Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 сентября 2006 г. N Ф04-6034/2006(26420-А75-29)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2007 г. N Ф04-6034/2006(31647-А75-27)
Открытое акционерное общество "Юганскнефтегаз" (далее - ОАО "Юганскнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Управлению по охране окружающей природной среды ХМАО (далее - управление) об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 122 от 09.03.2006 и N 115 от 09.03.2006.
Требования мотивированы тем, что действия общества неправильно квалифицированы по статье 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по фактам, за которые привлечены к административной ответственности, ранее ОАО "Юганскнефтегаз" уже привлекалось к административной ответственности. Постановления N 115 и N 122 вынесены в нарушение требований статей 1.5 и 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 17.04.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2006 решение оставлено без изменения.
Отказывая в отмене постановлений N 115 и N 122 вынесенных 09.03.2006, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемые постановления соответствуют требованиям статьи 4.5, части 2 статьи 8.31, главе 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесены должностным лицом в пределах полномочий при наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Юганскнефтегаз" просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судом неправильно применены нормы административного права. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что разливы произошли на землях лесного фонда. При рассмотрении административного дела отсутствовал представитель общества, так как оно не было уведомлено надлежащим образом о рассмотрении материалов. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу от управления не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав представителя, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором 03.03.2006 составлены постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества, согласно которым в ходе проведенной проверки установлено, что предприятием не соблюдаются экологические требования при эксплуатации трубопроводного транспорта в нефтяной промышленности. Так 18.01.2005 в результате отказа нефтепровода узел вр. 9-ЦППН-2 Мамонтовского месторождения произошло загрязнение земель опасными химическими веществами.
Во втором постановлении указано, что 08.12.2005 в результате отказа нефтепровода диаметром 159 мм куст N 28-ДНС-2 в 200 метрах от дороги на куст N 28 Южно - Балыкского месторождения Майского региона произошло загрязнение лесов опасными химическими веществами.
Постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении направлены для рассмотрения по подведомственности в управление.
Государственным инспектором в области охраны окружающей среды ХМАО Нефтеюганского отдела Управления по охране окружающей природной среды ХМАО - Югры 09.03.2006 вынесены постановления N 115 и 122 о привлечении ОАО "Юганскнефтегаз" к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований к охране лесов.
Считая постановления N 115 и 122 от 09.03.2006 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемые постановления соответствуют требованиям статьи 4.5, части 2 статьи 8.31, главе 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесены должностным лицом в пределах полномочий при наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Кассационная инстанция считает выводы суда не соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены требования, предъявляемые к постановлению по делу об административном правонарушении.
Судом установлено, что оспариваемые постановления N 115 и 122 от 09.03.2006 не соответствуют требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вывод суда о том, что допущенные нарушения требований статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не носят существенный характер, кассационная инстанция признает обоснованным.
Вместе с тем выводы суда о том, что факт загрязнения леса подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В материалы дела у правлением представлены доказательства, и в судебных актах перечислены доказательства, подтверждающие факт розлива нефти в результате отказа нефтепровода.
Арбитражный суд, в нарушение требований статей 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебных актах не указал, какие конкретно доказательства подтверждают факт загрязнение леса.
Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора, так как обществом в заявлении указано на нарушение положений статей 1.5 и 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда о соблюдении порядка привлечения к административной ответственности не мотивирован, судом не указано на основании каких, имеющихся в материалах дела доказательствах, он пришел к выводу об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах, судебные акты подлежат отмене, как незаконные и необоснованные, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует учесть замечания, изложенные в постановлении.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.04.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2006 по делу N А75-2680/06 отменить и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2006 г. N Ф04-6034/2006(26420-А75-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании