 426-ФЗ, пункта 17 приложения N1 к Методике проведения СОУТ, комиссией принято решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах в подразделениях пожарной охраны, на основании того, что проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни и здоровья как работников войсковой части N, так и специалистов ООО "ЭКОСТАНДАРТ" "Технические решения", и установлении на этих рабочих местах при работах в зонах пожара и проведении аварийно-спасательных работ 4 (опасного) класса условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Также эксперт пришел к выводу о том, что качество проведения специальной оценки условий труда в 2019 и 2020 годах на рабочих местах работников базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) г. Симферополь - Пожарной команды (пожарное депо) Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - войсковая часть N, соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Как установлено выше, Государственной инспекцией труда г. Севастополя от 31 марта 2021 г. в отношении воинской части 63876 была проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства о труде, по результатам которой установлены нарушения требований трудового законодательства, в том числе противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, а также гарантий и компенсаций по результатам специальной оценки условий труда от 30 ноября 2018 г, 29 ноября 2019 г. и 26 октября 2020 г, проведенных в отношении рабочих мест работников пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда). По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
30 июня 2021 г. главным государственным инспектором отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда войсковой части N, командиру войсковой части N полковнику Живкину О.В. выдано предписание N об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, обеспечить предоставление работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") в/ч N за период с 30 ноября 2018 г. до 26 октября 2020 г. в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом N заседания комиссии по СОУТ войсковой части N от 26 ноября 2018 г. (4 класс). Основание: статьи 22, 92, 117, 147, 357, 236 ТК РФ, заключение ГЭУТ от 21 июня 2021 г. N, со сроком исполнения 30 августа 2021 г.
Командиром войсковой части N Живкиным О.В. указанное предписание N N об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов было обжаловано.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 января 2022 г. в удовлетворении административного иска командира войсковой части N Живкина О.В. к главному государственному инспектору Государственной инспекции труда города Севастополя Павлун Т.Н, Государственной инспекции труда города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, заинтересованные лица Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление Черноморского флота", филиал ФКУ "Управление Черноморского флота" - "5 финансово-экономическая служба Черноморского флота" об оспаривании предписания N от 30.06.2021 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 мая 2022 г..отменено решение Ленинского районного суда г..Севастополя от 13 января 2022 г..в части периода предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь, Республика Крым) войсковой части N гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством. Административный иск удовлетворен частично, признано незаконным и отменено предписание главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда г..Севастополя Павлун Т.Н. N от 30 июня 2021 г..в части возложения обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") войсковой части N за период с 30 ноября 2018 г..по май 2020 года в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренные трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласа) условий труда, установленного протоколом N заседания комиссии по специальной оценки условий труда войсковой части N от 26 ноября 2018 г..(4 класс). В остальной части решение оставлено без изменения. Доводы апелляционных жалоб административного истца командира войсковой части N Живкина О.В, представителя Министерства обороны Российской Федерации Зотова В.В. о неправомерности предписания N от 30 июня 2021 г..суд апелляционной инстанции отклонил, указав, что в акте проверки и предписании отражены конкретные нормы трудового законодательства, нарушенные работодателем с прямыми доказательствами допущения таких правонарушений, которые подтверждаются результатами Государственной экспертизы условий труда от 21 июня 2021 г..N, проведенной в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также самим актом проверки.
При этом судебная коллегия по административным делам согласилась с доводами жалоб о несоблюдении административным ответчиком при вынесении предписания законодательных положений, предписывающих учитывать сроки обращения в суд, установленные требованиями части 2 статьи 392 ТК РФ.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от 5 ноября 2020 г. N должностные оклады работников войсковой части N, в частности истца Хомяка А.Н. по результатам специальной оценки условий труда с 3 ноября 2020 г. повышены за опасные условия труда (4 класс) на 24 %. Согласно выписке из приказа командира в/ч N от 17 ноября 2020 г. N для работников войсковой части N базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) (г. Симферополь) начальника пожарной команды, командира отделения пожарной команды, пожарного пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды, у которых рабочие места отнесены к опасным условиям труда (4 класс) установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. При этом, оплата труда в повышенном размере за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется с 3 ноября 2020 г, до этой даты указанным работникам данная гарантия и компенсация (повышенный размер оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда) за условия труда не предоставлялась.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с момента проведения специальной оценки условий труда 30 ноября 2018 г. характер и вид выполняемой истцом работы, условия его работы не изменялись; условия труда на рабочем месте истца являлись опасными, что установлено заключением Государственной экспертизы условий труда от 21 июня 2021 г. N, а так же подтверждено последующей специальной оценки условий труда в 2020 году, в связи с чем, истец имеет право на гарантии и компенсации за работу в опасных условиях труда с момента проведения специальной оценки условий труда с 30 ноября 2018 г, сославшись на то, что результат специальной оценки условий труда от 30 ноября 2018 г, на основании которого условия труда на рабочем месте истца были признаны безопасными, не соответствует и противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса), условий труда, гарантий и компенсаций.
При этом, суд отклонил доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, указав на то, что истец по настоящее время работает на должности водитель автомобиля пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) в войсковой части 63876, трудовые правоотношения между сторонами носят длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы сохранятся в течение всего периода действия трудового договора. Кроме этого, суммы, которые заявлены истцом, являются следствием неправильно проведенной работодателем оценки условий труда, о которой истец узнал из предписания 30 июня 2021 г. и заявить требования об их взыскании не имел возможности, поскольку они не были ему начислены, а также не были предусмотрены к выплате трудовым договором и дополнительными соглашениями.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, оценив представленные в материалы гражданского дела доказательства, пришел к выводу о том, что по результатам специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденной 30 ноября 2018 г, на рабочем месте Хомяка А.Н. установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2 (допустимые условия труда), тогда как условия труда истца к вредным (опасным) отнесены только по результатам проведения специальной оценки от 26 октября 2020 г, при этом, то обстоятельство, что заключением Государственной экспертизы условий труда специальная оценка условий труда, результаты которой утверждены 30 ноября 2018 г, признана не соответствующей требованиям законодательства, свидетельствует лишь о том, что СОУТ 2018 года не может применяться, однако не влечет каких-либо правовых последствий и не является основанием для перерасчета начисленной заработной платы и возникновения каких-либо иных прав и обязанностей для работника и работодателя за предшествующий период, в связи с чем, истец имеет право на гарантии и компенсации лишь после утверждения результатов специальной оценки условий труда, проведенной в 2020 году и такие гарантии и компенсации ему предоставлены.
Более того, с заключением по результатам СОУТ от 30 ноября 2018 г, установившей отсутствие на рабочем месте истца особых условий труда, Хомяк А.Н. ознакомлен 12 декабря 2018 г, однако результаты специальной оценки условий труда истцом в судебном порядке не оспорил, с настоящим иском Хомяк А.Н. обратился в суд 13 апреля 2022 г, то есть со значительным пропуском срока, установленного положениями статьи 392 ТК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены оспариваемого апелляционного определения в пределах заявленных в кассационной жалобе доводов.
В соответствии со статьей 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесено, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы 1, 2 части 1 статьи 5).
В соответствии с частью 1 статьи 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно части 4 статьи 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения
представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные, выплаты).
В соответствии с частью 1, части 3 статьи 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации) установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N545.
В силу пункта 3 раздела 2 "Условия, размеры и порядок осуществление выплат компенсационного характера гражданскому персоналу" Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N 545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труд, (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Согласно пункту 4 раздела 2 Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N 545, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктом 4 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, являющегося Приложением N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 N 255, действовавшему до издания приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N 545.
По смыслу вышеприведенных норм трудового законодательства во взаимосвязи с подзаконными актами заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом, системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В связи с чем, при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
В соответствии с частью 1 статьи 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу, альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 ТК РФ).
Согласно абзацу 7 части 2 статьи 212 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014.
В соответствии ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федераций федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу части 2 статьи 3, статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 8 вышеуказанного закона, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возложены на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 данного закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции, условия труда истца к вредным (опасным) отнесены только по результатам проведения специальной оценки от 26 октября 2020 г, при этом доказательств, указывающих на наличие особых условий труда с 30 ноября 2018 г. материалы гражданского дела не содержат, тогда как заключение Государственной экспертизы условий труда о том, что специальная оценка условий труда, результаты которой утверждены 30 ноября 2018 г, признана не соответствующей требованиям законодательства, свидетельствует лишь о том, что СОУТ 2018 года не может применяться, однако не влечет за собой отнесение за предшествующий период условий труда истца к вредным (опасным).
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, а также сводящиеся лишь к субъективной оценке представленных в материалы гражданского дела доказательств, указаний на действительные нарушения, допущенные судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела, не содержат, в связи с чем, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемого судебного акта по делу в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хомяка А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
В мотивированном виде определение изготовлено 7 августа 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.