Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 декабря 2009 г. N Ф04-1903/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2009 г.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее - ИФНС России по городу Томску, инспекция), ссылаясь на статью 95 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Томский электротехнический завод" (далее - ФГУП "ТЭТЗ", предприятие) о взыскании 17 285 989 рублей 80 копеек процентов, начисленных за период внешнего управления.
Определением суда от 20.11.2008 заявление ИФНС России по городу Томску оставлено без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2009 определение от 20.11.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела инспекция в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования, просила взыскать с ФГУП "ТЭТЗ" в бюджет проценты, начисленные за период действия моратория на сумму задолженности по обязательным платежам, в размере 14 404 991 рубля 50 копеек.
Решением суда от 22.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.08.2009 заявленные требования удовлетворены частично. С ФГУП "ТЭТЗ" взыскано 10 076 692 рубля 38 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, ФГУП "ТЭТЗ" просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявления инспекции отказать.
По мнению заявителя, ИФНС России по городу Томску является ненадлежащим истцом, поскольку право на получение и взыскание процентов имеет уполномоченный орган в деле о банкротстве, которым является ФНС России.
Полагает, что требование об уплате процентов может быть заявлено исключительно в рамках дела о банкротстве, как и основное требование; налоговые органы не имеют права обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании процентов, начисленных на основании статьи 95 Закона о банкротстве, после прекращения дела о банкротстве.
Указывает, что взыскание с ФГУП "ТЭТЗ" процентов в заявленной сумме приведет к невозможности осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
В отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, инспекция просит оставить решение и постановление апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Арбитражный суд Томской области возбудил производство по делу N А67-4702/2004 о несостоятельности (банкротстве) ФГУП "ТЭТЗ".
Определением суда от 25.05.2005 в третью очередь реестра требований кредиторов предприятия включены требования уполномоченного органа в сумме 51 497 029 рублей 70 копеек, в том числе 38 132 382 рубля 61 копейка - основной долг, 13 119 856 рублей 09 копеек - пени, 244 791 рубль - налоговые санкции.
Определением от 01.07.2005 в отношении ФГУП "ТЭТЗ" введена процедура банкротства - внешнее управление сроком на 18 месяцев.
На основании определения суда от 28.06.2007 начаты расчеты с кредиторами третьей очереди предприятия в части основного долга в пропорции 90% от основного долга каждого кредитора третьей очереди.
03.07.2007 принято определение суда о переходе к расчетам с кредиторами ФГУП "ТЭТЗ" с 03.07.2007 в течение шести месяцев.
Определением суда от 11.02.2008 утвержден отчет внешнего управляющего, прекращено производство по делу N А67-4702/2004 о несостоятельности (банкротстве) ФГУП "ТЭТЗ".
Посчитав, что в силу пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве в процедуре внешнего управления должник обязан уплатить проценты, инспекция обратилась в суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Согласно пункту 2 статьи 95 Закона о банкротстве в течение срока действия моратория, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.
Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что из положений статьи 95 Закона о банкротстве не усматривается утрата кредитором при прекращении дела о несостоятельности должника нереализованного им в процедуре банкротства права на взыскание указанных процентов.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права арбитражный суд принял законный и обоснованный судебный акт о взыскании с ФГУП "ТЭТЗ" в бюджет 10 076 692 рублей 38 копеек процентов, начисленных на сумму основной задолженности.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела установил аналогичные обстоятельства и поддержал выводы суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что право инспекции на обращение в суд с настоящим заявлением следует из Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004, и Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о неприменении судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку ФГУП "ТЭТЗ" не представило доказательств несоразмерности взыскиваемых процентов последствиям нарушения обязательства.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса российской федерации, федеральный арбитражный суд западно-сибирского округа постановил:
решение от 22.06.2009 Арбитражного суда Томской области и постановление от 28.08.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-5808/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Томский электротехнический завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2009 г. N Ф04-1903/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании