Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 ноября 2009 г. N Ф04-7128/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 г.
Закрытое акционерное общество Калининское агентство недвижимости "Афина Паллада" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления рекламы мэрии г. Новосибирска по прекращению нарушения порядка установки и (или) эксплуатации рекламных и (или) информационных конструкций N 05-0660 от 11.02.2009 и демонтаже рекламной конструкции, расположенной на здании по ул. Богдана Хмельницкого, 6 площадью 3.19х0.57 метров с текстом "Агентство недвижимости".
Заявленные требования мотивированы отсутствием у Управления рекламы полномочий на выдачу предписаний, поскольку информационная табличка не является рекламной конструкцией и размещена в пределах помещения, которое занимает Общество.
Решением от 11.06.2009 Арбитражного суда Новосибирской области (судья О.В.Ч.) в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вывеска ЗАО "Афина Паллада", размещенная на внешней стороне здания над входом в агентство по адресу: Богдана Хмельницкого ул., 6, площадь информационного поля: 3.19 х 0.57 метров, текст " Агентство недвижимости", не является рекламной конструкцией.
Вместе с тем, суд первой инстанции сделал вывод о том, что данная вывеска не соответствует требованиям, предьявляемым к информационной табличке, иным информационным конструкциям, размещаемых без получения разрешения и указанных в пункте 3.1 Правил распространения рекламы и информации в городе Новосибирске, утвержденных решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 (далее по тексту - Правила). В нарушении пункта 7 статьи 3.1 вышеуказанных Правил информационная табличка, размещенная на здании, выходит за пределы помещения Общества и расположена на балконе второго этажа.
Постановлением от 21.08.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт, которым заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе мэрия г. Новосибирска, ссылаясь на неправильное толкование судом апелляционной инстанции закона и несоответствие выводов судебной инстанции фактическим обстоятельствам дела, и указывая на самовольную установку Обществом информационной конструкции не являющейся рекламной конструкцией, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить без изменения решение от 11.06.2009. Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе заявителя жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, считая данный судебный акт законным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя Общества, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Управлением рекламы мэрии г. Новосибирска выдано Обществу предписание от 11.02.2009 N 05-0660, в соответствии с которым заявителю предписывается в течение 5 дней демонтировать как самовольно установленную рекламную конструкцию на здании по адресу: Богдана Хмельницкого ул.,6, площадь информационного поля: 3.19 х 0.57 метров, с текстом " Агентство недвижимости".
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным предписания от 11.02.2009.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные Обществом требования, исходил из обстоятельств дела и полномочий Управления рекламы мэрии г. Новосибирска о принятии решения о демонтаже рекламных конструкций.
Установив, что вывеска, размещенная на внешней стороне здания над входом в агентство по адресу: ул. Богдана Хмельницкого,6, площадь информационного поля: 3.19 х 0.57 метров, с текстом "Агентство недвижимости", не является рекламной, а информационной конструкцией, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии полномочий у Управления рекламы на выдачу предписания о демонтаже информационной конструкции.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недостаточности доказательств, свидетельствующих о нарушении Обществом подпункта 7 пункта 3.1 Правил.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, исходя из установленных обстоятельств и следующих норм права.
Из статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" следует, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Статьей 19 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, монтируемых и располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно пункту 3.1 Правил (в редакции от 26.06.2008 N 1022) к вывескам, указателям, иным информационным конструкциям, не содержащим сведений рекламного характера, размещаемым без получения разрешения на внешних стенах, конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, относятся в том числе:
информационные таблички (с информацией, предназначенной для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении хозяйствующего субъекта, его фирменном наименовании (согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации), профиле работы, располагающаяся на фасаде здания в пределах помещений, занимаемых хозяйствующим субъектом;
учрежденческие доски (с информацией о полном зарегистрированном наименовании организации и ее ведомственной принадлежности и режиме работы), размещаемые в обязательном порядке при входе в организацию. Учрежденские доски должны иметь площадь не более 2 кв. м;
вывески хозяйствующих субъектов площадью не более 2 кв. м, содержащая информацию согласно статье 9 Федерального закона "О защите прав потребителей" (фирменное наименование (наименование) своей организации (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации); место ее нахождения (адрес); режим ее работы), если имеется - с изображением их товарных знаков или знаков обслуживания, зарегистрированных в установленном законом порядке. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Согласно Положению, утвержденному постановлением мэра г. Новосибирска от 22.11.2006 N 1203, Управление рекламы является структурным подразделением Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска.
В силу пункта 3.9 вышеуказанного Положения Управление рекламы мэрии г. Новосибирска осуществляет контроль от имени мэрии за соблюдением Правил, внесение предложений об их изменении и дополнении, принимает решения о демонтаже рекламных конструкций в соответствии с Правилами.
В пункте 9.2 Правил, в редакции решения Городского Совета г. Новосибирска N 611 от 30.05.2007 предусмотрено, что Управление рекламы вправе от имени мэрии города Новосибирска выдавать предписания о демонтаже рекламных конструкций.
Из обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции следует, что вывеска, размещенная на здании по адресу: Богдана Хмельницкого ул., 6, площадь информационного поля: 3.19 х 0.57 метров, с текстом "Агентство недвижимости", является информационной конструкцией и не содержит рекламной информации.
Данное обстоятельство подтверждает правомерность вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемое предписание вынесено Управлением рекламы мэрии г. Новосибирска с нарушением разделов 3, 9 Правил.
Кроме того, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением рекламы мэрии г. Новосибирска тех обстоятельств, что информационная конструкция, расположенная на втором этаже здания по адресу: Богдана Хмельницкого ул.,6, площадь информационного поля: 3.19 х 0.57 метров, с текстом "Агентство недвижимости" выходит за пределы данного помещения и превышает размер, установленный Правилами.
Суд кассационной инстанции считает правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что у мэрии города Новосибирска в лице Управления по рекламе отсутствовали полномочия для вынесения оспариваемого предписания, в связи с чем, оспариваемое предписание обоснованно признано судом апелляционной инстанции недействительным.
Судом апелляционной инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств и установленных арбитражным судом апелляционной инстанции обстоятельств дела на основании исследованных доказательств, которые были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, и у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 21.08.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9520/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2009 г. N Ф04-7128/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании