Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 июля 2006 г. N Ф04-4387/2006(24530-А67-37)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Викон" (далее -ООО "ТПК "Викон", Общество) о взыскании налоговых санкций в размере 16 950 руб.
Решением от 10.01.2006 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит состоявшееся по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы нормами Налогового кодекса Российской Федерации, равно как и иными актами законодательства о налогах и сборах, не установлена обязанность налоговых органов направлять требование о представлении документов по адресу ликвидатора организации или ликвидационной комиссии.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом 16.06.2005 в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, - ликвидаторе Черновой Л.А., проживающей по адресу: г. Томск, ул. Сергея Лазо, 27-161.
Налоговым органом принято решение от 28.06.2005 N 47/3-29В о проведении выездной налоговой проверке по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество за период с 01.01.2003 по 16.06.2005.
Выездная налоговая проверка ООО "ТПК "Викон" была назначена в связи с его ликвидацией.
На основании статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "ТПК "Викон" по его юридическому адресу (634003, г. Томск, проезд Иркутский, 1), заказным письмом (квитанция от 29.06.2005 N 634061-41 N 17809) направлено требование от 28.06.2005 N 56/3-29В о представлении 339 документов в 5-дневный срок,
ООО "ТПК "Викон" указанное требование не исполнено, что явилось основанием к применению решения от 15.08.2005 N 13/3-29П о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ, что составило 16 950 руб.
Требование от 22.08.2005 N 6219 об уплате налоговой санкции налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил, в связи с чем, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия достаточных доказательств в совершении вменяемого налогового правонарушения Обществу. Суд указал, что факт направления требования от 28.06.2005 N 56/3-29В по почте по адресу ликвидируемого юридического лица о предоставлении документов (без обратного уведомления о его получении или отказе в получении) при отсутствии сведений о месте нахождения налогоплательщика по юридическому адресу, безусловно, не свидетельствует об отказе или уклонении ответчика от представления документов в указанный в требовании срок.
Согласно пункту 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.
При этом лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано его исполнить в указанный в нем срок.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом, и иными актами законодательства о налогах и сборах в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
При этом в соответствии со статьи 106, 108, 109 Налогового кодекса Российской Федерации вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения является необходимым условием для привлечения к налоговой ответственности. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы, а неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к ответственности лица толкуются в его пользу.
Общество привлечено к ответственности за не предоставление запрашиваемых налоговым органом документов.
Судом установлено, что требование о предоставлении документов, направлено по юридическому адресу Общества. Однако налоговый орган, располагая сведениями о нахождении общества в процессе ликвидации и назначении его ликвидатора, не направил ликвидатору общества требование о представлении документов.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что в рамках процедуры ликвидации юридического лица функции по управлению делами юридического лица и исполнению обязательств перед кредиторами, в том числе по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов), осуществляет ликвидационная комиссия как орган ликвидируемого юридического лица.
Налоговым органом не представлено доказательств фактического получения Обществом в лице ликвидатора требования о предоставлении документов от 22.08.2005 либо отказа от его получения.
Следовательно, в силу положений статей 108, 109 Налогового кодекса Российской- Федерации Общество не может быть привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление документов, указанных в требовании, в связи с отсутствием вины.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 10.01.2006 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-18454/05 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2006 г. N Ф04-4387/2006(24530-А67-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании