Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 ноября 2009 г. N Ф04-6265/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2009 г.
Горно-Алтайская таможня обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению по Республике Алтай г. Горно-Алтайск (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 05.05.2009 N 457 о привлечении к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 29.05.2009 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 20.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Горно-Алтайская таможня, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу решение и постановление, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление.
Горно-Алтайская таможня считает, что Управление нарушило процедуру привлечения к административной ответственности, а именно - статью 28.5, подпункт 7 пункта 1 статьи 29.10, статью 30.1 КоАП РФ.
Также Горно-Алтайская таможня считает, что арбитражными судами не правомерно не учтено положение части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации и не принято во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Указывает на недоказанность Управлением объективной и субъективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Горно-Алтайской таможни поддержала доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, проанализировав доводы сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратурой г. Горно-Алтайска совместно с Управлением по Республике Алтай 30.03.2009 проведена проверка Горно-Алтайской таможни по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению при эксплуатации скважины системы питьевого водоснабжения в г. Горно-Алтайске, по улице Строителей, дом N 10, о чем составлен акт от 30.03.2009 N 224.
По факту выявленных нарушений, прокурором города Горно-Алтайска вынесено постановление о возбуждении в отношении Горно-Алтайской таможни дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.5 КоАП РФ, и материал направлен в Управление.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением принято постановление от 05.05.2009 N 457 о привлечении Горно-Алтайской таможни к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили выявленные в ходе проверки нарушения Горно-Алтайской таможней требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", выразившиеся в следующем:
- в нарушение пунктов 4.3, 4.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный лабораторный контроль за качеством воды в точках водозабора внутренней водопроводной сети, принадлежащей Таможне на микробиологические показатели ежемесячно не проводился. Лабораторный контроль в июне, июле, августе, сентябре 2008 не проводился; в 2008 году не проводились исследования воды на радиологические показатели;
- в нарушение пунктов 1.11., 1.13., 1.4., 3.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 ввод электрических сетей в устья скважины не загерметизирован, в связи с чем, возможно загрязнение питьевой воды через устье скважины; не разработан проект зоны санитарной охраны первого пояса, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии зоны санитарной охраны первого пояса действующим СанПиН нет.
Не согласившись с постановлением от 05.05.2009 N 457, Горно-Алтайская таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления арбитражные суды пришли к выводу, о том, что Управление доказало состав вменяемого Горно-Алтайской таможне административного правонарушения.
Арбитражные суды обоснованно исходили из того, что ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения предусмотрена статьей 6.5 КоАП Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.
Согласно требованиям статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, децентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" СанПиН 2.1.4.1074-01, устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Указанные санитарные правила согласно пункту 1.4, применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Из пунктов 4.2 и 4.3 Санитарных правил 2.1.4.1074-01 следует, что производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
При этом согласно пункту 4.5. Санитарных правил 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям ежемесячно.
Согласно пункту 4.3 Санитарных правил 2.1.4.1074-01 количество проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований на радиологические показатели в течение года должно быть не менее одного.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Горно-Алтайская таможня в июне, июле, августе, сентябре 2008 года не проводила контроль качества воды в принадлежащей ей скважине, а также не проводила в 2008 году радиологический контроль воды.
Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражные суды обоснованно констатировали о нарушении Горно-Алтайской таможней требований пункта 4.3., 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Делая вывод о правомерности оспариваемого постановления, арбитражные суды исходили из того, что доказана вина Горно-Алтайской таможни в нарушении требований пунктов 1.11, 1.13, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 и наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Согласно статье 2 Закона N 52-ФЗ, население обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10, утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН" (далее по тексту - Санитарные правила 2.1.41110-02), которыми установлены общие требования к питьевому водоснабжению.
Санитарные правила 2.1.41110-02 возлагают на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Пунктом 3.2.1.4 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 установлено, что водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Судами установлено и подтверждается актом от 30.03.2009 N 224 и постановлением о возбуждении административного производства от 20.04.2009, что на момент проведения мероприятий по контролю устье скважины (ввод электрических сетей в устье скважины) не был загерметизирован.
Данные обстоятельства не оспаривались Горно-Алтайской таможней, а доказательств принятия мер по соблюдению норм в области санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктами 1.6, 1.11, 1.12, 1.12.1, 1.12.2, 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02, организации зоны санитарной охраны (далее по тексту - ЗСО) должна предшествовать разработка проекта, в который включается: определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Данный проект вместе с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Аналогичные требования к организации проекта зоны санитарной охраны предъявлялись и санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.1.4.027-95), действующими на период введения скважины в эксплуатацию в 1999 году.
Исследовав планы горного отвода и зоны санитарной охраны, суды сделали обоснованный вывод о том, что они не отвечают требованиям пунктов 1.6, 1.12, 1.12.1, 1.12.2, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, следовательно, не могут являться доказательством наличия у Горно-Алтайской таможни проекта зоны санитарной охраны.
При этом отсутствие проекта зоны санитарной охраны, подтверждает факт отсутствия и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии зоны санитарной охраны первого пояса действующим санитарным правилам.
При таких обстоятельствах, вывод судов о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП Российской Федерации, установлен судами и подтверждается материалами дела.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Принимая во внимание, что нормы материального и процессуального права судами применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.05.2009 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 20.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-606/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1.6, 1.11, 1.12, 1.12.1, 1.12.2, 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02, организации зоны санитарной охраны (далее по тексту - ЗСО) должна предшествовать разработка проекта, в который включается: определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Данный проект вместе с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Аналогичные требования к организации проекта зоны санитарной охраны предъявлялись и санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.1.4.027-95), действующими на период введения скважины в эксплуатацию в 1999 году.
Исследовав планы горного отвода и зоны санитарной охраны, суды сделали обоснованный вывод о том, что они не отвечают требованиям пунктов 1.6, 1.12, 1.12.1, 1.12.2, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, следовательно, не могут являться доказательством наличия у Горно-Алтайской таможни проекта зоны санитарной охраны.
При этом отсутствие проекта зоны санитарной охраны, подтверждает факт отсутствия и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии зоны санитарной охраны первого пояса действующим санитарным правилам.
При таких обстоятельствах, вывод судов о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП Российской Федерации, установлен судами и подтверждается материалами дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2009 г. N Ф04-6265/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании