Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4437/2023 по иску Чухланцева Олега Евгеньевича к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6 город Екатеринбург", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности по начислению и выплате специальной социальной выплаты, по кассационной жалобе Чухланцева Олега Евгеньевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Истец Чухланцев О.Е. обратился с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Центральная городская клиническая больница N 6 город Екатеринбург" (далее по тексту - ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6") о возложении обязанности производить начисления и выплату дополнительных мер социальной поддержки ежемесячно, начиная с 01 марта 2023 года в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 и подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568.
В обоснование заявленных требований указал, что осуществляет трудовую деятельность в должности заведующего поликлиникой N 1 ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" с 20 июля 2015 года по настоящее время, является членом врачебной комиссии. Полагает, что в связи с выполняемой трудовой функцией, в которую входит оказание первичной медико-санитарной помощи (осуществляет мероприятия по диагностике заболеваний и состояний), имеет право на предоставление ежемесячной специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568. В период с января по февраль 2023 года выплата дополнительных мер социальной поддержки ему начислялась и выплачивалась, с марта 2023 года по настоящее время предоставление дополнительной меры социальной поддержки не осуществляется.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 26 июня 2023 года к участию в деле привлечен соответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Министерство здравоохранения Свердловской области.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 22 августа 2023 года исковые требования Чухланцева О.Е. удовлетворены частично. На ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" возложена обязанность включить Чухланцева О.Е. в реестр работников, которым начисляется специальная социальная выплата за период с 01 марта 2023 года по 31 июля 2023 года. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность выплатить Чухланцеву О.Е. специальную социальную выплату за период с 01 марта 2023 года по 31 июля 2023 года в размере 64 904 руб, в том числе за март 2023 года - 14 500 руб, апрель 2023 года - 14 500 руб, май 2023 года - 14 500 руб, июнь 2023 года - 11 047 руб, июль 2023 года - 10 357 руб. Этим же решением с ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина 150 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2024 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 22 августа 2023 года в той части, которой удовлетворены исковые требования Чухланцева О.Е. к ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Это же решение суда отменено в части взыскания с ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" в доход бюджета государственной пошлины. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Чухланцев О.Е. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2024 года, ссылаясь на его незаконность.
От представителя ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец с 20 июля 2015 года по настоящее время работает в должности заведующего поликлиникой N 1 - врача-невролога ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6".
Трудовые функции и обязанности истца определены должностной инструкцией заведующего поликлиникой N 1, утвержденной главным врачом ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" 18 июля 2022 года.
Из должностной инструкции следует, что к необходимым знаниям заведующего поликлиникой (пункт 1.9 должностной инструкции), в том числе, отнесены знания порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи в соответствии с профилем деятельности медицинской организации (пункт 1.9.3), методологии анализа и оценки показателей здоровья населения (пункт 1.9.4), порядок создания и деятельности врачебной комиссии (пункт 1.9.5).
В перечень трудовых функций заведующего поликлиникой N 1 (раздел 3 должностной инструкции), в частности, входит: принятие непосредственного участия в работе врачебных комиссий медицинской организации в соответствии с локальными документами ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" об организации работы (по экспертизе временной нетрудоспособности, противораковой комиссии, иммунобиологической комиссии, комиссии по экспертизе качества оказания медицинской помощи, комиссии по реабилитации, комиссии по разбору жалоб и прочих (пункт 3.11), принятие участия в разборах клинически сложных случаев для определения тактики ведения пациентов и реабилитационного прогноза (пункт 3.12).
Из Журнала учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения поликлиники N 1 за 2023 год, Журнала учета ВК по выписке справок санаторно-курортного лечения, заключений врачебной комиссии (Чухланцев О.Е. является членом: лечебно-контрольной подкомиссии, врачебной комиссии по разбору случаев расхождения диагнозов, врачебной подкомиссии по изучению летальных исходов, противораковой подкомиссии, врачебной подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств и направлению на санаторно-курортное и реабилитационное лечение), выписок из историй болезни пациентов, копий историй болезни, следует, что Чухланцев О.Е. ежемесячно осуществляет прием и осмотр пациентов с целью диагностики, лечения заболеваний и состояний, что является составной частью первичной медико-санитарной помощи.
