Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Конаревой И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области", поданную через суд первой инстанции 23 апреля 2024 г, на решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 7 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 23 января 2024 г.
по административному делу N 2а-1025/2023 по административному исковому заявлению Барабинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, пояснения Васильевой Н.А, представляющей интересы Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области", поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Барабинский межрайонный прокурор Новосибирской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия ГКУ НСО ТУАД, выразившегося в невыполнении работ по приведению покрытия проезжей части и обочин на участках: 1) км "данные изъяты" автомобильной дороги регионального значения "Здвинск-Барабинск" в Барабинском районе в нормативное состояние, по непринятию мер к обустройству, содержанию и обеспечению соответствия нормативным требованиям остановочных пунктов, расположенных на указанной дороге; обязании ГКУ НСО ТУАД привести в нормативное состояние покрытие проезжей части и обочины на участках автомобильной дороги регионального значения "Здвинск-Барабинск": 1) "данные изъяты" в срок до 31 декабря 2024 г.; обязании ГКУ НСО ТУАД привести в нормативное состояние остановочные пункты "данные изъяты" расположенные на автомобильной дороге регионального значения "Здвинск- Барабинск" в Барабинском районе, в срок до 31 декабря 2024 г.
Требования мотивированы тем, что Барабинской межрайонной прокуратурой Новосибирской области проведена проверка исполнения ГКУ НСО ТУАД требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на автомобильной дороге регионального значения "Здвинск-Барабинск", расположенной на территории Барабинского района.
Постановлением администрации Новосибирской области от 18 февраля 2010 г. N 65-па автомобильная дорога "Здвинск-Барабинск" ("данные изъяты") включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Новосибирской области. Данная дорога (кадастровый номер: N), общей протяженностью "данные изъяты" м, расположенная на территории Барабинского района, находится на праве оперативного управления ГКУ НСО ТУАД и эксплуатируется учреждением.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ГКУ НСО ТУАД не исполняет надлежащим образом возложенную на него обязанность по содержанию и ремонту автомобильной дороги регионального значения "Здвинск-Барабинск", по обустройству, содержанию и обеспечению соответствия нормативным требованиям остановочных пунктов, расположенных на указанной дороге.
Проверкой, проведенной прокуратурой в апреле 2023 г, установлено, что в нарушение п.п. 5.2.4 и 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на вышеуказанной автомобильной дороге выявлены следующие дефекты: на участке км "данные изъяты" имеются дефекты покрытия проезжей части (пучинообразования, колейность, выбоины, просадки), на участках: км "данные изъяты" имеются отдельные повреждения в виде выбоин длиной более 15 см, глубиной более 5 см, а на участках: км "данные изъяты" имеются дефекты в виде занижения обочин более 4 см.
В связи с выявленными нарушениями, 20 апреля 2023 г. Барабинским межрайонным прокурором в ГКУ НСО "ТУАД" внесено представление. По результатам рассмотрения представления были частично устранены отдельные нарушения в виде выбоин и занижения обочин на участках: км "данные изъяты". При этом нарушения в виде пучинообразований, колейности и просадок не были устранены на участках: км "данные изъяты", не устранялись.
Из ответа ГКУ НСО ТУАД от 15 мая 2023 г. N следует, что для устранения дефектов в рамках работ по содержанию автодороги выделяемых денежных средств недостаточно, "ямочный ремонт" дает кратковременный эффект, из-за превышения межремонтных сроков идет интенсивное, постоянное разрушение покрытия. Для восстановления земляного полотна и дорожной одежды на участках: км "данные изъяты" необходимо выполнять работы по ликвидации пучинообразований, что также требует значительных финансовых затрат.
Также, в ходе проверки выявлены нарушения пункта 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, в связи с чем 19 апреля 2023 г. в ГКУ НСО "ТУАД" внесено представление, которое было рассмотрено, признано обоснованным. В соответствии с ответом ГКУ НСО ТУАД на указанное представление, для выполнения мероприятий по приведению в нормативное состояние остановочных пунктов требуется выполнение комплекса работ по реконструкции соответствующих участков автомобильной дороги, фактически нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования.
По аналогичным основаниям иные остановочные пункты, расположенные в Барабинском районе на автомобильной дороге "Здвинск-Барабинск", не соответствуют требованиям пункта 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007. В нарушение указанного ГОСТа между остановочными пунктами " "данные изъяты" расположенными на автомобильной дороге "Здвинск- Барабинск" в Барабинском районе через каждые 10-15 км отсутствуют туалеты.
Проверкой, проведенной прокуратурой в мае 2023 г, при обследовании иных участков указанной автомобильной дороги выявлены нарушения пууунктов 5.2.4 и 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на участках: км "данные изъяты" имеются просадки и выбоины длиной более 15 см, глубиной более 5 см. (от 6 см. до 22 см.), занижения обочин более 4 см.
Неисполнение ГКУ НСО ТУАД требований законодательства о безопасности дорожного движения по содержанию и ремонту автомобильной дороги регионального значения "Здвинск-Барабинск" в Барабинском районе, по обустройству, содержанию и обеспечению соответствия нормативным требованиям остановочных пунктов, расположенных на указанной дороге, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия, и как следствие, угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 7 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 23 января 2024 г. административное исковое заявление удовлетворено; признано незаконным бездействие ГКУ НСО ТУАД, выразившееся в невыполнении работ по приведению покрытия проезжей части и обочин на участках: км "данные изъяты" автомобильной дороги регионального значения "Здвинск-Барабинск" в Барабинском районе в нормативное состояние, по непринятию мер к обустройству, содержанию и обеспечению соответствия нормативным требованиям остановочных пунктов, расположенных на указанной дороге; на ГКУ НСО "ТУАД" возложена обязанность привести в нормативное состояние покрытие проезжей части и обочины на участках автомобильной дороги регионального значения "Здвинск-Барабинск": км "данные изъяты" в срок до 31 декабря 2024 г.; на ГКУ НСО "ТУАД" возложена обязанность привести в нормативное состояние остановочные пункты: "данные изъяты"", расположенные на автодороге регионального значения "Здвинск-Барабинск", в срок до 31 декабря 2024 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Новосибирской области принесены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 3 названного закона определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются статьей 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Из материалов административного дела следует, что Постановлением администрации Новосибирской области от 18 февраля 2010 г. N 65-па автомобильная дорога "Здвинск-Барабинск" ("данные изъяты"), с кадастровым номером N, общей протяженностью "данные изъяты" м. (начало дороги - "данные изъяты" км, конец дороги - "данные изъяты" км), расположенная на территории Барабинского района, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Новосибирской области.
Автомобильная дорога передана на праве оперативного управления ГКУ НСО ТУАД, и эксплуатируется учреждением. В соответствии с ее транспортно-эксплуатационными характеристиками и потребительскими свойствами автомобильная дорога отнесена к "данные изъяты" категории, по типу покрытия имеет усовершенствованный тип покрытия - из них "данные изъяты" км. асфальто-бетон, "данные изъяты" км. - черный щебень.
В апреле и в мае 2023 г. Барабинской межрайонной прокуратурой Новосибирской области были проведены проверки исполнения ГКУ НСО ТУАД требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности при содержании находящейся на праве оперативного управления автомобильной дороги регионального значения "Здвинск-Барабинск", в ходе которых установлено, что ГКУ НСО ТУАД, вопреки требованиям законодательства, не устранены дефекты дорожного полотна на участках автомобильной дороги регионального значения "Здвинск-Барабинск", чем нарушены требования ГОСТ Р 50597-2017, а также не исполнены надлежащим образом обязанности по обустройству, содержанию и обеспечению соответствия требованиям ГОСТ Р 52766-2007 остановочных пунктов на участках указанной автомобильной дороги.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела доказательствами: актом проверки автомобильной дороги "Здвинск-Барабинск" от 11 апреля 2023 г, актом осмотра остановочных пунктов от 11 апреля 2023 г, актом проверки от 25 мая 2023 г, фототаблицами к указанным актам, представлениями Барабинского межрайонного прокурора, а также ответами ГКУ НСО ТУАД на представления Барабинского межрайонного прокурора
Разрешая требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 39, 178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статей 1, 2, 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статей 3, 15, 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления администрации Новосибирской области от 18 февраля 2010 г. N 65-па, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 243 8-р, ГОСТа Р 50597-2017, ГОСТа Р 52766-2007, Устава ГКУ НСО ТУАД, утвержденного Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 4 июля 2011 г. N 1426, пришел к выводам о том, что ГКУ НСО ТУАД допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства по содержанию и ремонту автомобильной дороги регионального значения "Здвинск-Барабинск" на участках, названных в иске, а также по обустройству, содержанию и обеспечению соответствия нормативным требованиям остановочных пунктов, расположенных на указанной дороге, что нарушает права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий и угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, в связи с чем возложил на ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что ГКУ НСО ТУАД осуществляет деятельность по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания, паспортизации, инвентаризации автомобильных дорог общего пользования Новосибирской области регионального или межмуниципального значения и сооружений на них; выполняет функции заказчика и застройщика по дорогам общего пользования Новосибирской области регионального значения и сооружений на них; осуществляет иные полномочия владельца автомобильных дорог в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. С учетом характера спорного правоотношения, предметом которого является возложение обязанности по совершению действий, а не имущественное взыскание, предмета деятельности ГКУ НСО ТУАД, закрепленного в Уставе, исходя из того, что ГКУ НСО ТУАД Уставом наделен полномочиями владельца автомобильной дороги, которая закреплена за ним на праве оперативного управления, принятое судом решение прав Министерства транспорта и дорожной деятельности Новосибирской области не затрагивает, обязанностей на него не возлагает.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется. Все выводы, приведённые в судебных актах, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о непривлечении к участию в деле главного распорядителя бюджетных средств, а именно Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, с учетом предмета и основания административного иска, не могут повлечь отмену принятых по настоящему делу судебных актов, поскольку требование о возложении обязанности профинансировать деятельность казенного учреждения не разрешалось. Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции с учетом предмета настоящего административного иска субъектный состав участников по настоящему делу определён верно.
Доводы кассационной жалобы о нецелесообразности исполнения, возложенной на административного ответчика судом обязанности, невозможности осуществления работ по установке и надлежащем оборудовании остановочных павильонов, являющихся по сути реконструкцией участка автомобильной дороги, необоснованном распространении требований пункта ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" на объекты, построенные до введения его в действие, не могут быть приняты во внимание, как направленные на переоценку установленных судами обстоятельств и неверном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Указание административного ответчика на отсутствие незаконного бездействия также подлежит отклонению, с учетом содержания Устава государственного казенного учреждения, полномочий переданных ему собственником имущества по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог, находящихся в собственности Новосибирской области, обязанность по приведения объектов транспортной инфраструктуры в надлежащее состояние, с учётом требований законодательства в области безопасности дорожного движения, была обосновано возложена судами на Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области". Недостаточность финансирования учреждения, а также незапланированность средств на конкретные цели не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения от исполнения обязанности по содержанию дорог в состоянии обеспечивающим безопасность дорожного движения для всех его участников.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 7 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 23 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.