Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, судей: Чуфистова И.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Елисеенкова В. А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 04 марта 2024 года по административному делу N 2а - 3572/2023 по административному исковому заявлению Елисеенкова В. А. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия и решения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав Елисеенкова В.А адвоката Родионова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга, Андреевой В.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елисеенков В.А. обратился в Пушкинский районный суд Санкт- Петербурга с административным иском к Комитету имущественных отношений Санкт - Петербурга, где просил признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, выразившееся в отсутствии ответа на заявление истца о выкупе земельного участка; обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли - продажи земельного участка по адресу: "адрес", площадью 680 кв.м, по цене 279 180 рублей 73 копейки в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания административному истцу.
Также Елисеенков В.А. обратился в Пушкинский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением, где просил признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга в выкупе земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Санкт - Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт - Петербурга город Павловск, Графская дорога, земельный участок 68, площадью 680 кв.м, оформленный письмом от 30.05.2023 N; обязать Комитет имущественных отношений Санкт - Петербурга в месячный срок со дня вступления решения в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи данного земельного участка по цене 279 180 рублей 73 копейки в трех экземплярах и его подписание, а также направить проект указанного договора административному истцу.
Определением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2023 года административные дела по административным искам Елисеенкова В.А. объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований, Елисеенков В.А. указал, что на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт- Петербурга от 15 февраля 2021 года N 271-РЗК между сторонами 10 апреля 2022 года был заключен Договор N аренды земельного участка сроком на три года, по условиям которого административный ответчик предоставил, а административный истец принял и использует на условиях аренды земельный участок кадастровый номер N, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование "адрес", площадью 680 кв.м. 26 декабря 2022 года Елисеенков В.А. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка на основании подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году". Вместе с тем, в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 629 срок принятия решения по заявлению, ответа на заявление административного истца не поступило, что по мнению административного истца нарушает право административного истца на приобретение земельного участка в собственность, порождает неопределенность. Кроме того, в последующем, по результатам рассмотрения заявления административный ответчик в письме N от 30 мая 2023 года отказал в выкупе земельного участка на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, так как разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, указав, что цель, для которой был предоставлен земельный участок в аренду, является временной, в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга земельный участок расположен в зоне "1ЖД".
Согласно проекту Генерального плана Санкт- Петербурга территория, в границах которой расположен участок, относится к функциональной зоне "Р1" - зоне отдыха, в которой ведение огородничества не предусмотрено. Елисеенков В.А. полагает отказ в выкупе земельного участка незаконным, поскольку участок находится в территориальной зоне "Т1Ж1", которая в соответствии с Градостроительным регламентом, предусматривает в качестве одного из основных видов разрешенного использования "ведение огородничества", цель использования земельного участка - ведение огородничества. Административный истец полагает, что оспариваемый отказ нарушает его право на приобретение земельного участка в собственность, не соответствуют Генеральному Плану Санкт - Петербурга. Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, Градостроительному регламенту, пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 629, противоречат социальному характеру данного Постановления, как меры поддержки населения.
Определением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2023 года, внесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2023 года административные исковые требования Елисеенкова В.А. удовлетворены частично, а именно признан незаконным отказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30 мая 2023 года, оформленный письмом N, в передаче в собственность земельного участка. Указанным решением районного суда на административного ответчика возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по цене 279 180 рублей 73 копейки в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания административному истцу. В удовлетворении административных исковых требований Елисеенкова В.А. о признании незаконным бездействия отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 04 марта 2024 года, решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2023 года в части признания незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: Санкт- Петербург, внутригородское муниципальное образование "адрес", оформленного письмом от 30 мая 2023 года N N и возложении обязанности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление отменено. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Елисеенкова В. А. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа, оформленного письмом 30 мая 2023 года N и возложении обязанности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление отказано. В остальной части решение Пушкинского районного суда Санкт - Петербурга от 12 декабря 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 28 июня 2024 года заявитель просит об отмене апелляционного определения, с оставлением без изменения решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Елисеенковым В.А. и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга 10 апреля 2022 года был заключен договор N аренды земельного участка сроком на три года, по условиям которого административный ответчик предоставил, а административный истец принял и использует на условиях аренды земельный участок кадастровый номер N, находящийся по адресу: "адрес".
В соответствии пунктами 1.2, 2.3 договора аренды указанный выше земельный участок был предоставлен для ведения огородничества, без возможности возведения зданий, сооружений и иных объектов недвижимого имущества.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок кадастровый номер N относится к категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества.
26 декабря 2022 года Елисеенков В. А. обратился в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов за плату земельного участка кадастровый номер N, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование "адрес", для ведения огородничества.
Комитет имущественных отношений Санкт - Петербурга, рассматривая заявление Елисеенкова В.А. и действуя в соответствии с Инструктивным письмом от 23 сентября 2022 года N о порядке предоставления земельных участков для ведения огородничества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629, направил 26 декабря 2022 года запрос в отдел проведения полевых обследований СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" о проведении обследования земельного участка, испрашиваемого административным истцом, с 27 по 29 декабря 2022 года - запросы в Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по контролю за имуществом, администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга.
В соответствии с актом обследования земельного участка кадастровый номер N, составленным 28 декабря 2022 года СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга", и фотографий к нему, земельный участок занесен снегом, имеет древесно-кустарниковую растительность, садовые деревья, деревянные строения, участок не огорожен, доступ не ограничен.
По результатам осмотра земельного участка с кадастровым номером N Комитет по контролю за имуществом установил, что земельный участок свободен, не используется, доступ на него не ограничен, признаков нарушений, относящихся к компетенции Комитета, не установлено.
Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга в ответе от 30 декабря 2022 года полагала предоставление земельных участков, расположенных в границах территории по адресу: "адрес", преждевременным, в связи с отсутствием объектов социального назначения, инженерной инфраструктуры.
В ответе от 30 декабря 2022 года на запрос административного ответчика Комитет по градостроительству и архитектуре представил сведения о земельных участках, в том числе, об участке с кадастровым номером N.
02 мая 2023 года Комитет имущественных отношений направил в Комитет по градостроительству и архитектуре запрос о предоставлении информации в соответствии с проектом Генерального плана Санкт- Петербурга о функциональных зонах, в которых расположены земельные участки.
В соответствии с ответом от 25 мая 2023 года, земельный участок, находящийся в аренде у административного истца, по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга будет расположен в зоне "Р1".
Письмом от 30 мая 2023 года N 05-26-20676/23-0-0 административный ответчик отказал административному истцу в предоставлении в собственность за плату названного земельного участка, ссылаясь на положения пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что разрешенное использование участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении. Цель, для которой участок был предоставлен в аренду, является временной и определена, исходя из цели, указанной в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также эффективного использования земельных ресурсов. В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга участок расположен в зоне "1ЖД". Согласно проекту Генерального плана Санкт-Петербурга территория, в границах которой расположен участок, относится к функциональной зоне "Р1" - зоне отдыха, в которой ведение огородничества не предусмотрено.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, исходил из того, что что на момент рассмотрения заявления административного истца о предоставлении земельного в собственность за плату без проведения торгов, проект Генерального плана Санкт-Петербурга в установленном порядке утвержден не был, доказательств внесения изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт- Петербурга" административным ответчиком не представлено, а в действующей редакции земельный участок, испрашиваемый административном истцом, находится в территориальной зоне "Т1Ж1" - зона садоводств с включением объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, основным видом разрешенного использования для которой является, в том числе - ведение огородничества (13.1).
Отменяя решение суда первой инстанции в части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером N и возложении обязанности осуществить подготовку проекта договора купли - продажи указанного земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по смыслу приведенного Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, предоставление земельных участков в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 предполагается по общему правилу, т.е. в соответствии с содержанием документации по планировке территории, в соответствии с видом разрешенного использования. Исключение, когда предоставление земельных участков осуществляется независимо от содержания документов территориального планирования, градостроительного зонирования установлено упомянутым Постановлением Правительства РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) только для участков, предоставляемых в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления, т.е. в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с частью 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается правилами землепользования и застройки.
В силу пункта 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга относится генеральный план Санкт-Петербурга (часть 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 названного Кодекса).
При этом, статьи 3, 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают приоритет генерального плана над правилами землепользования и застройки.
В соответствии с подпунктом "а" п.1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого отказа, на который сослался в заявлении о предоставлении участка административный истец, в 2022 и 2023 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
С 01 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд (ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 312-ФЗ Федеральный закон N 217 - ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнен статьей 4.1, которой введено понятие территории садоводства или огородничества. В состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего пользования. Местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории.
В соответствии со статьей 6 Закона N 217-ФЗ ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участка может осуществляться гражданами, как членами товарищества, так и без создания товарищества, но исключительно на земельных участках, входящих в территорию садоводства или огородничества.
Судами установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах города Санкт - Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 утвержден Генеральный план Санкт-Петербурга.
На момент принятия оспариваемого отказа земельный участок кадастровый номер N согласно Генерального плана Санкт- Петербурга находился в функциональной зоне "1ЖД" (зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны), относится к жилой зоне.
Согласно приложению 2 к постановлению Правительства Санкт- Петербурга от 21 июня 2016 года N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" вышеуказанный земельный участок расположен в границах территориальных зон с кодовым обозначением "Т1Ж1" - зона садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
26 декабря 2023 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт- Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в силу которого земельный участок кадастровый номер N находится в функциональной зоне "Р1" - зона отдыха, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено ведение огородничества, предоставление земельного участка без проведения торгов в собственность на основании подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, недопустимо.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и процессуального права, были предметом изучения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 04 марта 2024 года по административному делу N 2а - 3572/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Елисеенкова В. А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 04 марта 2024 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.