Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Миленковой Ю. В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 10 апреля 2024 года по административному делу N 2а - 612/2024 по административному исковому заявлению Миленковой Ю. В. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Миленковой Ю.В. адвоката Родионова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Комитета имущественных отношений Санкт - Петербурга, Андреевой В.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миленкова Ю.В. обратилась в Пушкинский районный суд Санкт- Петербурга с административным иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами N и N, оформленный письмом исх. 05-26-21028/23-0-0 от 31.05.2023; обязать Комитет имущественных отношений Санкт- Петербурга в месячный срок со дня вступления решения в законную силу осуществить подготовку проектов договоров купли-продажи земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, Графская дорога, земельный участок 110, площадью 629 кв.м, по цене 267 838, 20 руб. и земельного участка по адресу: "адрес", площадью 1115 кв.м, по цене 472 612, 71 руб. в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты договоров для подписания административному истцу.
В обоснование заявленных требований, Миленкова Ю.В. указывала, что на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 10.08.2021 N 1472-РЗК между сторонами 30.12.2021 был заключен договор N 18/3K-03328 аренды земельного участка сроком на три года, по условиям которого административный ответчик предоставил, а административный истец принял и использует на условиях аренды земельный участок кадастровый номер N, находящийся по адресу: "адрес", площадью 629 кв.м. Также на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 23.10.2020 N 2051-РЗК между сторонами 12.05.2021 был заключен договор N 18/3K-03192 аренды земельного участка сроком на три года, по условиям которого административный ответчик предоставил, а административный истец принял и использует на условиях аренды земельный участок кадастровый номер N, находящийся по адресу: Санкт - Петербург, внутригородское муниципальное образование город Павловск, Графская дорога, земельный участок 43, площадью 1115 кв.м.
21.12.2022 Миленкова Ю.В. обратилась с заявлением к административному ответчику о предоставлении в собственность за плату данного земельного участка на основании п.п. "а" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году". По результатам рассмотрения заявления административный ответчик в письме N05-26-21028/23-0-0 от 31.05.2023 отказал в выкупе земельного участка на основании п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, так как разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, указав, что цель, для которой был предоставлен земельный участок в аренду, является временной, в соответствии с Генеральным планом Санкт- Петербурга земельный участок расположен в зоне "1ЖД". Согласно проекту Генерального плана Санкт-Петербурга территория, в границах которой расположен участок, относится к функциональной зоне "Р1" - зоне отдыха, в которой ведение огородничества не предусмотрено. Полагает, что оспариваемый отказ нарушает её право на приобретение земельного участка в собственность, не соответствуют Генеральному Плану Санкт- Петербурга. Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, Градостроительному регламенту, п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. "а" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629, противоречат социальному характеру данного Постановления, как меры поддержки населения.
Определением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 12.10.2023, внесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Решением Пушкинского районного суда Санкт - Петербурга от 11.01.2024 административные исковые требования Миленковой Ю.В. удовлетворены, признан незаконным отказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Миленковой Ю.В. в передаче в собственность земельных участков с кадастровыми номерами N и N, находящихся по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование "адрес", оформленный письмом от 31.05.2023 N 05-26-21028/23-0-0.
Указанным решением районного суда на административного ответчика возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 629 кв.м, по цене 267 838 рублей 20 копеек и осуществить подготовку проекта договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1230 кв.м, по цене 502 380 рублей 59 копеек в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания административному истцу.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 апреля 2024 года решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2024 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Миленковой Ю. В. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 06 июня 2024 года заявитель просит об отмене апелляционного определения, с оставлением без изменения решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 23.10.2020 N 2051-РЗК между Миленковой Ю.В. и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга 12.05.2021 был заключен договор N 18/3K-03192 аренды земельного участка сроком на три года, по условиям которого административный ответчик предоставил, а административный истец принял и использует на условиях аренды земельный участок кадастровый номер N, находящийся по адресу: Санкт - Петербург, внутригородское муниципальное образование "адрес", площадью 1115 кв.м.
На основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 10.08.2021 N 1472-РЗК между Миленковой Ю.В. и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга 30.12.2021 был заключен договор N 18/3K-03328 аренды земельного участка сроком на три года, по условиям которого административный ответчик предоставил, а административный истец принял и использует на условиях аренды земельный участок кадастровый номер N, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование город Павловск, Графская дорога, земельный участок 110, площадью 629 кв.м.
В соответствии пунктами 1.2, 2.3 договоров аренды указанные выше земельные участки были предоставлены для ведения огородничества, без возможности возведения зданий, сооружений и иных объектов недвижимого имущества.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки кадастровый номер N и N относятся к категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение огородничества.
21.12.2022 Миленкова Ю.В. обратилась в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов за плату земельного участка кадастровый номер N, находящегося по адресу: "адрес" площадью 1115 кв.м, для ведения огородничества.
23.12.2022 Миленкова Ю.В. обратилась в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов за плату земельного участка кадастровый номер N, находящегося по адресу: "адрес", площадью 629 кв.м, для ведения огородничества.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, рассматривая заявление Миленковой Ю.В. и действуя в соответствии с Инструктивным письмом от 23.09.2022 N ПУ-1831/22 о порядке предоставления земельных участков для ведения огородничества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629, направил 23.12.2022 запрос в отдел проведения полевых обследований СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" о проведении обследования земельного участка, испрашиваемого административным истцом, а также запросы в Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, администрацию Пушкинского района Санкт- Петербурга.
По результатам осмотра земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N Комитет по контролю за имуществом установил, что земельный участок свободен, не используется, доступ не ограничен. Признаков нарушений, относящихся к компетенции Комитета, не установлено.
Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга в ответе от 30.12.2022 полагала предоставление земельных участков, расположенных в границах территории по адресу: "адрес" преждевременным, в связи с отсутствием объектов социального назначения, инженерной инфраструктуры.
В соответствии с ответом от 25.05.2023, земельный участок, находящийся в аренде у административного истца, по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга будет расположен в зоне "Р1".
Письмом от 31.05.2023 N 05-26-21028/23-0-0 административный ответчик отказал административному истцу в предоставлении в собственность за плату названного земельного участка, ссылаясь на положения пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что разрешенное использование участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении. Цель, для которой участок был предоставлен в аренду, является временной и определена, исходя из цели, указанной в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также эффективного использования земельных ресурсов. В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга участок расположен в зоне "1ЖД". Согласно проекту Генерального плана Санкт- Петербурга территория, в границах которой расположен участок, относится к функциональной зоне "Р1" - зоне отдыха, в которой ведение огородничества не предусмотрено.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения заявления Миленковой Ю.В о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, проект Генерального плана Санкт-Петербурга в установленном порядке утвержден не был, доказательств внесения изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" административным ответчиком не представлено, а в действующей редакции земельный участок, испрашиваемый административном истцом, находится в территориальной зоне "Т1Ж1" - зона садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, основным видом разрешенного использования для которой является, в том числе - ведение огородничества
Отменяя решение суда первой инстанции в части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по смыслу приведенного Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, предоставление земельных участков в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 предполагается по общему правилу, т.е. в соответствии с содержанием документации по планировке территории, в соответствии с видом разрешенного использования. Исключение, когда предоставление земельных участков осуществляется независимо от содержания документов территориального планирования, градостроительного зонирования установлено упомянутым Постановлением Правительства РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) только для участков, предоставляемых в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления, т.е. в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с частью 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно -деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается правилами землепользования и застройки.
В силу пункта 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно - бытового и иного назначения.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга относится генеральный план Санкт-Петербурга (часть 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 названного Кодекса).
При этом, статьи 3, 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают приоритет генерального плана над правилами землепользования и застройки.
В соответствии с подпунктом "а" п.1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого отказа, на который сослался в заявлении о предоставлении участка административный истец, в 2022 и 2023 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
По смыслу приведенного Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, предоставление земельных участков в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 предполагается по общему правилу, т.е. в соответствии с содержанием документации по планировке территории, в соответствии с видом разрешенного использования. Исключение, когда предоставление земельных участков осуществляется независимо от содержания документов территориального планирования, градостроительного зонирования установлено упомянутым Постановлением Правительства РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) только для участков, предоставляемых в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления, т.е. в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судами установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах города Санкт-Петербург.
Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 утвержден Генеральный план Санкт-Петербурга. На момент принятия оспариваемого отказа земельные участки с кадастровым номером "адрес" и кадастровым номером N, согласно Генерального плана Санкт-Петербурга находился в функциональной зоне "1ЖД" (зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны), относится к жилой зоне.
Согласно приложению 2 к постановлению Правительства Санкт- Петербурга от 21.06.2016 N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" вышеуказанный земельный участок расположен в границах территориальных зон с кодовым обозначением "Т1Ж1" - зона садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
26.12.2023 Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт - Петербурга "О Генеральном плане Санкт - Петербурга", в силу которого N находятся в функциональной зоне "Р1" - зона отдыха, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено ведение огородничества, предоставление земельного участка без проведения торгов в собственность на основании подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, недопустимо.
Ссылки истца на нахождение земельного участка согласно Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга в территориальной зоне для садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (Т1Ж1) не имеют значения для разрешения настоящего дела, с учетом приведенных выше положений постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629.
Данным постановлением предусмотрены только случаи продажи без проведения торгов публичных земельных участков наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Названная норма не регулирует порядок предоставления земельного участка и основания для отказа в его предоставлении, и не изменяет такие порядок и основания, установленные статьями 39.17, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В этой связи обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N629, не исключает отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
В рассматриваемом случае не подлежат применению общие правила изменения разрешенного вида использования земельного участка, установленные земельным и градостроительным законодательством, так как правоотношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства с 01 января 2019 года регулируются Законом N 217-ФЗ.
С 01 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд (ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Федеральным законом от 14.07.2022 N 312-ФЗ Федеральный закон N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнен статьей 4.1, которой введено понятие территории садоводства или огородничества. В состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего пользования. Местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории.
В соответствии со статьей 6 Закона N 217-ФЗ ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участка может осуществляться гражданами, как членами товарищества, так и без создания товарищества, но исключительно на земельных участках, входящих в территорию садоводства или огородничества.
Таким образом, после 01 января 2019 года, то есть после введения в Федеральный закон N217-ФЗ понятия территории садоводства, образование земельного участка для ведения садоводства и дальнейшее предоставление гражданам садовых земельных участков на территории Санкт-Петербурга возможно только в пределах территорий садоводств и только в соответствии с проектом межевания территории.
В данном случае испрашиваемый земельный участок не включен в территорию садоводства или огородничества.
Кроме того, пунктом 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки. Малоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" Генеральный план Санкт- Петербурга включает в свой состав материалы, устанавливающие цели и задачи территориального формирования Санкт-Петербурга, основные параметры развития Санкт-Петербурга и виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга, в том числе Положение о территориальном планировании Санкт-Петербурга (далее - Положение) согласно приложению 1 к Закону N728-99 (в редакции действующей на момент принятия оспариваемого отказа).
В разделе 3 Положения определен Перечень основных мероприятий по территориальному планированию Санкт-Петербурга, в том числе Мероприятия по развитию функционально-планировочной структуры (подраздел 3.1 указанного раздела).
Пунктом 6 подраздела 3.1 в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга установлен перечень функциональных зон (по видам), в том числе "Жилые зоны", в составе которых выделены:
- зона застройки односемейными (индивидуальными) жилым домами (отдельно стоящими и (или) блокированными);
- зона коллективных садоводств с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
В целях определения назначения территорий Санкт-Петербурга Генеральным планом Санкт-Петербурга предусмотрены функциональные зоны для коллективных садоводств и огороднических объединений. Иными словами, Генеральный план Санкт-Петербурга предусматривает использование территории Санкт-Петербурга с целью ведения садоводства и огородничества исключительно в организованном виде - в форме соответствующих коллективных объединений.
При этом подразделом 3.4 раздела 3 Положения в составе мероприятий по развитию основных функциональных зон для обеспечения размещения объектов капитального строительства не предусмотрено развитие (расширение) территорий для коллективных садоводств и огороднических товариществ.
Таким образом, в Санкт-Петербурге с даты принятия Генерального плана в 2005 года до настоящего времени в отношении территорий Санкт-Петербурга не предусмотрено ведение садоводства и огородничества в индивидуальном порядке.
Аналогично Генеральным планом Санкт-Петербурга в редакции действующей в настоящее время не предусматривается развитие (расширение) территорий для размещения садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ.
В Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга, вид разрешенного использования "ведение огородничества" включен в градостроительные регламенты территориальных зон Т1Ж1 (специально выделенная зона коллективных садоводств) и предусматривает его использование в составе существующих коллективных огороднических объединений.
В Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга вид разрешенного использования "ведение огородничества" был включен только в градостроительные регламенты указанных территориальных зон Т1Ж1, где исторически расположены существующие коллективные садоводства и огороднические товарищества.
Наличие вида разрешенного использования "ведение огородничества" в составе Градостроительного регламента в соответствии с Законом N217-ФЗ не может рассматриваться как безусловное основание для возможности использования территорий Санкт-Петербурга в границах указанных зон для ведения огородничества без учета положений Генерального плана Санкт- Петербурга.
Указанный вывод следует из системного применения положений Генерального плана Санкт-Петербурга, которым определены территории с целевым назначением только для ведения коллективных огороднических товариществ.
Вместе с тем, из предоставленных материалов относительно предоставления земельного участка СНТ "Тызьва", который фактически занимает земельный участок и в состав которого входит земельные участки, испрашиваемые административным истцом, СНТ "Тызьва" было отказано в предоставлении указанных земельных участков.
Кроме того, в настоящее время статьями 6, 22 Федерального закона от 29.07.2017 N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества. Предоставление садовых или огородных земельных участков таким гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ; предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 80 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для ведения садоводства и ведения огородничества предоставляются гражданам из земель сельскохозяйственного назначения, в составе которых создается фонд перераспределения земель. Таковых с учетом статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт- Петербурга" в городе федерального значения Санкт-Петербург не имеется; все земли Санкт-Петербурга относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и процессуального права, были предметом изучения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 10 апреля 2024 года по административному делу N 2а - 612/2024 - оставить без изменения, кассационную жалобу Миленковой Ю. В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 10 апреля 2024 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.