Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 декабря 2009 г. N Ф04-7557/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 декабря 2009 г.
Администрация города Кемерово обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция) о признании незаконными действий по перечислению сумм наложенных им штрафов в 2008 году в бюджеты иных муниципальных образований, а не в бюджет г. Кемерово, на территории которого находится Инспекция, а также обязать Инспекцию направить в Управление Федерального казначейства Кемеровской области уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по перечислению сумм денежных взысканий (штрафов) в бюджет г. Кемерово, поступившие в 2008 году в бюджеты иных муниципальных образований на общую сумму 6693233, 59 руб., из них 5942385,16 руб. на КБК 1169004004000140 и 753848,43 руб. по КБК 1169005005000140.
Решением от 27.04.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 24.08.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в связи с процессуальными нарушениями, которые в силу подпункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции. Принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных Администрацией требований.
В кассационной жалобе Администрация города Кемерово просит отменить принятые по делу решение и постановление, ссылаясь на нарушение судом части 3 статьи 15, подпункта 2 части 4 статьи 170 и части 2 статьи 201, подпункта 9 части 2 статьи 271, подпункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Администрация города Кемерово в своем отзыве указывает на правильное применение арбитражными судами норм материального и процессуального права, находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В отзывах администрации города Киселевска и администрации Кемеровского муниципального района приведены доводы, идентичные доводам администрации города Прокопьевска.
В своих отзывах администрации также ссылаются на нарушение судами норм материального и процессуального права, просят отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных администрацией города Кемерово требований.
От администрации города Междуреченска поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
От других лиц, участвующих в деле, отзывов на кассационную жалобу не представлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для её удовлетворения.
Как видно из материалов дела, администрацией города Кемерово в целях обеспечения надлежащего формирования доходной части бюджета установлено, что Инспекция неправомерно производит зачисление сумм административных штрафов в бюджеты муниципальных образований по месту рассмотрения дел. С целью обязать Инспекцию привести в соответствие действующим законодательством перечисление административных взысканий, администрацией направлялись в адрес Инспекции соответствующие письма.
Бездействие Инспекции послужило основанием для обращения администрации города Кемерово с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявление администрации города Кемерово, пришли к выводу о незаконности перечислений Инспекцией наложенных штрафов в местные бюджеты по месту рассмотрения дела.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, исходит из установленных судами фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономический деятельности.
Статьей 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что экономическую основу местного самоуправления помимо муниципального имущества составляют средства местных бюджетов.
В соответствии с положением статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 части 1 статьи 48 и части 5 статьи 63 Устава города Кемерово, администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, организующим исполнение бюджета города.
Пунктом 7 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение законодательства Российской Федерации, не предусмотренного настоящим пунктом и пунктами 2 и 3 статьи 46, - в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов.
При этом иной порядок зачисления штрафов законодателем не предусмотрено.
В соответствии с требованиями пункта 5 части 3 статьи 41, статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также подпункта 6 пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, относятся к другим собственным доходам местных бюджетов.
Частью 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что администратор доходов бюджета, в числе, других обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Как установлено судами, и подтверждается материалами дела, Инспекция находиться по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 136, при этом в качестве юридического лица состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, но в соответствии с приказом от 14.05.2007 N 14-ОС "О наделении полномочиями по осуществлению государственного строительного надзора от имени инспекции государственного строительного надзора должностных лиц" осуществляет свои полномочия не только на территории г. Кемерово, но и на территории иных муниципальных образований Кемеровской области.
При этом судами, верно, отмечено, что в соответствии со статьями 22.1, 22.2, 23.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктов 1.3, 1.6, 3.2.5 Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.03.2007 N 75, должностные лица Инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях от имени органа - Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области.
Также приказом N 14-ОС определено местонахождение отделов инспектирования как местонахождение обособленных подразделений, а также их полномочия. Между тем рассмотренными актами место нахождения должностных лиц административного органа, принимающих решение о наложении штрафа, не установлено.
Инспекция определена как государственный орган, рассматривающий дела об административных правонарушениях на территории Кемеровской области, находящийся в г. Кемерово.
При таких обстоятельствах, вывод судов о том, что зачисление рассматриваемых сумм штрафов в бюджеты муниципальных образований производилось Инспекцией в нарушение требования пункта 7 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть как не по месту нахождения органа, так и не по месту нахождения должностного лица, принимавших решения о наложении административных штрафов, что повлекло не полное получение бюджетом города Кемерово сумм административных штрафов, а также нарушение законных экономических интересов городского бюджета основан на правильном применении норм права и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании указанных норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 24.08.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1594/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 декабря 2009 г. N Ф04-7557/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании