Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 декабря 2009 г. N Ф04-7600/2009
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2010 г. по делу N А46-12282/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский сервисный центр" (далее - ООО "Сибирский сервисный центр") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление), совершённых 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 1 484 квадратных метров с кадастровым номером 55:36:04 01 03:0041, местоположением город Омск, Центральный административный округ, улица Герцена, дом 70, в размере 18 080 284 рублей 32 копеек, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 183 рублей 48 копеек за 1 квадратный метр с момента их совершения; об обязании Управления исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 03:0041 в размере 18 080 284 рублей 32 копеек, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 183 рублей 48 копеек за 1 квадратный метр.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Омской области.
Решением от 31.07.2009 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Сибирский сервисный центр" просит принятый судебный акт отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что в связи с неправильным применением норм материального права и норм процессуального права выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
ООО "Сибирский сервисный центр" указывает на незаконность действий Управления и нарушение порядка внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости в связи с отсутствием на момент их совершения утвержденных в установленном порядке результатов государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, заявитель считает не соответствующими выводы суда о пропуске срока для подачи заявления фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Омской области, не соглашаясь с ее доводами, просит оставить принятое судом решение без изменения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене.
Из материалов дела видно, что ООО "Сибирский сервисный центр" является собственником земельного участка площадью 1 484 квадратных метра с кадастровым номером 55:36:04 01 03:0041, предоставленного для общественно-деловых целей под строение (административное здание), расположенное на землях поселений по адресу: относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Центральный административный округ, улица Герцена, дом 70.
ООО "Сибирский сервисный центр" обратилось в Управление с запросом от 14.04.2009 N 10 о кадастровой стоимости земельного участка.
В ответ на запрос Управление направило заявителю письмо от 13.05.2009 N 01-19/721, в котором ООО "Сибирский сервисный центр" сообщалось, что результаты государственной кадастровой оценки земель города Омска были внесены Управлением в Государственный земельный кадастр на основании данных отчёта от 27.11.2007 N 05-09/02 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов муниципального образования город Омск", кадастровая стоимость земельного участка была внесена в Государственный земельный кадастр 27.12.2007.
Полагая, что порядок внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ООО "Сибирский сервисный центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, установив, что сведения, содержащиеся в постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", соответствуют сведениям о кадастровой стоимости земельных участков, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, суд указал на пропуск заявителем срока для подачи заявления в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражного суда сделаны с нарушением норм материального права по неполно установленным обстоятельствам дела исходя из следующего.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
В силу положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуя действия Управления, заявитель указал на то, что сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, внесённых и содержащихся в Государственном кадастре недвижимости в нарушение закона, нарушают его право на получение достоверной информации, необходимой для правильного исчисления земельного налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из анализа положений Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статьи 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, с учетом пунктов 1.2 и 1.5 Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N П/337, следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе рыночных цен.
Результатом работ по государственной кадастровой оценке земель поселений не могут быть только удельные показатели кадастровой стоимости.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N п/337 в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, в которой установлена необходимость использования при расчетах кадастровой стоимости земельных участков поселений различных данных о сделках с земельными участками, а также учитывать площадь земельного участка, вид территориальной зоны, вид функционального использования земельного участка и факторы местоположения и окружающей среды.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В связи с этим суду необходимо установить использовались ли при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков указанные выше данные, установленные Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, имеется ли достаточная и достоверная информация о земельном участке, необходимой для проведения государственной кадастровой оценки земель.
Из совокупности положений Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статьи 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. с учетом пункта 1.2 и пункта 1.5 Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N П/337 следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе рыночных цен. Кадастровая оценка земельных участков осуществляется на основании специального правового регулирования, и только в случае отсутствия специальных норм, применяются положения общего характера, установленные в законодательстве об оценочной деятельности.
Кроме того, указывая в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований пропуск заявителем срока для подачи заявления в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не учел письмо Управления от 13.05.2009 N 01-19/721.
Кассационная инстанция считает, что указанные обстоятельства в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются основанием для отмены решения от 31.07.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12282/2009, и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения, дать надлежащую правовую оценку обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения данного спора, и разрешить его в соответствии с нормами материального и процессуального права, подлежащими применению в данном случае, после чего принять решение по спору, отвечающее требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суду следует распределить государственную пошлину, в том числе и по кассационной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 31.07.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12282/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2009 г. N Ф04-7600/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании