Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Корнюшенкова Г.В, судей Бельмас Н.А, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Алиева Сеймура Хакимовича на решение Великолукского городского суда Псковской области от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 марта 2024 года по административному делу N 2а-1104/2023 по административному исковому заявлению Алиева С.Х. к ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области, начальнику ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области Свиридову Е.А. об оспаривании действий и решений о водворении в помещение для нарушителей и признании злостным нарушителем.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алиев С.Х. обратился в Великолукский городской суд Псковской области с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительный центр N 1" УФСИН России по Псковской области (далее - ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области), начальнику ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области Свиридову Е.А. об оспаривании действий по его направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, по водворению в помещение для нарушителей (ПДН) сроком на 10 суток без вывода на работу, постановлений от 18 августа 2023 года о применении дисциплинарного взыскания в виде водворения в ПДН сроком на 10 судок без вывода на работу и о признании его злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что постановлением Островского городского суда Псковской области от 9 декабря 2022 года неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ему принудительными работами сроком на 2 года 1 месяц 23 дня с удержанием 10% в доход государства.
Постановлениями начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области от 18 августа 2023 года к нему применена мера дисциплинарного взыскания в виде водворения в ПДН сроком на 10 суток без вывода на работу и он признан злостным нарушителем установленного порядка и условий отбывания наказания.
Административный истец полагает, что данные постановления являются незаконными, поскольку нарушения установленного порядка отбывания наказания 8 июня 2023 года он не совершал, наркотические средства не употреблял, оснований для направления его на медицинское освидетельствование не имелось. Процедура принятия оспариваемых решений была нарушена; не учтено его состояние здоровья, наличие заболеваний, нахождение на больничном.
Решением Великолукского городского суда Псковской области от 13 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 марта 2024 года, в удовлетворении административного иска Алиева С.Х. отказано.
В кассационной жалобе Алиева С.Х. на решение Великолукского городского суда Псковской области от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 марта 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 16 мая 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 мая 2024 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права, и принятии нового судебного акта.
Подателем кассационной жалобы также представлены дополнения к кассационной жалобе.
Относительно кассационной жалобы Алиева С.Х. ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Алиев С.Х. 29 ноября 2021 года осужден Останкинским районным судом города Москвы по части 2 статьи 228 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Постановлением Островского городского суда Псковская область от 9 декабря 2022 года необытая часть наказания заменена ему более мягким видом наказания - принудительными работами сроком на 2 года 1 месяц 23 дня с удержанием из заработной платы 10 % в доход государства.
20 декабря 2022 года Алиев С.Х. прибыл в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области и приступил к отбытию наказания в виде принудительных работ.
18 апреля 2023 года Алиев С.Х. был трудоустроен в ООО "Энергокабель" подсобным рабочим.
На основании постановления старшего оперуполномоченного отделения организации оперативно-розыскной деятельности оперативного отдела УФСИН России по Псковской области Калинина В.С. от 8 июня 2023 года осужденный Алиев С.Х. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Как установлено судами, это было вызвано тем, что имелись достаточные основания полагать, что Алиев С.Х. находится в состоянии наркотического опьянения, либо потребил наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, о чем имелась оперативная информация.
Согласно Акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) от 8 июня 2023 года N 277 у Алиева С.Х. установлено состояние опьянения.
В справке о результатах химико-токсикологического исследования N 4761 указано, что при проведении исследований 20-22 июня 2023 года в биологическом объекте Алиева С.Х. обнаружены амфетамин, производное N-метилэфедрона (a-pvp) и его метаболиты.
Акт N 277 от 8 июня 2023 года, которым зафиксирован факт наркотического опьянения, поступил в ИЦ-1 15 августа 2023 года. Дата окончания медицинского освидетельствования 29 июня 2023 года (т.1, л.д.39).
Постановлением начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области Свиридова Е.А. от 18 августа 2023 года в связи с нарушением пункта "а" части 2 статьи 60.15 УИК РФ Алиев С.Х. за нарушение установленного порядка отбытия наказания, а именно, за употребление наркотических средств, водворен в помещение для нарушителей сроком на 10 суток без вывода на работу (т.1, л.д.42).
На основании представления дисциплинарной комиссии исправительного центра от 18 августа 2023 года постановлением начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области Свиридова Е.А. осужденный Алиев С.Х. признан злостным нарушителем установленного порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ (т1, л.д.43-45).
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, проверив доводы административного иска, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемые действия и постановления приняты и осуществлены уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции с соблюдением установленного порядка, основанием для принятия решений послужило злостное нарушение осужденным Алиевым С.Х. порядка отбывания наказания.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было, при установленных фактических обстоятельствах дела нормы материального права применены верно.
Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ регламентирован главой 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
В соответствии со статьей 60.1 УИК РФ осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах (часть 1).
В силу части 1 статьи 60.4 УИК РФ в исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров (пункт "а" части 2 статьи 60.4 УИК РФ).
Такие Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года N 110 (приложение N 3).
Согласно указанным Правилам, осужденные к принудительным работам обязаны, в том числе: выполнять требования законодательства Российской Федерации и настоящих Правил; соблюдать распорядок дня осужденных к принудительным работам и правила проживания в ИЦ, установленные для осужденных к принудительным работам настоящими Правилами; выполнять законные требования работников УИС; проходить в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые обследования с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также фактов употребления алкогольных, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ (пункты 8.1, 8.2, 8.9, 8.17 Правил).
В соответствии с пунктом 10.8 Правил осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и использовать запрещенные в ИЦ предметы и вещества.
Пункт 4 Перечня предметов и веществ, которые осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать, являющегося приложением N 1 к Правилам, содержит указание на наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры либо аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их прекурсоры, а также новые потенциально опасные психоактивные вещества; наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, не назначенные лечащим врачом медицинской организации государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6 статьи 11 УИК РФ).
Как установлено судами, по прибытию в исправительное учреждение Алиеву С.Х. были разъяснены порядок и условия отбывания наказания в виде принудительных работ, последствия в случае их нарушения; Алиев С.Х. был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка исправительного центра, распорядком дня, правами и обязанностями осужденного, что подтверждается соответствующими расписками.
В силу пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.
В соответствии с пунктами 2, 3, 5 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. Для направления лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на медицинское освидетельствование судьи, следователи, органы дознания выносят постановление. Порядок медицинского освидетельствования лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н утверждены Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) согласно приложению N 1 (далее - Порядок); форма Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) согласно приложению N 2; форма журнала регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) согласно приложению N 3.
В соответствии с пунктами 1, 2 приведенного Порядка он регулирует вопросы проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (далее - медицинское освидетельствование), целью которого является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3.1 пункта 5 Порядка медицинское освидетельствование проводится в отношении лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, - на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").
В процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к приказу N 933н. На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований, указанных в пункте 4 Порядка, выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования - установлено состояние опьянения (пункт 8, подпункт 1 пункта 14 Порядка).
Виды нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ предусмотрены статьей 60.15 УИК РФ, в соответствии с пунктом "а" части 2 которой употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ является злостным нарушением порядка и условий отбывания принудительных работ.
В соответствии с пунктом "в" статьи 60.14 УИК РФ к осужденным к принудительным работам, допустившим нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ, администрацией исправительного центра может применяться такая мера взыскания, как водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток.
Согласно положениям части 3 статьи 60.15 УИК РФ осужденный к принудительным работам признается злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении злостного нарушения постановлением начальника исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра.
Решение о применении к осужденным к принудительным работам предусмотренных статьей 60.14 УИК РФ мер взыскания выносится в письменной форме. При применении мер взыскания к осужденному к принудительным работам учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру совершенного нарушения (части 1, 2 статьи 60.16 УИК РФ).
Проверка в связи с нарушением осужденным к принудительным работам порядка и условий отбывания принудительных работ проводится по решению начальника исправительного центра в случае, если имеющихся сведений недостаточно для принятия решения о наложении взыскания (часть 3 статьи 60.16 УИК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 60.16 УИК РФ правом применения предусмотренных статьей 60.14 настоящего Кодекса мер взыскания пользуется в полном объеме начальник исправительного центра или лицо, его замещающее.
В данном случае, исходя из приведенных положений нормативных правовых актов, направление Алиева С.Х. на медицинское освидетельствование сотрудником органа, имеющего право на осуществление оперативно-розыскной деятельности - УФСИН России по Псковской области, вопреки доводам кассационной жалобы, являлось законным и обоснованным.
При этом судами установлено, что административный истец был согласен с проведением в отношении него медицинского освидетельствования на состояние опьянения, что подтверждается его подписью в постановлении о направлении на такое освидетельствование от 8 июня 2023 года (т.1, л.д.133 оборот.).
Филиал "Великолукский" ГБУЗ Псковской области "Псковский областной клинический центр психиатрии и наркологии", где было проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого у Алиева С.Х. было установлено состояние наркотического опьянения, является организацией, специально уполномоченной на осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, то есть специализированной организацией, наделенной полномочием по проведению медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеются данные о нахождении их в состоянии опьянения.
Факт нахождения Алиева С.Х. в состоянии наркотического опьянения в период отбывания наказания, а именно, 8 июня 2023 года, судами установлен. Составленный в отношении Алиева С.Х. акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения соответствует форме, утвержденной приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н (приложение N 2).
Примененная в отношении Алиева С.Х. мера взыскания в виде водворения в помещение для нарушителей соответствует тяжести и характеру совершенного нарушения.
Нарушений порядка и процедуры наложения взыскания не выявлено. В связи с тем, что в отношении осужденного было необходимо проведение медицинского освидетельствования, то есть имеющихся сведений для принятия решения о наложении взыскания было недостаточно, была назначена проверка, результаты которой были получены исправительным центром 15 августа 2023 года. После чего - 18 августа 2023 было вынесено постановление о применении меры взыскания в виде водворения в ПДН.
Также не установлено нарушений принятия в отношении осужденного Алиева С.Х. решения о признании его злостным нарушителем.
Такое решение принято уполномоченным должностным лицом - начальником ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области на основании представления дисциплинарной комиссии исправительного центра, созданной в соответствии с Типовым положением о дисциплинарной комиссии, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 4 статьи 60.15 УИК РФ).
Ссылки в кассационной жалобе в обоснование отсутствия кворума на заседании комиссии на приказ ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области от 1 ноября 2023 года N 91 "Об утверждении состава комиссии по проведению дисциплинарной комиссии в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Псковской области" не состоятельны, на дату вынесения дисциплинарной комиссией в отношении Алиева С.Х. представления о признании осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ (18 августа 2023 года), названный приказ не действовал.
Поскольку употребление наркотических веществ отнесено пунктом "а" части 2 статьи 60.15 УИК РФ к числу злостных нарушений установленного порядка и условий отбывания наказания, административный истец обоснованно признан злостным нарушителем установленного порядка и условий отбывания наказания.
Судами также установлено, что ранее - 15 марта 2023 года осужденный Алиев С.Х. подвергался мере взыскания за нарушение порядка и условий отбывания принудительных работ в виде выговора.
Перед водворением в ПДН осужденный был осмотрен врачом- терапевтом, отклонений состояния здоровья, не позволяющих отбывать наказание в ПДН, установлено не было. Факт нахождения Алиева С.Х. на листке временной нетрудоспособности (больничном) на момент его помещения в ПДН в ходе разбирательства дела не нашел своего объективного подтверждения.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Великолукского городского суда Псковской области от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алиева Сеймура Хакимовича - без удовлетворения.
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 13 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 марта 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.