Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 декабря 2009 г. N Ф04-6039/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Дирекция программ молодёжи "Сервисцентр" (далее - ОАО "ДПМ "Сервисцентр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главе Омского муниципального района (далее по тексту - Глава Омского муниципального района) о признании незаконными действий по распоряжению земельным участком, местонахождение которого определено в 120 метрах по направлению на юго-запад относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: д.п.Чернолученский, ул. Советская, д.5, а также о признании незаконным и подлежащим отмене распоряжения от 05.06.2008 N 918-р о предоставлении ООО "СтройГруппа" этого земельного участка.
Заявленные требования мотивированы тем, что Глава Омского муниципального района незаконно распорядился принадлежащим Обществу земельным участком, чем нарушил принадлежащее Обществу право бессрочного пользования данным участком и право на переоформление его в собственность. Право бессрочного пользования на земельный участок площадью 66,5 га перешло к Обществу в результате приобретения у Федерации Омских профсоюзов в 1994 году части зданий Чернолученского дома отдыха. Изначально данное право возникло у Федерации Омских профсоюзов на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 16.04.1985 N 531-р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, Территориальный отдел N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Территориальное общественное объединение Федерации Омских профсоюзов, общество с ограниченной ответственностью "СтройГруппа", Омский лесхоз, общество с ограниченной ответственностью "Межрайонный центр земельного кадастра", Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Решением от 16.03.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 30.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление в связи с неполным выяснением судом обстоятельств дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку суд не принял во внимание справку от 02.03.2009 N 3 Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства", которой подтверждается факт сноса принадлежащего Обществу объекта недвижимости (спальный корпус N 1), а также картографические материалы, из которых следует, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "ДПМ "Сервисцентр", топографический план к договору от 24.05.2007 N 24/05-07-ЦКТ, топографический план к межевому делу ООО "СтройГруппа".
При этом суд необоснованно отказал в вызове в судебное заседание специалистов Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" с целью пояснения и представления дополнительных геодезических материалов.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что 05.06.2008 Главой Омского муниципального района Омской области издано распоряжение N 918-р о предоставлении ООО "СтройГруппа" в аренду сроком на три года земельного участка площадью 10659 кв.м. в границах земель Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого определено в 120 метрах по направлению на юго-запад, относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: д.п. Чернолучинский, ул. Советская, д.5, из состава земель населенных пунктов, для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (далее по тексту - Распоряжение N 918-р).
Основанием для издания распоряжения послужило заявление ООО "СтройГруппа", приложенные к нему документы, перечисленные в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и постановление Главы Омского муниципального района Омской области от 30.04.2008 N 427-п "Об утверждении проекта границ земельного участка, местоположение которого определено в 120 метрах по направлению на юго-запад, относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: д.п. Чернолучинский, ул. Советская, д.5".
Арбитражными судами на основании представленных материалов территориального землеустройства установлено, что предоставленный в аренду земельный участок площадью 10 659 кв.м. является частью А земельного участка с кадастровым номером 55:20:240101:2262 с ориентировочной площадью 690 417,2 кв.м, поставленного на кадастровый учет.
Из ответа Территориального отдела N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 09.02.2009 N 07-13/148 следует, что участок с кадастровым номером 55:20:240101:2262 является кадастровым кварталом населенного пункта Чернолучье в административных границах Чернолученского городского поселения. Деление на кадастровые кварталы территории Омского района произведено в целях исполнения Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и в соответствии с приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 14.05.2001 N 11/89.
ОАО "ДПМ "Сервисцентр", полагая, что границы предоставленного ООО "СтройГруппа" распоряжением N 918-р земельного участка накладываются на границы земельного участка площадью 66,5 га, находящегося у него на праве бессрочного пользования, а также, что на предоставленном ООО "СтройГруппа" земельном участке на момент издания оспариваемого распоряжения находились объекты недвижимости, приобретенные им по договору купли-продажи часть зданий Чернолученского дома отдыха от 21.01.1994 у Федерации Омских профсоюзов, обратилось в суд с требованием о признании распоряжения незаконным и его отмене, а также признания действий Главы Омского муниципального района по распоряжению земельным участком неправомерным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия доказательств того, что Глава Омского муниципального района распорядился земельным участком, принадлежащим ОАО "ДПМ "Сервисцентр".
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив в совокупности предоставленные в материалы дела документы, а именно распоряжение Совета Министров РСФСР от 16.04.1985 N 531-р, справку Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омского района Омской области от 09.07.2002 N 01-13/173, договор о купле-продаже части зданий Чернолученского дома отдыха от 21.01.1994, распоряжение исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 21.05.1985 N 200-р, письмо Управления лесного хозяйства от 18.06.1985 N 2-16/699, заключение Управления лесного хозяйства Омской области от 14.09.1984 N 2-16/1076, схему-чертеж земельного участка, испрашиваемого для строительства Чернолучинского дома отдыха, акт технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда от 12.09.1984, выкопировку из плана насаждений Красноярского лесничества Омского лесхоза Омского управления лесами за 1994, инвентарный номер N 542, суды пришли к правильному выводу о том, что границы земельного участка площадью 66,5 га, предоставленного в постоянное пользование Чернолучинскому дому отдыха Областного совета по управлению курортами профсоюзов для размещения базы отдыха, соответствуют границам 37, 39, 41 кварталов Красноярского лесничества. Документы, подтверждающие фактическую передачу данного земельного участка, в материалах дела отсутствуют.
Также судами установлено, что Обществом по договору купли-продажи были приобретены не все объекты дома отдыха Чернолучинский, а только часть зданий (л.д.16 т. 1), следовательно, с учетом статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными доводы ОАО "ДПМ "Сервисцентр" о переходе к нему права бессрочного пользования на весь земельный участок площадью 66,5 га.
Кроме того, как следует из пункта 5 договора купли-продажи от 21.01.1994 Федерация Омских профсоюзов (продавец по договору) обязалась оформить соответствующие документы на передачу земли в бессрочное пользование Дирекции программ молодежи "Студсервисцентр" (покупателю по договору), а последний оплатить дополнительные расходы по оформлению.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "ДПМ "Сервисцентр" не представил документов, подтверждающих переход к нему права бессрочного пользования либо других прав ни на часть земельного участка, ни на весь участок.
Представленные суду доказательства не свидетельствуют о наличии на предоставленном ООО "СтройГруппа" земельном участке принадлежащих ОАО ДПМ "Сервисцентр" объектов недвижимости, в том числе спального корпуса N 1, что выделенный земельный участок соответствует границам кварталов 37,39,41.
В связи с тем, что Обществом не доказан факт частичного наложения выделенного распоряжением N 918-р земельного участка и части земельного участка площадью 66,5 га, расположенного в кварталах 37, 39, 41 Красноярского лесничества, суды правомерно не усмотрели нарушений со стороны Главы Омского муниципального образования Омской области нарушений закона и прав и законных интересов ОАО ДПМ "Сервисцентр" и отказали в удовлетворении требований.
Довод кассационной жалобы о необходимости вызова в заседания специалиста Омского центра технической инвентаризации и землеустройства для дачи пояснений по справке и иные доводы были изложены в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанций и в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклонены как не свидетельствующие о допущенной по делу судебной ошибке.
При полном исследовании всех материалов дела и правильно установленных фактических обстоятельств по делу суд кассационной инстанции не вправе в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценивать выводы судов.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.03.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15957/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 декабря 2009 г. N Ф04-6039/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании