Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 августа 2006 г. N Ф04-5285/2006(25430-А27-29)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Градус"" (далее - ООО ТД "Градус") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Куйбышевскому району г. Новокузнецка о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая, что оно принято неправомочным органом, неправильно квалифицированы действия общества. Кроме того, считает совершенное деяние малозначительным.
Решением от 10.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2006 решение оставлено без изменения.
Признавая постановление незаконным, и отменяя его, арбитражный суд исходил из того, что у налоговой инспекции отсутствовали полномочия на составление "протокола об административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по Куйбышевскому району г. Новокузнецка просит отменить судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы считает, что в результате неправильного применения норм административного законодательства приняты не соответствующие действующему законодательству судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу ООО ТД "Градус" просит оставить судебные акты без изменения, жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 05.12.2005 при проверке магазина, принадлежащего ООО "ТД "Градус" был установлен факт реализации алкогольной продукции в отсутствии ценников на водку "Экстра" 0.5л, водку "Мустаг" 0,375л., а также в торговом зале отсутствовали "Правила продажи алкогольной продукции". По данному факту составлен протокол об административном правонарушении N 25 от 06.12.2005.
Руководителем инспекции 13.12.2005 вынесено постановление N 173 о привлечении ОО "ТД "Градус" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая, что постановление принято неправомочным органом, неправильно квалифицированы действия общества, кроме того, совершенное деяние малозначительным, общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что у налоговой инспекции отсутствовали полномочия на составление протокола об административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, налоговым органом не установлено.
Однако судами не учтено следующее.
Исходя из части 1 статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляются должностными лицами о уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статья 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 - "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает, что государственный контроль за производствохм и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за соблюдением условий действия лицензий на производство и оборот алкогольной продукции, осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу статьи 2 названного Закона оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Исходя из пункта 20 Правил продажи алкогольной продукции, действовавших на момент совершения административного правонарушения, контроль за их соблюдением осуществляется в том числе федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004. N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что вывод судов об отсутствии у органов Федеральной налоговой службы полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует законодательству.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как обстоятельства по делу установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 10.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2006 по делу N А27-3838/06-5 отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Градус" о признании незаконным и отмене постановления N 173 инспекции Федеральной налоговой службы России по Куйбышевскому району г. Новокузнецка от 13.12.2005 о привлечении к административной ответственности - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2006 г. N Ф04-5285/2006(25430-А27-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании