Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 сентября 2006 г. N Ф04-6346/2006(26895-А27-3)
(извлечение)
Фермерское хозяйство Д. (далее - ФХ Д.) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленновскому району Кемеровской области (далее - Инспекция ФНС РФ) о признании недействительным решения N 67 от 16.12.2005.
Решением от 10.04.2006 Арбитражного суда Кемеровской области требования ФХ Д. удовлетворены частично. Обжалуемое решение Инспекции ФНС РФ признано незаконным в части отказа в производстве налоговых вычетов по НДС в общей сумме 119 583 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит вынесенные по делу судебные акты в части признания решения N 67 от 16.12.2005 незаконным отменить.
В отзыве на кассационную жалобу ФХ Д. не соглашается с доводами налогового органа, считая их несостоятельными, а решение и постановление арбитражного суда в части удовлетворения заявленных им требований - законными и обоснованными, в связи с чем просит кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ оставить без удовлетворения.
Вместе с тем, в отзыве на кассационную жалобу от 19.09.2006, представленном в судебное заседание, содержатся доводы о неправомерности вынесенныхпо делу судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных ФХ Д. требований, которые по существу представляют собой кассационную жалобу. Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная инстанция проверяет законность и обоснованность принятых арбитражным судом судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, кассационная инстанция считает возможным не принимать во внимание данные доводы, поскольку они поданы за пределами срока, установленного для кассационного обжалования решения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией ФНС РФ вынесено решение N 67 от 16.12.2005 о привлечении ФХ Д. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в размере 27 457, 6 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислено 256 871 руб. НДС и 31 120, 36 руб. пени.
Основанием принятия данного решения явилось принятие НДС к вычету по счетам-фактурам, оформленным с нарушением положений статьи 169 Налогового кодекса РФ: отсутствуют данные об адресах покупателя и продавца; ИНН продавцов отсутствуют в едином государственном реестре налогоплательщиков (далее - ЕГРН).
Полагая, что указанное решение Инспекции ФНС РФ не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ФХ Д. обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что при применении налоговых вычетов налогоплательщиком выполнены все требования, установленные статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ, а допущенные при оформлении счетов-фактур нарушения носят формальный характер.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные настоящей статей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
В силу пункта 2 этой же статьи счета-фактуры составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В то же время, как правильно указал суд апелляционной инстанции со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 N 12-П к оценке данного обстоятельства нельзя подходить формально. Возможные нарушения формы и содержания счета-фактуры неоднозначны по своей природе и влекут разные юридические последствия.
По смыслу статей 171 - 172 Налогового кодекса РФ основанием для осуществления налогоплательщиком права на налоговый вычет по НДС является фактическая уплата суммы НДС своему поставщику. В том случае, когда отдельные недостатки в оформлении счетов-фактур не опровергают самого факта уплаты денежных средств и не создают препятствий для поступления суммы НДС в бюджет, оснований для отказа в праве на налоговый вычет у налогового органа не имеется.
Пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ к обязательным реквизитам, указываемым в счете-фактуре, отнесены, в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Учитывая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, а также то обстоятельство, что сам факт уплаты налога по спорным счетам-фактурам Инспекцией ФНС РФ не оспаривается, судом обоснованно отклонены доводы налогового органа, касающиеся отсутствия или неполного отражения в представленных ФХ Д. счетах-фактурах адресов продавца и покупателя, грузоотправителя и грузополучателя, поскольку указанное нарушение в их оформлении в данном случае является несущественным и не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов.
Согласно пункту 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Таким образом, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено обязательное наличие расшифровки подписи лиц, подписавших счет-фактуру. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса в силу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, предъявленных продавцом.
Следовательно, довод Инспекции ФНС РФ о несоответствии спорных счетов-фактур требованиям пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ в связи с отсутствием расшифровок подписей руководителя и главного бухгалтера не основан на нормах действующего налогового законодательства.
Ссылки Инспекции ФНС РФ на отсутствие сведений о поставщиках в ЕГРН несостоятельны, поскольку как правильно указал суд, налоговым законодательством право на возмещение НДС не ставиться в зависимость от достоверности сведений о поставщике.
Частью 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В силу части 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации.
Следовательно, законодателем правоспособность юридического лица ставится в зависимость от его государственной регистрации в качестве такового, а не от постановки на налоговый учет. Соответственно, отсутствие сведений о поставщике в ЕГРН нельзя признать равнозначным отсутствию государственной регистрации продавцов товара в качестве юридического лица.
Кроме того, кассационная инстанция считает необходимым отметить, что согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2002 N 319, принятому во исполнение Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", налоговые органы являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, начиная только с 01.07.2002.
На основании вышеизложенного, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа ФХ Д. в принятии к вычету НДС за 4 квартал 2002 года, 1 и 2 кварталы 2003 года в общей сумме 119 583 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.04.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 09.06.2006 по делу N А27-5947/06-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2006 г. N Ф04-6346/2006(26895-А27-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании