Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 марта 2010 г. по делу N А27-10001/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская Водочная Компания" (далее - ООО "Сибирская водочная компания", ООО "СВК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (далее по тексту - Управление ФНС по Кемеровской области) от 29.05.2009 г. N 348 "Об отмене решения налогового органа" с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области (далее - Межрайонная инспекция ФНС N 1).
Заявленные требования мотивированы тем, что Управление ФНС по Кемеровской области не обладает правом на отмену решения о государственной регистрации, принятого нижестоящим налоговым органом, поскольку оно не относится к законодательству о налогах и сборах.
Кроме того, заявитель указывает на то, что оспариваемое решение Управления ФНС по Кемеровской области не содержит оснований для отмены решения, принятого нижестоящим налоговым органом при проведении реорганизации ООО "СВК". При этом заявитель ссылается на то, что оспариваемое решение Управления ФНС по Кемеровской области вынесено вне проведения каких-либо мероприятий налогового контроля и без уведомления ООО "СВК" о рассмотрении вопроса об отмене решения Межрайонной инспекции ФНС N 1, что в соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации влечет признание такого решения недействительным.
Решением от 25.09.2009 г. Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 07.12.2009 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты по основанию неправильного применения арбитражными судами норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и вынести по делу новый судебный акт, которым признать оспариваемое решение Управления ФНС по Кемеровской области недействительным. Более подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Управление ФНС по Кемеровской области просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
В судебном заседании представители Управления ФНС по Кемеровской области, Межрайонная инспекция ФНС N 1 поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей Управления ФНС по Кемеровской области, Межрайонная инспекция ФНС N 1, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражными судами установлено и из материалов дела следует, что единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью "Лиана" (далее - ООО "Лиана") было 01.11.2006 г. принято решение N 1/11 о реорганизации ООО "Лиана" путем присоединения к ООО "Сибирская Водочная Компания" и об утверждении передаточного акта данного Общества.
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасслизинг" (далее -ООО "Кузбасслизинг"), которое является единственным участником ООО "Сибирская Водочная Компания", 20.11.2006 г. приняло решение N 7 о проведении реорганизации ООО "Сибирская Водочная Компания" путем присоединения к нему ООО "Лиана" и об утверждении договора о присоединении.
Между ООО "Лиана" и ООО "Сибирская Водочная Компания" заключен договор о присоединении от 20.11.2006, в соответствии с условиями которого реорганизация осуществляется путем передачи от ООО "Лиана" к ООО "Сибирская Водочная Компания" имущества, а также всех прав в отношении должников и всех обязанностей перед кредиторами, которые будут существовать у ООО "Лиана" к моменту утверждения передаточного акта, с консолидацией балансов в порядке и на условиях, определяемых настоящим договором и действующими нормативными актами Российской Федерации.
На совместном собрании участников 21.11.2006 утвержден Устав ООО "Сибирская Водочная Компания" в новой редакции и учредительный договор.
Согласно пункту 1.2 Устава Общество является правопреемником всех прав и обязанностей реорганизованного ООО "Лиана" в соответствии с передаточным актом.
Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Кемеровской области 19.12.2006 г. были приняты следующие решения в порядке Федерального закона от 08.08.2001 г N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": N 531А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения ООО "Лиана"; N 531А-1 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с присоединением к нему юридического лица при реорганизации ООО "Сибирская водочная компания"; N 527А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Сибирская Водочная Компания"; N 528А о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Сибирская Водочная Компания", касающихся сведений о новом участнике ООО "Сибирская Водочная Компания", на основании которых и внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Управлением ФНС по Кемеровской области были проверены принятые Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Кемеровской области решения от 19.12.2006 г. и установлено, что регистрация реорганизации ООО "Лиана" и ООО "СВК" проведена с нарушением требований Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку представленные на государственную регистрацию документы прекращения деятельности ООО "Лиана" в результате реорганизации в форме присоединения не соответствовали требованиям статьи 9 вышеуказанного Закона.
На основании статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1"О налоговых органах Российской Федерации" Управлением ФНС по Кемеровской области принято решение N 348 от 29.05.2009 об отмене решений Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 за NN 531 А, 531А-1, 527А, 528А от 19.12.2006 г., на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения Управления ФНС по Кемеровской области недействительным и его отмене.
Арбитражные суды, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, исходили из наличия у Управления ФНС по Кемеровской области полномочий на отмену решения нижестоящего налогового органа, соответствия оспариваемого решения положениям действующего законодательства и установленным обстоятельствам по данному делу ранее принятым решением арбитражного суда по делу N А27-6308/2008-5.
Суд кассационной инстанции, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из установленных арбитражным судом фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
В соответствии с положениями статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Из статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" определено, что начиная с 01.07.2002 г. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), что вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной, единой системе (постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506), что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что Межрайонной инспекцией ФНС N 1 были приняты оспариваемые решения не в соответствии с налоговым законодательством, а на основании иного закона - Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Установив, что государственная регистрация реорганизации ООО "Лиана" и ООО "СВК" проведена с нарушением требований статьи 9 Закон N 129-ФЗ, Управлением ФНС по Кемеровской области на основании предоставленных полномочий принято решение от N 348 от 29.05.2009 г. об отмене решений Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области за NN 531А, 531А-1, 527А, 528А от 19.12.2006 г., как не соответствующих требованиям Конституции Российской Федерации, Закона N 129-ФЗ.
Действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими налоговыми органами положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", которая применяется для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что Управление ФНС по Кемеровской области вправе отменить решение нижестоящих налоговых органов только в случае несоответствия данных решений законодательству о налогах и сборах.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Управления ФНС по Кемеровской области полномочий по принятию оспариваемого заявителем решения согласуется с правовой позицией изложенной Высшим Арбитражным судом Российской Федерации в Определении от 21.03.2008 г. ВАС N 3175/2008.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
На основании пункта 3 статьи 17 Закона N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
При этом Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов юридического лица.
Однако, исходя из приведенных положений Закона N 129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением полного пакета документов в соответствии со статьей 17 вышеназванного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Согласно статье 4 Закона N 129-ФЗ государственный реестр является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ)).
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.
Из вышеизложенного следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, запись в который является производным от принятых решений регистрирующим органом.
Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для государственной регистрации, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влекут недействительность решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения; внесений изменений вносимых в учредительные документы; изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Факт осуществления Межрайонной инспекцией ФНС N 1 государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные сведения и принятия решений, отмененных вышестоящим налоговым органом, нашел свое подтверждение исследованными арбитражными судами доказательствами в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах отказ арбитражного суда первой инстанции, решение которого оставлено без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований Общества является правомерным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что положения статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" в данном случае не подлежат применению, поскольку нормы налогового законодательства, регулирующие властные отношения, не должны применяться к отношениям, возникающим при осуществлении регистрационной деятельности, были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела которые были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения и отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.09.2009 г. Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.12.2009 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10001/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2010 г. по делу N А27-10001/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании