Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 ноября 2009 г. N Ф04-6328/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 года
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к муниципальному образованию Нефтеюганский район (далее - орган местного самоуправления) об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимости: здания котельных и внутриквартальные тепловые сети, расположенные по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, улица Мира, район базы ДРСУ-5.
Исковые требования мотивированы тем, что указанные объекты, как объекты коммунально-бытового назначения, в силу прямого указания закона должны быть переданы в муниципальную собственность.
Решением от 15.04.2009 г., оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.08.2009 г., исковые требования удовлетворены.
С принятыми судебными актами не согласен ответчик - орган местного самоуправления. В кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, суды не учли, что истец не обращался с требованиями о передаче объектов недвижимости органу местного самоуправления, с таким требованием обращалось только открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"). Управлением не представлен передаточный акт, чем нарушена процедура передачи объектов недвижимости. Спорные объекты не подлежат передаче в муниципальную собственность, поскольку они отсутствуют в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление от 27.12.1991 г. N 3020-1). Кроме этого, не были исследованы фактические обстоятельства, которые имеют значение для правильного рассмотрения спора.
В судебном заседании представитель органа местного самоуправления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, возражает против доводов заявителя, просит оставить судебные акты без изменения.
Представитель ОАО "РЖД" также считает доводы кассационной жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, поскольку они являются законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 г. N 1155-р "О прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2003 год" имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия "Свердловская железная дорога МПС РФ" был включен в план приватизации федерального имущества.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", принятого в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта было создано ОАО "РЖД", которое стало осуществлять свою деятельность с 01.10.2003 г., а ФГУП "Свердловская железная дорога МПС РФ" прекратило свою деятельность 13.05.2004 г..
Во исполнение пункта 7 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 г. N 1499-р/110а/Т-92р утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, неподлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение N 1 к распоряжению). В числе объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, указаны спорные объекты. Согласно пункту 3 указанного совместного распоряжения территориальным управлениям Минимущества России с участием ОАО "РЖД" предписано осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, согласно приложению N 1 в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 приказа истца от 26.07.2004 N 736 о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность ОАО "РЖД" было предписано в срок до 01.09.2004 г. оформить в установленном законодательством порядке передачу согласованных объектов в муниципальную собственность и представить на утверждение в Территориальное управление Минимущества России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре акты приема-передачи. Распоряжением главы Нефтеюганского района от 25.08.2004 г. N 1713-р во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585 создана рабочая комиссия по приему в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы федерального железнодорожного транспорта.
ОАО "РЖД" письмом от 20.03.2006 г. N 328 направило администрации Нефтеюганского района проекты договоров о передаче объектов в муниципальную собственность. Повторно в письмах от 13.04.2006 г. N 449, от 20.04.2006 г. N 494 ОАО "РЖД" просило ответчика рассмотреть направленные ранее договоры и дополнительно направило акты приема-передачи на передаваемые объекты.
Отказ органа местного самоуправления принимать спорные объекты в муниципальную собственность послужил основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Судами установлено, что вопрос передачи спорных объектов в муниципальную собственность инициирован ОАО "РЖД" в 2006 году.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 предусмотрено, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащие приватизации, передаются в муниципальную собственность.
Вывод судов о том, что спорные объекты относятся к муниципальной собственности в силу прямого указания закона - пункта 2 Постановления от 27.12.1991 г. N 3020-1 и приложения N 3 к указанному Постановлению, и их передача и принятие в муниципальную собственность не обусловлена какими-либо дополнительными обстоятельствами, является правильным.
Исходя из этого, судебные инстанции правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана правильная правовая оценка. Оснований для переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции нет.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15.04.2009 г. и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 г. по делу N А75-6848/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования Нефтеюганский район - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2009 г. N Ф04-6328/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании