Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 августа 2006 г. N Ф04-5381/2006(25726-А27-37)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кокс" (далее - ОАО "Кокс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган) по Кемеровской области о признании незаконным решения от 10.01.06 N 1 о взыскании налоговых санкций в размере 200 руб.
Решением от 17.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Кокс" просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Считает неправомерным истребование документов по проверке декларации по налогу на прибыль за 10 месяцев 2005 года. Просит принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция считает ее подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за десять месяцев 2005 года, представленной ОАО "Кокс" 28.11.2005, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование от 01.12.2005 N 2757 (исходящий N 16-09-36/9174) о предоставлении следующих документов: 1. Налоговый регистр доходов от реализации стр.10 Листа 02 налоговой декларации; 2. Налоговый регистр расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации стр.20 Листа 02 налоговой декларации; 3. Налоговый регистр внереализационных доходов стр.30 Листа 02 налоговой декларации; 4. Налоговый регистр внереализационных расходов стр.40 Листа 02 налоговой декларации; 5. Расшифровка доходов, исключаемых из прибыли стр.60 Листа 02 налоговой декларации.
Письмом от 08.12.2005 N 57-10-193/05 ОАО "Кокс" представило копию расшифровки доходов, исключаемых из прибыли стр.60 Листа 02 налоговой декларации, в представлении остальных запрашиваемых документов отказало.
По результатам камеральной проверки налоговым органом принято решение от 10.01.2006 N 1 о привлечении ОАО "Кокс" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ на общую сумму 200 рублей.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Кокс" оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обеих инстанций исходил из того, что налоговый орган действовал в рамках представленных Налоговым законодательством полномочий по истребованию документов в ходе проверки, за непредставление которых правомерно привлек налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, отменяя судебные акты, исходит из следующего.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 87 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет налоговым органам проводить камеральные и выездные проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Данному праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика, установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 и абзацем 2 пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, для исчисления и уплаты налогов.
Следовательно, вывод суда о том, что налоговый орган может истребовать дополнительные документы не только при обнаружении ошибок в представленных декларациях, является обоснованным.
Вместе с тем, отменяя судебные акты, кассационная инстанция исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы.
В соответствии с пунктом 1.6 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, организации, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года представляют Декларации в указанном инструкцией порядке и объеме за отчетный период (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) и налоговый период (год).
По итогам за январь, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11 месяцев представляют декларацию в объеме Титульного листа (Листа 01), подразделов 1.1, 1.3, 1.4 Раздела 1 и Листов 02, 03, 04 Декларации.
Судом установлено, что налогоплательщик отказался представить часть истребованных налоговым органом документов со ссылкой на указанную Инструкцию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Исходя из системного толкования статей 93 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации, ответственность по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации наступает за отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов необходимых при проведении налоговой проверки.
Учитывая, что налоговым органом в нарушение пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, что налоговая декларация по налогу на прибыль за 10 месяцев 2005 года налогоплательщиком была составлена в нарушение указанного порядка заполнения, либо не представлены приложения, которые должны быть представлены в соответствии с вышеуказанной инструкцией, суд кассационной инстанции считает, вывод арбитражного суда о правомерности истребования документов у налогоплательщика, которые представляются по итогам отчетного периода (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) необоснован.
Учитывая, что аналитические регистры налогового учета в соответствии со статьей 314 Налогового кодекса Российской Федерации являются сводными формами систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, истребование данных документов у ОАО "Кокс" при представлении налоговой декларации за 10 месяцев, необоснованно.
Исходя из изложенного, вывод суда о правомерном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, является не верным.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применена норма права, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2006 по делу N А27-4822/06-6 отменить.
Принять новое решение.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области от 10.01.2006 N 1.
Возвратить открытому акционерному обществу "Кокс" государственную пошлину в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей, уплаченную по платежным поручениям от 17.01.2006 N 38, от 04.04.2006 N 84, от 29.06.2006 N 11619.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 августа 2006 г. N Ф04-5381/2006(25726-А27-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании