Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Черлановой Е.С.
судей Швецовой М.В. и Яроцкой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Вистинского сельского поселения Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, ООО "Мир техники" о признании бездействия незаконным, обязании произвести определенные действия
по кассационной жалобе администрации Вистинского сельского поселения Кингисеппского муниципального района Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 6 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Швецовой М.В, пояснения представителя администрации Вистинского сельского поселения Кингисеппского муниципального района Ленинградской области ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, прокурора ФИО6, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кингисеппский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Вистинского сельского поселения Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в непринятии мер по направлению заявки в органы государственного экологического надзора о постановке на государственный учет двух дизельных электрогенераторных установок MW-Power АД 150 мощностью 150 кВт, обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для направления заявки в органы государственного экологического надзора о постановке на государственный учет двух дизельных электрогенераторных установок MW- Power АД 150 мощностью 150 кВт.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения нормативных требований ст.1, 4, 11, 16, 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.22 Федерального закона N 69-ФЗ, ст.3, 4, 21 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных дизельных установок, утвержденной Министром природных ресурсов РФ от 14 февраля 2001 г, Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенных в действие Письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333). Ответчик до настоящего времени не подал заявку о постановке на государственный учет в органе государственного экологического надзора дизельной установки и источнике выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Генератор должен быть поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Судом к участию в деле привлечено ООО "Мир техники" в качестве соответчика.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 20 марта 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 6 декабря 2023 г. решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 20 марта 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым иск удовлетворен.
Признано незаконным бездействие администрации Вистинского сельского поселения Кингисеппского муниципального района Ленинградской области в непринятии мер по направлению заявки в органы государственного экологического надзора о постановке на государственный учет двух дизельных электрогенераторных установок MW-Power АД 150, мощностью 150 кВт).
На администрацию возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для направления заявки в органы государственного экологического надзора о постановке на государственный учет двух дизельных электрогенераторных установок MW-Power АД 150. мощностью 150 кВт).
В кассационной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений в переделах доводов жалобы судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом, Кингисеппской городской прокуратурой Ленинградской области в 2022 г. проведена проверка исполнения администрацией МО "Вистинское сельское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха, установлено, что в декабре 2021 г. администрация приобрела две дизельные электрогенераторные установки MW-Power АД 150 мощностью 150 кВт. Дизельные установки приобретены как резервные источники электроснабжения на случай аварийного отключения электроэнергии в котельных поселения. Здания котельных переданы в аренду теплоснабжающей организации - ООО "Мир Техники".
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 января 2023 г. N МК-02-02-25/1548 статьей I Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены определения основных понятий объект HBOC - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединённые единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;
- стационарный источник загрязнения окружающей среды источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;
передвижной источник загрязнения окружающей среды - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 69.2 Федерального закона- N 7- ФЗ объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Приведенные в обращениях технические устройства: дизель- генераторы и мотопомпы соответствуют определению понятия "стационарный источник загрязнения окружающей среды" и не могут идентифицироваться в качестве самостоятельных объектов HBOC.
Вместе с тем, объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность с использованием перечисленного оборудования, подпадают под приведенное в статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ определение понятия "объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и подлежат постановке на государственный учет в государственном реестре объектов HBOC в порядке и сроки, установленные статьей 69.2 Федерального закона N 7- ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. N 830.
Определение необходимости отнесения объекта HBOC к конкретной категории негативного воздействия осуществляется липом, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, на основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398.
Например, при осуществлении на объекте HBOC хозяйственной и (пли) иной деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью 1 МВт и менее) и (пли) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью 2 Г.кал/час и менее) такой объект подлежит отнесению к объектам IV категории при условии его одновременного соответствия критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 Критериев N 2398.
При осуществлении па объекте HBOC хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Критериев N 2398 и не соответствующей уровням воздействия па окружающую среду, определенным в разделе IV Критериев N 2398. такой объект подлежит отнесению к объектам III категории.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные источники электроснабжения относятся к передвижным источникам загрязнения окружающей среды, он может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды, а значит, указанное оборудование не соответствуют понятию - стационарный источник загрязнения окружающей среды, определенному в преамбуле Федерального закона N 7-ФЗ, следовательно, указанный источник электроснабжения сам по себе объектом, оказывающим негативное влияние на окружающую среду, (объект HBOC), не является.
Суд первой инстанции исходил из того, что нормы действующего законодательства не содержат указаний об обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих спорный дизель-генератор в качестве стационарного источника загрязнения окружающей среды в составе объектов HBOC, для жизнеобеспечения которых он используется, подавать заявление о постановке указанного оборудования на государственный учет в качестве самостоятельного объекта HBOC.
Проверяя законность решения суда, судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда, указала следующее.
Закон об охране окружающей среды, закрепляя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, устанавливает обязанность юридических лиц, имеющих источники негативного воздействия на окружающую среду, поставить их на учет в уполномоченный орган путем подачи соответствующей заявки (пункты 1 и 2 статьи 69.2).
Данная правовая обязанность представляет собой один из элементов механизма защиты окружающей среды и тем самым направлена на обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно абзацу 52 статьи 1 Закона N 7-ФЗ под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, понимается объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
Статьей 4.2 данного закона предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1); критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3); присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398, вступившим в силу с 1 января 2021 г, критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Постановление N 2398).
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, установлены в пунктах 7 и 8 Постановления Правительства РФ N 2398.
Наличие одновременно следующих критериев: 1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего документа); 2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью 1 МВт и менее) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью 2 Гкал/час и менее) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 настоящего документа.
Как следует из п. 12 разъяснений, приведенных в Письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", в соответствии в п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Заявку о постановке объекта на учет подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект HBOC передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ.
Согласно реестру муниципальной собственности МО "Вистинское сельского поселения" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области в собственности муниципального образования имеются две дизельные электрогенераторные установки MW-Power АД 150 мощностью 150 кВт.
В возражениях на иск администрация ссылалась, что установки находятся у котельных, которые по договору аренды N 01/03/14 от 1 мая 2014 г. переданы во временное пользование и владение ООО "Мир Техники".
Как установлено проведенной прокуратурой 13 ноября 2023 г. проверкой, фактически объекты находятся по адресам: "адрес" земельный участок с кадастровым номером N, и "адрес", земельный участок с кадастровым номером N.
Из представленных прокуратурой материалов проверки следует, что установки находятся в шумозащитных кожухах и расположены на земельных участках, то есть соответствует характеристике объекта HBOC.
Дизель-генераторные установки были приобретены как резервные независимые источники электроэнергии, работающие на дизельном топливе, для бесперебойного обеспечения жителей поселения теплоснабжением.
По указанным критериям Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области относит спорный объект к IV категории объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, и поскольку обязанность по подаче заявления о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду администрацией не исполнена, требования прокурора подлежат удовлетворению. Временное неиспользование установок по прямому назначению не освобождает ответчика от обязанности подать заявку о постановке их на государственный учет.
Отменяя решение суда, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия областного суда удовлетворила требования прокурора, признав незаконным бездействие администрации в непринятии мер по направлению заявки в органы государственного экологического надзора о постановке на государственный учет двух дизельных электрогенераторных установок MW-Power АД 150, мощностью 150 кВт) и возложила на администрацию обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для направления заявки в органы государственного экологического надзора о постановке на государственный учет двух дизельных электрогенераторных установок MW-Power АД 150. мощностью 150 кВт).
Суд кассационной инстанции с такими выводами суда апелляционной инстанции соглашается.
Доводы заявителя о том, что заявку о постановке объекта на учет должно подавать ООО "Мир техники" являются несостоятельными.
Согласно п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу п. 2 указанной статьи, постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Для принятия в эксплуатацию указанных установок требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию, выдаваемое в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 г. N 85.
Согласно пункту 2 указанных Правил, разрешение на допуск представляет собой документ, который удостоверяет соответствие допускаемого объекта и условий его эксплуатации требованиям, установленным нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 7 Правил, Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, выдает разрешение на допуск в виде электронного документа по форме согласно приложению N 1.
Пунктом 8 Правил установлено, что выдача разрешения на допуск производится на основании заявления о проведении осмотра и выдачи разрешения на допуск по форме согласно приложению N 2, поданного юридическим или физическим лицом, владеющим допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании, или иным лицом, которому предоставлено право действовать от имени этого юридического или физического лица (далее соответственно - заявитель, заявление о выдаче разрешения на допуск).
Согласно пункту 9 Правил, в случае смены владельца допускаемого объекта получение нового разрешения на допуск не требуется.
Исходя из содержания приведенных выше пунктов Правил, обязанность по получению разрешения на допуск лежит на администрации, поскольку указанные установки были приобретены в декабре 2021 г. и одновременно приняты в муниципальную собственность, тогда как переданы ООО "МИР ТЕХНИКИ" уже при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем, обязанность по направлению заявки о постановке объекта на учет обоснованно возложена судом апелляционной инстанции на администрацию.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки и надлежащей оценки суда апелляционной инстанции, повторяют позицию при рассмотрении дела в судах, сводятся к несогласию с выводами суда второй инстанции и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность апелляционного определения либо опровергали выводы суда.
Согласно статьям 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 6 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.