Приказом ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" N 90-ОД от 01 февраля 2023 года определен перечень медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату.
Положением о порядке и условиях начисления специальных социальных выплат работникам первичного звена здравоохранения ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6", утвержденным 01 февраля 2023 года, определен перечень категорий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, и имеющих право на установление специальных социальных выплат, а также максимальные месячные размеры специальных социальных выплат.
В перечень категорий медицинских работников, имеющих право на установление специальных социальных выплат, включена должность заведующего неврологическим отделением - врач-невролог.
Приказом ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" N 163-ОД от 29 марта 2023 года должность заведующего неврологическим отделением - врача-невролога исключена с 01 марта 2023 года из пункта 2.1.1 Положения о порядке и условиях начисления специальных социальных выплат работникам.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, исходил из того, что Чухланцев О.Е. ежемесячно осуществляет прием и осмотр пациентов с целью диагностики, лечения заболеваний и их состояний, то есть относится к категории врачи, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний или с профилактической целью, работающие в медицинских организациях, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), включая проведение исследований, указанных в подпункте "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568, в связи с чем пришел к выводу о возложении на ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" обязанности включить истца в реестр работников, которым начисляется специальная социальная выплата за период с 01 марта 2023 года по 31 июля 2023 года.
Определяя размер специальной социальной выплаты, суд первой инстанции, проанализировав табели учета рабочего времени истца за указанный период, определилнорму отработанного им рабочего времени, произведя в соответствии с этим расчет специальной социальной выплаты за март 2023 года - 14 500 руб, за апрель 2023 года - 14 500 руб, за май 2023 года - 14 500 руб, за июнь 2023 года - 11 047 руб, за июль 2023 года - 10 357 руб, возложив на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обязанность выплатить Чухланцеву О.Е. указанные суммы.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для получения истцом дополнительных мер социальной поддержки.
Отменяя решение суда первой инстанции в той части, которой исковые требования Чухланцева О.Е. были удовлетворены, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" относится к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях; заведующий поликлиники относится к категории руководителей структурных подразделений учреждения, в связи с чем истец не относится к врачам, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний или с профилактической целью, включая проведение исследований, то есть к лицам, указанных в подпункте "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568, пришел к выводу, что правовых оснований для включения Чухланцева О.Е. в реестр работников, которым начисляется специальная социальная выплата за период с 01 марта 2023 года по 31 июля 2023 года и ее осуществления ее оплаты не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац седьмой части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" в пункте 2 с 01 января 2023 года установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области: а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц; б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта; г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи; д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц; е) специалисты со
средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи; з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц; и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу; к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи; л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, а также установлены соответствующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику.
Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 года N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Разъяснения).
В пункте 3 Разъяснений указано, что должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 да N1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".
В соответствии с пунктом 4 Разъяснений при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам: указанным в подпунктах "а", "д" и "з" пункта 2 постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций; указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления N2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций); указанным в подпунктах "б" и "е" пункта 2 постановления N 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования установлены статьей 4 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, среди них - обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.
Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях: беременность, роды, послеродовой период и аборты (пункт 19 части 6 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 2 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) (часть 4 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Чухланцев О.Е, занимающий должность заведующего поликлиникой N 1 ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница N 6" не является врачом, к которому обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающему в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющему диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Чухланцева О.Е. права на специальную социальную выплату, предусмотренную вышеуказанным постановлением.
Доводы кассационной жалобы Чухланцева О.Е. о наличии оснований для получения им указанных социальных выплат, не могут быть приняты во внимание, поскольку его должностные обязанности заведующего поликлиникой не предполагают выполнение работы врача, к которому обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований. Для установления ежемесячной специальной социальной выплаты необходима совокупность условий, которая в отношении Чухланцева О.Е. отсутствует.
Доводы кассационной жалобы о том, что Чухланцев О.Е. участвует в мероприятиях по диагностике заболеваний и состояний, являясь членом врачебной комиссии, на заседаниях которой осуществляется клинический разбор самых сложных и спорных случаев являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела, данные доводы были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанций, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, оценки характера и условий сложившихся между сторонами правоотношений, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам и примененным нормам материального и процессуального права, у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чухланцева Олега Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.