Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 января 2010 г. по делу N А70-2601/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 г.
Департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее - Департамент недропользования и экологии, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тюменской области (далее - Управление Росприроднадзора), при участии третьих лиц - ОАО "ТГК-10", открытого акционерного общества "Фортум" (далее - ОАО "Фортум"), о признании незаконным предписания от 25.02.2009 N 7-В об устранении в срок до 01.04.2009 нарушений, допущенных департаментом при оформлении решения от 22.10.2007 N 5 о предоставлении водного объекта реки Иртыш на 630 км. от устья в Тобольском районе Тюменской области в пользование ОАО "ТГК-10" для сбора сточных вод.
Суд первой инстанции в порядке процессуального правопреемства ОАО "ТГК-10" заменил на открытое акционерное общество "Фортум" (далее - ОАО "Фортум") в связи с внесением в учредительные документы общества изменений.
Решением от 27.07.2009 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 13.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что доказанными являются правовые и фактические основания проведения проверки Департамента на предмет соблюдения им полномочий в области водных отношений, необоснованность его доводов в обоснование незаконности проведения проверки и нарушения процедуры ее проведения.
В кассационной жалобе Департамент недропользования и экологии просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Считает, что департамент не имел права требовать от ОАО "ТГК-10" предоставления документов, подтверждающие право пользования трубопроводом. Ни один из фактов, указанных в обращении ООО "Статус" не подпадает под основания для проведения внеплановой проверки Управлением Росприроднадзора.
Отмечает процессуальные нарушения Управлением Росприроднадзора при проведении проверки и оформления ее результатов.
Считает, что суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применили нормы материального права; указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора по Тюменской области просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, сделаны выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Статус" просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу, поскольку в ней содержатся новые аргументы, не заявлявшиеся ранее в судах, а также не подтверждены выводы о нарушении судом первой инстанции норм права.
Отзыв на кассационную жалобу от ОАО "Фортум" в суд не представлен.
Заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что 21.01.2009 ООО "Статус" обратилось в Управление Росприроднадзора с письмом, в котором сообщало о неправомерном получении ОАО "ТГК-10" разрешения Департамента недропользования и экологии на сброс воды в реку Иртыш по трубопроводу, принадлежащему ООО "Статус".
В письме также сообщалось о принятии ООО "Статус" решения об остановке трубопровода ввиду отсутствия договорных отношений с ОАО "ТГК-10".
ООО "Статус" просило Управление Росприроднадзора отозвать решение на сброс воды в реку Иртыш, выданное ОАО "ТГК-10" (т. 1, л.д. 56).
Управлением Росприроднадзора на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.11.2008 N 495, приказа Управления Росприроднадзора по Тюменской области от 09.02.2009 N 33, для проверки информации, изложенной в обращении ООО "Статус", в период с 11 по 20 февраля 2009 года проведена внеплановая проверка Департамента недропользования и экологии на предмет соблюдения установленного законодательством порядка предоставления федеральных водных объектов в пользование.
Проведенной проверкой Управлением Росприроднадзора установлено, что ОАО "ТГК-10" обратилось в Департамент недропользования и экологии, как к органу, уполномоченному на выдачу разрешения на право пользования водными объектами на территории Тюменской области.
Департамент недропользования и экологии письмом от 16.02.2007 N 481 разъяснил порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта в пользование в соответствии с пунктами 7, 9, 10 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил предусмотрены документы, прилагаемые к заявлению, в том числе, документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.
21.05.2007 ОАО "ТГК-10" представило Департаменту недропользования и экологии договор аренды земельного участка от 15.09.2003 N 24-219 площадью 1 383 765,1 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, Северо-восточный промышленный узел, здание N 7, строение 1-30, сооружения 1-16, пристрой к строению N 1 с кадастровым номером 72:24:040801:0003, заключенный ОАО "Тюменьэнерго" (Тобольская ТЭЦ) с Департаментом имущественных отношений Тюменской области (т. 1, л.д. 103) и дополнительное соглашение к договору от 08.08.2005 N 1 (т. 1, л.д. 110).
Департаментом недропользования и экологии в связи с указанными обстоятельствами 22.10.2007 выдано ОАО "ТГК-10" решение N 5 на право пользования рекой Иртыш на 630 км. от устья в Тобольском районе Тюменской области для сбора сточных вод.
Управлением Росприроднадзора установлено, что ОАО "ТГК-10" осуществляет сброс сточных вод в реку Иртыш из накопителей через гидротехнические сооружения, обеспечивающие возможность использования водного объекта в Тобольском районе: КНС - 8, КНС - 9, принадлежащие ООО "Тобольск-Нефтехим" и безнапорный трубопровод минералосодержащих стоков, принадлежащий ООО "Статус". На момент получения решения на водопользование договоры аренды с указанными лицами на использование принадлежащих им сооружений у ОАО "ТГК-10" отсутствовали. Документ на земельный участок, необходимый для осуществления водопользования под коллектор (протяженностью 30 336 метров) для сброса сточных вод со шламонакопителя и накопителя засоленных вод в реку Иртыш на 630 км. от устья в Тобольском районе, ОАО "ТГК-10" не представлен.
Учитывая указанные обстоятельства, Управление Росприроднадзора пришло к выводу о нарушении Департаментом недропользования и экологии Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844.
