Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 ноября 2009 г. N Ф04-7394/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 г.
Администрация Сургутского района обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району (далее - инспекция) и Управлению Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконными действий:
- инспекции, выразившихся в принятии решений от 10.11.2008 NN 24485, 24486, 24487 о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога открытому акционерному обществу "Нефтегазовая компания "Славнефть" (далее - ОАО "НГК "Славнефть");
- Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, выразившихся в нарушении порядка списания со счета Администрации Сургутского района денежных средств, в размере 274 514 150, 97 руб.
Решением от 28.04.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа в удовлетворении заявленных Администрацией Сургутского района требований отказано.
Постановлением от 26.08.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Сургутского района, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 239, 166.1, 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа в ином судебном составе.
В отзывах на кассационную жалобу Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, отделение Управления Федерального казначейства по г. Сургуту и Сургутскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и ОАО "НГК "Славнефть", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции В. Т.И. поддержала доводы своего отзыва на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение решения от 22.06.2007 N 52/1171, вынесенного Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, ОАО "НГК "Славнефть" в августе 2007 года уплачены в бюджет Сургутского района 274 768 896, 56 руб.
Постановлением от 17.06.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда делу N А40-33074/07-87-209 удовлетворено заявление ОАО "НГК "Славнефть" о признании недействительным решения от 22.06.2007 N 52/1171 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1. На основании указанного постановления Девятого арбитражного апелляционного суда инспекцией внесены изменения в карточку расчета с бюджетом (далее - КРСБ) налогоплательщика посредством проведения операции "сторно" сумм, ранее начисленных по решению от 22.06.2007 N 52/1171 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1. В результате этого у ОАО "НГК "Славнефть" образовалась переплата в размере 274 750 322, 37 руб., в том числе: по земельному налогу - 54 670 917 руб., по пени - 23 264 110, 37 руб., по штрафу - 196 815 295 руб.
ОАО "НГК "Славнефть" 24.10.2008 обратилось в инспекцию с заявлением, зарегистрированным в налоговом органе 29.10.2008 за N 4723924, о возврате излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пунктов 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией приняты решения от 10.11.2008 NN 24485, 24486 и 24487 о возврате ОАО "НГК "Славнефть" переплаты в размере 274 750 322, 29 руб.
Возврат суммы излишне уплаченного налога произведен 12.11.2008 в размере 274 514 150, 97 руб. из средств бюджета Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Полагая, что действия инспекции по принятию решений от 10.11.2008 NN 24485, 24486, 24487 о возврате ОАО "НГК "Славнефть" излишне уплаченной суммы земельного налога и Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по списанию со счета Администрации Сургутского района денежных средств в размере 274 514 150, 97 руб. не соответствуют действующему законодательству, Администрация Сургутского района обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Администрацией Сургутского района требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов определен статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
Из содержания части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статья 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает общее правило, согласно которому судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.
Согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
В рассматриваемых правоотношениях судебный акт, являющийся обязательным для исполнения, принят Девятым арбитражным апелляционным судом 17.06.2008, с заявлением о возврате излишне уплаченного налога ОАО "НГК "Славнефть" обратилось в налоговый орган 29.10.2008.
Из положений статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи со статьями 16, 180 и 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик вправе в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) налога предъявить налоговому органу обоснованные, а потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-0, не препятствует организации в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке, предусмотренном гражданским или арбитражным судопроизводством.
В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности, то есть со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку установленный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации срок не является пресекательным, то в случае пропуска указанного срока налогоплательщик имеет право на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 8 статьи 78 и пункту 7 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на возврат излишне уплаченной (излишне взысканной) суммы налогов, штрафа, пени, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что Федеральное казначейство перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Порядок) установлены единые правила проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 17 данного Порядка возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм), осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет, в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.
Возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации на соответствующий год, а также законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, предоставленными в орган Федерального казначейства финансовыми органами.
Возможность осуществления возврата (возмещения) излишне уплаченных (взысканных) сумм из бюджетов определяется после завершения операций, проведенных с учетом документов операционного дня, перечисленных в настоящем разделе, исходя из сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих перечислению в бюджеты с учетом суммы неисполненного остатка возврата поступлений за предыдущий операционный день.
Недостаточность поступлений в какой-либо бюджет за текущий операционный день является основанием для перечисления органом Федерального казначейства средств, необходимых для осуществления возврата (возмещения) с единых счетов соответствующих бюджетов на счет органа Федерального казначейства независимо от источника образования этих средств.
В случае недостаточности средств на каком-либо едином счете бюджета возврат осуществляется в последующие дни исходя их сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты, и сумм, привлекаемых с единых счетов бюджетов, в соответствии с нормативами распределения между бюджетами.
Пунктом 18 упомянутого Приказа Минфина России от 16.12.2004 N 116н предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты. В случае недостаточности поступлений в какой-либо бюджет для осуществления возврата поступлений в указанный срок, возврат осуществляется в последующие дни, в пределах сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при обработке 12.11.2008 выписки банка за 11.11.2008 Управлением Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре был выявлен недостаток денежных средств для осуществления возврата налогоплательщикам из бюджета Сургутского района, который составил 270 270 432 руб. 21 коп. (сводная ведомость поступлений, подлежащих перечислению в бюджет района за 11.11.2008 - форма 0512107).
Платежным поручением N 485 от 12.11.2008 со счета бюджета Сургутского района с учетом минимальной суммы перечисления в бюджет Управлением Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре списано 270 270 432 руб. 21 коп.
Общая сумма исполненных возвратов из бюджета Сургутского района в течение операционного дня (11.11.2008) составила 275 266 874 руб. 43 коп. Возвраты исполнены по представленным платежным поручениям администратора - ИФНС России по Сургутскому району.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.04.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 26.08.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1888/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2009 г. N Ф04-7394/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании