Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 марта 2010 г. по делу N А45-16211/2009
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Сибтекстильмаш", г. Новосибирск, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, г. Новосибирск, (далее - Отделение) о признании незаконным и отмене постановления от 08.07.2009 N 292 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 500 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 25.09.2009, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2009, Обществу отказано в удовлетворении заявления. Арбитражные суды исходили из правомерности привлечения Общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении его заявления, указывая, что в его действиях отсутствует вина, что указанные действия следует квалифицировать по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу Отделение просит оставить без изменения судебные акты.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в Отделение 05.05.2009 поступило заявление ОАО "Завод Труд", являющегося акционером Общества, о нарушении его права на получение информации о деятельности Общества.
Отделение в адрес Общества направило предписание от 15.05.2009 N 51-09-ЕС-02/4462 о предоставлении в пятидневный срок с момента получения предписания следующих документов:
- копии всех запросов (требований, заявлений) поступивших в Общество от акционера - ОАО "Завод Труд", и ответов по ним за период с 01.04.2009 по дату получения предписания;
- копии уставов Общества с дополнениями и изменениями, действующими за период с 01.04.2009 по дату получения предписания;
- копии журналов входящей и исходящей документации Общества за период с 01.04.2009 по дату получения предписания;
- копию описи предоставленных по требованию ОАО "Завод Труд" документов и копий документов, доступ к которым предусмотрен статьями 89, 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ), с подписью представителя по доверенности ОАО "Завод Труд", подтверждающей его ознакомление с данными документами за период с 01.04.2009 по дату получения предписания;
- протокол годового общего собрания акционеров Общества, состоявшегося в 2008 году по итогам 2007 года;
- справку о наличии в Обществе отчета ревизора по итогам финансово-хозяйственной деятельности Общества в 2008 году;
- справку о наличии в Обществе заключений аудитора, отчета аудиторской организации по итогам финансово-хозяйственной деятельности Общества в 2008 году.
При отсутствии требуемых в предписании документов Обществу предлагалось дать письменные пояснения о причинах отсутствия вышеуказанных документов (подтверждающие документы: справки, копии актов списания уничтоженных документов).
Предписание получено Обществом 20.05.2009, что подтверждается копией почтового уведомления и не оспаривается Обществом.
Отделением составлены акт о неисполнении предписания от 16.06.2009, протокол об административном правонарушении от 19.06.2009 N292 и вынесено постановление от 08.07.2009 N 292 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением от 08.07.2009 N 292, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказав Обществу в удовлетворении заявления, а Седьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение арбитражного суда, правомерно исходили из следующего.
Согласно части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 5.3.7 настоящего Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В силу пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Факт неисполнения Обществом в установленный предписанием срок требований о предоставлении документов подтверждается актом проверки от 16.06.2009, протоколом об административном правонарушении от 19.06.2009, письменными пояснениями от 25.06.2009 и Обществом по существу не оспаривается.
С учетом исследованных материалов дела, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что постановление Отделения вынесено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности, в соответствии с нормами административного производства.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения законодательства Российской Федерации на рынке ценных бумаг.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы Общества о том, что его действия следует квалифицировать по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка с учетом диспозиций статей 19.5 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованных материалов дела.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основаны на полно исследованных обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.09.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2009 по делу N А45-16211/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлевторения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 марта 2010 г. по делу N А45-16211/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании