Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 февраля 2010 г. по делу N А46-11541/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2010 г.
Ф.О.В. (далее - Ф.О.В., заявитель), акционер открытого акционерного общества "Опытное конструкторское бюро "Иртыш" (далее - ОАО "ОКБ "Иртыш") обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 22.04.2009, вынесенного Региональным отделением Федеральной службы Российской Федерации по финансовым рынкам в Сибирском федеральной округе на территории Омской области (далее - административный орган, РО ФСФР в СФО) и обязании административный орган рассмотреть по существу данное обращение.
Заявленные требования основаны на том, что обжалуемое определение нарушает права и законные интересы Ф.О.В., как акционера ОАО "ОКБ "Иртыш", факт неуведомления акционера о проведении годовых общих собраний в 2006-2008 г.г. доказан отсутствием уведомлений о ее извещении о проведении годовых общих собраний за указанный период.
По мнению заявителя, оспариваемое определение принято с нарушением действующего законодательства, просит восстановить пропущенный срок для его оспаривания.
Определением Арбитражного суда Омской области от 21.05.2009 данная жалоба Ф.О.В. принята к производству суда и назначена к рассмотрению.
Решением от 07.07.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 заявленные требования Ф.О.В. удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд признал незаконным и отменил определение РО ФСФР в СФО об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 22.04.2009, и обязали РО ФСФР России в СФО на территории Омской области рассмотреть по существу обращение в административный орган Ф.О.В. от 08.04.2009.
В кассационной жалобе РО ФСФР в СФО, указывая на неправильное применение арбитражными судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, и принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным обжалуемого определения.
РО ФСФР России в СФО считает, что Региональное отделение не вправе было возбуждать дело об административном правонарушении при отсутствии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в соответствии с требованием статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, административный орган указывает на то, что Региональным отделением заявление Ф.О.В. от 08.04.2009 б/н (исx. N 51-09-08/ж от 09.04.2009) рассмотрено в полном объеме, были предприняты все необходимые меры для защиты нарушенных прав Ф.О.В., принято решение о проведении с 24.04.2009 по 29.05.2009 камеральной проверки деятельности ОАО "АКБ "Иртыш", по результатам которой направлено предписание от 06.07.2009 N 51-09-ЕС-02\5895 о недопущении впредь нарушений требований действующего законодательства о порядке созыва, подготовки и проведения общих собраний акционеров ОАО "ОКБ "Иртыш", включая соблюдение сроков направления сообщений о проведении общих собраний акционеров Общества.
Вместе с тем заявитель кассационной жалобы указывает, что арбитражным судом Омской области и Восьмым арбитражным апелляционным судом данные факты не были учтены, в связи с чем, Региональное отделение неправомерно и безосновательно обязали рассмотреть по существу обращение Ф.О.В. от 08.04.2009 б/н (вх. N 51-09-08/ж от 09.04.2009), которое, исходя из вышеизложенного, повторному рассмотрению не подлежит. Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Ф.О.В. просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 08.04.2009 Ф.О.В. обратилась в РО ФСФР в СФО с заявлением о проведении проверки на предмет соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг ОАО "АКБ "Иртыш" и привлечении должностных лиц к административной ответственности, полагая, что бездействие, выразившееся в непредоставлении ей как акционеру ОАО "АКБ "Иртыш" затребованной информации, является нарушением Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (далее - Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
Должностное лицо РО ФСФР в СФО, рассмотрев 22.04.2009 поступившее обращение Ф.О.В., вынесло определение, которым отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, сославшись на отсутствие достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.20 КоАП РФ.
При этом вышеуказанные выводы административного органа были сделаны должностным лицом административного органа только на основании содержания обращения акционера - Ф.О.В., как это следует из вводной части обжалуемого определения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Ф.О.В. в арбитражный суд с заявлением об отмене данного определения как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего охраняемые законом её права и интересы.
Вместе с тем, 23.04.2009 заместителем руководителя РО ФСФР в СФО должностному лицу было дано поручение N 51-09-270-13/пг, в котором указано о проведении проверки деятельности ОАО "ОКБ "Иртыш" по вопросам в соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе по обращению в РО ФСФР в СФО Ф.О.В. по вопросам предоставления информации акционерам в установленном законом порядке.
По результатам проверки РО ФСФР в СФО ОАО "ОКБ "Иртыш" выдано предписание по устранению нарушений прав акционеров.
Признавая заявленные Ф.О.В. требования обоснованными, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что административным органом не была соблюдена процедура рассмотрения обращения акционера Ф.О.В. и не дана оценка всем обстоятельств, имеющим значение для дела, без проведения проверки ОАО "АКБ "Иртыш" в установленном законом порядке, что привело к принятию преждевременного решения об отсутствии в действиях ОАО "ОКБ "Иртыш" состава административного правонарушения и вынесению оспариваемого определения.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов законными и обоснованными, исходит из установленных арбитражными судами фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 15.20 КоАП РФ воспрепятствование эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом является основанием для привлечения юридических лиц к административной ответственности в виде штрафа в размере - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб.
Обязанность по уведомлению акционера о проведении общего собрания акционеров, предусмотрена статьей 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которой сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения
В указанные сроки сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества (пункт 1).
Арбитражным судом установлено, что за последние несколько лет ОАО "ОКБ "Иртыш" не уведомляло надлежащим образом акционера Ф.О.В. о проведении очередных общих собраний, что явилось основанием для обращения с заявлением Ф.О.В. в административный орган.
В соответствии с пунктом 5.3.11 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 данная федеральная служба рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.
Дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.20 КоАП РФ, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, его территориальные органы (статья 23.47 КоАП РФ).
Согласно статье 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н "Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора" (зарегистрировано в Минюсте РФ от 14.12.2007 N 10706) утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам (далее - ФСФР) государственной функции надзора и контроля (далее - Административный регламент).
Из пункта 7 Административного регламента ФСФР России в целях реализации контрольных и надзорных функций за деятельностью организаций вправе проводить выездные и камеральные налоговые проверки.
Согласно пункту 7.1.4 Административного регламента (в редакции, действующей на дату обращения Ф.О.В.) камеральной проверкой является проверка без выезда по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, которая проводится по месту нахождения ФСФР (РО ФСФР) путем рассмотрения документов и сведений, имеющихся у ФСФР (РО ФСФР), документов и сведений, поступающих от проверяемой организации, запрашиваемых и получаемых у данной организации, у органов государственной власти, иных организаций (лиц) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием для проведения камеральной проверки является поручение руководителя ФСФР (РО ФСФР).
Камеральная проверка проводится в случае получения ФСФР России сведений о возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР (РО ФСФР).
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента исполнение государственной функции осуществляется в следующем порядке:
- издание приказа (или поручения) о проведении проверки;
- подготовку к проведению проверки;
- осуществление проверки (выездной или камеральной);
- подготовку акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом уполномоченного лица организации;
- принятие по результатам проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.
Из анализа указанных норм следует, что в случае поступления обращения о нарушении эмитентом законодательства о рынке ценных бумаг, ФСФР РФ обязано проверить обоснованность такого обращения путем проведения соответствующей проверки.
Арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждается, что в РО ФСФР в СФО от Ф.О.В., как акционера, поступило заявление о нарушении ОАО "АКБ "Иртыш" законодательства о рынке ценных бумаг и привлечении должностных лиц вышеуказанного юридического лица к административной ответственности.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, РО ФСФР в СФО сделаны выводы об отсутствии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, только на основании обращения Ф.О.В., что следует из вводной части определения от 22.04.2009. Никакой проверки в предусмотренном законом порядке РО ФСФР в СФО не проводилось. Обоснованность требований о нарушении прав Ф.О.В. как акционера посредством истребования соответствующих документов (информации) у ОАО "АКБ "Иртыш", административным органом не проверялась.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 КоАП РФ. Мотивы к возбуждению дела перечислены в статье 28.1 вышеуказанного Кодекса. Из части 5 данной статьи следует, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы арбитражных судов о том, что определение от 22.04.2009 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении принято без должной оценки всем обстоятельствам, имеющим значение для дела, не содержит достаточной мотивировки отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.
Более того, после вынесения оспариваемого определения, заместителем руководителя административного органа принято поручение N 51-09-270-13/пг от 23.04.2009 о проведении камеральной проверки должностным лицом административного органа по жалобе акционера Ф.О.В., по результатам которой в связи с нарушением ОАО "АКБ "Иртыш" положений Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, принято предписание "Об устранении нарушений законодательства Российской Федерации", в том числе и статьи 52 вышеуказанного Закона, предусматривающего порядок проведения общего собрания акционеров и извещение о проведении данных собраний (очередного и внеочередного) каждого из лиц, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводам ФСФР в СФО об отсутствии достаточных данных, изложенных в жалобе Ф.О.В. и указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.20 КоАП РФ, арбитражными судами была дана соответствующая правовая оценка.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобы, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления ссуда апелляционной инстанции, поскольку всем обстоятельства дела судами дана оценка и у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.07.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по делу N А46-11541/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2010 г. по делу N А46-11541/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании