Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-879/2023 по кассационной жалобе административных истцов Бызовой "данные изъяты", Гориной "данные изъяты", Макридина "данные изъяты", Малышевой "данные изъяты", Морозова "данные изъяты", Панфиловой "данные изъяты", Шляховской "данные изъяты", Гржеляк "данные изъяты" на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение Ленинградского областного суда от 1 февраля 2024 года, которыми отказано в удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о признании незаконными действия при проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского района Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения административных истцов Малышевой Е.Г, Панфиловой Н.Э. и Гржеляк А.А, действующего в своих интересах и в интересах всех административных истцов, которые настаивали на удовлетворении кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области - Прокопчик Н.В, которая возражала против удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
административные истцы: Гржеляк А.А, Бызова А.А, Горина Н.С, Макридин Д.В, Малышева Е.Г, Морозов А.В, Панфилова Н.А, Шляховская Н.Н. 26 мая 2023 года обратилась в суд с административными исками к администрации Муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области, администрации Муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, в которых просили признать незаконными действия ответчиков при проведении публичных слушаний по Проекту правил землепользования и застройки (далее - проект ПЗЗ) муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского района Ленинградской области.
Свои требования мотивировали тем, что публичные слушания проводились на основании постановления Главы Муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области N 2 от 23 января 2023 года в период времени с 25 января 2023 года (начиная с публикации информации о проведении публичных слушаний в еженедельной газете "Восточный берег") по 22 февраля 2023 года (публикация заключения о результатах публичных слушаний в газете "Восточный берег"), с нарушением статьей 5.1, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части организации проведения публичных слушаний, обеспечение возможности участия граждан в их проведении; статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (нарушение права на получение достоверной информации, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду), статей 6, 7, 33, 34 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", что повлекло нарушение порядка проведения публичных слушаний и прав административных истцов.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ленинградского областного суда от 1 февраля 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе административные истцы просят отменить состоявшиеся судебные акты, как принятые при неправильном применении норм материального права, и вынести новое решение, удовлетворив административный иск в полном объеме.
Выслушав административных истцов и их представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 20 части 1 статьи 14 федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение Проекта землепользования и застройки поселения относится к вопросам местного значения органа местного самоуправления.
Согласно Областному закону Ленинградской области от 07 июля 2014 года N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" ряд полномочий органа местного самоуправления (в том числе вопросы, связанные с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, подготовка проекта правил землепользования и застройки, проверка проекта правил землепользования и застройки, утверждение правил землепользования и застройки), отнесены к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности.
Приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области N 28 от 17 марта 2021 года утверждено Положение о подготовке проектов правил землепользования и застройки, проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки, об утверждении правил землепользования и застройки, о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе путем их уточнений, согласно пунктам 1.1 и 4.1 которого подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется Государственным казенным учреждением "Градостроительное развитие территорий Ленинградской области"; в соответствии с пунктом 4.7 указанного Положения полномочия по проверки и утверждению проекта правил землепользования и застройки, в том числе Котельского сельского поселения Кингисеппского района Ленинградской области предоставлены Комитету градостроительной политики Ленинградской области; в полномочия администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" входит обеспечение проведения публичных слушаний и представление в Комитет градостроительной политики Ленинградской области проекта по которому проведены публичные слушания, с внесенными изменениями в соответствии с заключением о результатах общественных слушаний по проекту.
Согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Порядок проведения публичных слушаний определен статьей 5.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации и применительно к Кингисеппскому муниципальному району Ленинградской области - в соответствии с Положением о порядке назначения, организации и проведения публичных слушаний, а также учета мнения граждан, высказанного в ходе публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании "Кингисеппский муниципальный район", которое утверждено решением Совета депутатов муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области N 550/3-с от 5 сентября 2018 года, действующего в редакции решений N219/4-с от 28 апреля 2021 года, N 372/4-с от 21 сентября 2022 года, N 409/4-с от 7 декабря 2022 года, N 2 от 23 января 2023 года, N 468/4-с от 21 июня 2023 года (л.д.68-94 т.2).
В соответствии с частью 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
При рассмотрении дела судами установлено, что основанием для проведения публичных слушаний явилось поступившее главе муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области письмо Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 19 декабря 2022 года N 01-44-162/2022 и проект Правил землепользования и застройки муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области.
Постановлением главы муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области N 2 от 23 января 2023 года назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования "Котельское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области и в пункте 1.1. установлены дата, время и место проведения публичных слушаний в соответствии с графиком (л.д.84 оборот т.1).
Согласно графика публичные слушания проводятся в период с 7 февраля 2023 года по 10 февраля 2023 года в 44 населенных пунктах.
При этом экспозицию проекта определено открыть и проводить с 1 февраля 2023 года по 10 февраля 2023 года согласно графика, приведенного в подпунктах 4.1 и 4.2 пункта 4 названного постановления (л.д.85 т.1).
Замечания и предложения по указанному проекту землепользования и застройки можно представить в письменной или в устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний или письменно по адресу: "данные изъяты", в период с 1 февраля 2023 года по 10 февраля 2023 года (пункт 6 постановления)
Полномочия по проведению публичных слушаний возложены на комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки территории муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район", что следует из пункта 2 постановления (л.д. 84-85 т.1).
Состав Комиссии административными истцами не оспариваются.
Постановление N 2 от 23 января 2023 года опубликовано в СМИ - еженедельной газете "Восточный берег" N 3 (1494) 25-31 января 2023 года, а также опубликованы: оповещение о начале публичных слушаний, о времени и месте проведения публичных слушаний в каждом населенном пункте, порядок, срок и форма внесения предложений и замечаний, касающихся проекта (л.д. 105-106 т. 2).
При проведении собрания участников публичных слушаний от участников слушаний поступали письменные и устные замечания и предложения по проекту правил землепользования и застройки территории. Как следует из протокола публичных слушаний, замечания и предложения участников публичных слушаний обобщены по темам, которых они касаются, и впоследствии внесены в протокол публичных слушания, а также в заключение о результатах публичных слушаний.
Также установлено, что в открытом доступе участникам публичных слушаний демонстрировались необходимые для ознакомления с проектом правил землепользования и застройки документы, заинтересованные лица имели возможность высказать свои замечания по документам в письменной форме (том 2 л.д. 115-118) вне зависимости от участия в публичных обсуждениях, осуществляемых по графику в соответствующих населенных пунктах, и реализовали свое право представить замечания и предложения.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано 22 февраля 2023 года в еженедельной газете "Восточный берег" (том 1 л.д. 187-244, том 2 л.д. 25-39, 128-148, 148-157).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суды исходили из соблюдения порядка проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки территории и из отсутствия доказательств нарушения прав административных истцов.
Выводы судов являются правильными.
Установленные судом нарушения, допущенные при проведении процедуры проведения публичных слушаний, а именно: отсутствие необходимых для проведения публичных слушаний помещений в деревнях, нарушение регламента проведения публичных слушаний, надлежащей идентификации и регистрации всех участников публичных слушаний, не являются обстоятельствами, влекущими признание незаконными действия административного ответчика по организации и проведению публичных слушаний.
Не проведение публичных слушаний во всех деревнях не является нарушением процедуры их проведения, поскольку должное информирование с 30 января 2023 года о месте и времени проведения публичных слушаний в деревнях, имеющий для этого необходимые помещения, осуществлялось и каждый, желающий принять участи в слушаниях, мог свое право реализовать. Аналогичная правовая позиция приведена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2023 года N 33-КАД22-7-К3.
Процедура регистрации участников слушаний необходима в целях идентификации участников публичных слушаний. Такая процедура проводилась. Из регистрационных листов следует, что истцы зарегистрированы и приняли участие в публичных слушаниях, а незначительные недостатки процедуры регистрации участников не повлияли на доступность самого участия граждан в публичных слушаниях (том 2 л.д. 119-127).
Предложения и замечания по проектной документации административными истцами высказаны в период проведения публичных слушаний, в том числе представлены письменные замечания и предложения, административным истцам и иным гражданам предоставлена возможность задать вопросы по теме в течение всего периода проведения публичных слушаний и заключительного собрания, которое проходило в пос. Котельский.
Действующим законодательством не предусмотрено, что каждое замечание и предложение дословно вносится в протокол публичных слушаний, также действующим законодательством не предусмотрено обязанности дословного фиксирования в протоколе публичных слушаний высказываний каждого участвующего в публичных слушаниях, в связи с этим обобщение в протоколе публичных слушаний всех поступивших замечаний и предложений по соответствующей тематике не является нарушением.
Доводы о проверке факта внесения изменений в проект ПЗЗ в соответствии с предложениями и замечаниями, поступившими в ходе публичных слушаний, в контексте заявленного предмета иска обоснованно отклонены судом, поскольку предметом настоящего спора не являются.
Последующий возврат проекта ПЗЗ в администрацию муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" письмом Комитета письмом от 02 июня 2023 года N 01-44-103/2023 по причине того, что заключение не соответствует п. 4 ч. 22 ст. 5 ГрК РФ (невозможно однозначно определить, в отношении каких территорий участниками публичных слушаний внесены предложения и замечания (том 2 л.д.191), основанием для вывода о незаконности процедуры проведенных публичных слушаний также не является, поскольку проект ПЗЗ отправлен на доработку, что не влечет необходимости проведения повторных публичных слушаний (ст. 31, 32 ГрК РФ).
Судебная коллегия отмечает, что Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 года N 931-0-0 указано, что публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, суд правомерно сослался на то, что решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов.
Иные доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административных истцов, выраженную при разбирательстве дела в судах обоих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судом и получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных актов.
Несогласие административных истцов с выводами суда в связи с иным толкованием норм права, примененных судом, правильность выводов суда также не опровергают, о нарушении норм материального права не свидетельствуют, и не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение Ленинградского областного суда от 1 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 31 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.