Эти обстоятельства нашли отражение в акте проверки от 20.02.2009 N 7-В.
На основании акта проверки Управлением Росприроднадзора было выдано Департаменту недропользования и экологии предписание от 25.02.2009 7-В об устранении нарушений, допущенных при оформлении решения от 22.10.2007 N 5 в срок до 01.04.2009 (т. 1, л.д. 13).
Не согласившись с данным предписанием, Департамент недропользования и экологии обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных Департаментом недропользования и экологии требований, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 11, 23, 36, 44 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 7, 10, 17 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844, статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого предписания Управления Росприроднадзора.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод правомерным.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Статус" имеет в собственности сооружение - трубопровод минералосодержащих стоков, литер 1, назначение - нежилое, протяженностью 20 366 метров по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, Восточный промышленный район от полигона неутилизируемых отходов до деревни Медведчиково (свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 09.06.2004 серии 72 НЕ 050181).
Трубопровод приобретен ООО "Статус" у ОАО "Тобольский нефтехимический комбинат" по договору от 15.01.2004.
В пункте 7 данного договора указано, что трубопровод расположен на земельном участке 73 га, который принадлежит ОАО "Тобольский нефтехимический комбинат" на праве бессрочного пользования согласно свидетельству от 27.02.1998 N 4.
В пункте 8 договора стороны предусмотрели, что в соответствии со статей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель приобретает право пользования земельным участком, занятым сооружением, и необходимым для его использования.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 10 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844, к заявлению прилагается, в том числе, документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследуя представленные в материалы дела доказательства, установили что, трубопровод ООО "Статус", проектировавшийся как часть единого производственного объекта, задействован в технологической схеме функционирования ТЭЦ и эксплуатируется Тобольской ТЭЦ (подразделение ОАО "ТГК-10, ОАО "Форум" в настоящее время) для сброса сточных вод, образовавшихся в результате производства и передачи услуг электрической энергии, пара и горячей воды потребителям. Использование водного объекта ОАО "ТГК-10" может осуществляться только посредством эксплуатации трубопровода ООО "Статус". Для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование необходимо представление документа на право пользования земельным участком, занятым этим трубопроводом.
Как указано в пункте 17 Правил, представление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование.
Судами установлено непредставление ОАО "ТГК-10" в Департамент недропользования и экологии документа, подтверждающего право пользования земельным участком, необходимым для осуществления ОАО "ТГК-10" водопользования.
Довод заявителя жалобы о том, что Департамент не обязан доказывать факт того, что сброс сточных вод ОАО "ТГК-10" при функционировании ТЭЦ может быть осуществлен без использования трубопровода ООО "Статус", отклоняется судом кассационной инстанции.
При непредставлении ОАО "ТГК-10" в Департамент документа, подтверждающего право пользования земельным участком, необходимым для осуществления ОАО "ТГК-10" водопользования, Департамент должен был отказать ОАО "ТГК-10" в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование.
Исследовав представленные доказательства, исходя из положений пунктов 24, 26, 29, 39, 45, 50, 51 Временных методических указаний по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.09.2007 N 309 (далее - Временные методические указания), суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии существенных нарушений процедуры проведения проверки Управлением Росприроднадзора.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, относительно процессуальных нарушений Управлением Росприроднадзора при проведении проверки и оформления ее результатов, не принимаются судом кассационной инстанции.
Судами установлено, что Департаментом не доказано вынесение Управлением приказа о проведении внеплановой проверки задним числом, в акте имеется отметка Т.Р. С. о возражении данного лица против выводов проверки и приложении к акту соответствующих возражений, директором Департамента С.В. П. поставлена отметка об ознакомлении с актом и получении его копии, акт проверки составлен 20.02.2009, предписание вынесено 25.02.2009, то есть с соблюдением пятидневного срока после подписания акта проверки, просрочка выдачи Департаменту предписания Управлением Росприроднадзора не допущена, предписание содержит конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено проверяемым органом государственной власти субъектов Российской Федерации, срок исполнения, основания вынесения предписания.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, установленных судами на основе полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств.
Указание в оспариваемом предписании на устранение допущенных нарушений (подпункта "е" пункта 10 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844) при принятии решения от 22.10.2007 N 7 соответствует содержанию предписания, обязательные положения которого предусмотрены пунктом 51 Временных методических указаний.
Кассационная инстанция также поддерживает вывод судов первой и апелляционной инстанций относительно того, что предписание не требует обязательной отмены принятого решения о пользовании водным объектом, а допускает принятие Департаментом мер к устранению водопользователем нарушений, допущенных при обращении за решением о пользовании водным объектом.
Суд кассационной инстанции считает, что в кассационной жалобе Департамента изложены доводы, направленные на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, в кассационной жалобе не приведено.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем, считает, что судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении решения и постановления правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.07.2009 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 13.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2601/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в пункте 17 Правил, представление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование.
...
Указание в оспариваемом предписании на устранение допущенных нарушений (подпункта "е" пункта 10 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844) при принятии решения от 22.10.2007 N 7 соответствует содержанию предписания, обязательные положения которого предусмотрены пунктом 51 Временных методических указаний.
...
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем, считает, что судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении решения и постановления правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 января 2010 г. по делу N А70-2601/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5076/10
15.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-2601/2009
13.10.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6261/2009
13.10.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6263/2009
27.07.2009 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-2601/09