Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Марченко А.А, судей Лезиной Л.В, Сапрыкиной Н.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-360/2023 по иску прокурора г. Карпинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Карпинск, муниципальному унитарному предприятию "Коммунальный комплекс" о возложении обязанности провести обследование сетей холодного водоснабжения, капитальный ремонт (замену) сетей холодного водоснабжения, по кассационной жалобе администрации городского округа Карпинск на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06.03.2024.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Лезиной Л.В, пояснения прокурора Потапченко А.Е, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г..Карпинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, (далее также истец, прокурор) обратился в суд с иском к администрации городского округа Карпинск, муниципальному унитарному предприятию "Коммунальный комплекс" (далее также ответчики) об обязании ответчиков в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование сетей холодного водоснабжения, в течение 16 месяцев провести капитальный ремонт (замену) сетей холодного водоснабжения, расположенных по адресам: Водовод от скв. N 91 до резервуара на территории СВДУ по адресу: Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 19 км, 4407/10000 доли наружных сетей холодного водоснабжения по адресу: Свердловская обл, г..Карпинск, ул. Серова, 4, протяженностью 0, 09 км; Внутриквартальный водопровод 222 кв, по адресу: Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 15 км, Водовод N 2 по адресу: Свердловская обл, г..Карпинск; Водопровод 245 кв. по адресу: Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 60 км; Водопровод 2-го подъема по адресу: Свердловская обл, г..Карпинск, ул. Карпинского, 1а; Водопровод 2-го подъема по адресу: Свердловская обл, г..Карпинск, ул. Карпинского, 1а; Водопровод Веселовка по адресу: Свердловская обл, г..Карпинск; пос. Веселовка, протяженностью 2, 38 км; Водопровод Веселовка по адресу: Свердловская обл, г..Карпинск, пос. Веселовка, протяженностью 0, 84 км; Водопровод к жилому дому ул. Нахимова до ул.
Мира Свердловская обл, г..Карпинск; Водопроводная линия 8 Марта-подс.х-во по адресу: Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 64 км; Водопроводная линия Белинского-Горького Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 24 км; Водопроводная линия внутри кв. 66, 67 Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 1, 06 км; Водопроводная линия Горняков-Чернышевского Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 15 км; Водопроводная линия Горького-Карпинского Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 71 км; Водопроводная линия Горького-Свердлова Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 84 км; Водопроводная линия Карпинского-Ленина Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 15 км; Водопроводная линия Колхозная -Ленина Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 45 км; Водопроводная линия Куйбышева-Советская Свердловская обл, г..Карпинск протяженностью 1, 34 км; Водопроводная линия Ленина, Горького Свердловская обл, г..Карпинск протяженностью 1, 46 км; Водопроводная линия Ленина, Свердлова Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 96 км; Водопроводная линия Ленина-8 Март Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 69 км, Водопроводная линия Ленина-8 Марта Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 83 км; Водопроводная линия Ленина-Попова Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 97 км; Водопроводная линия Лесопильная-Колхозная Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 23 км; Водопроводная линия Маркса-Горняков Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 30 км; Водопроводная линия Маркса-Почтамская Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 12 км; Водопроводная линия Маркса-Почтамская Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 35 км; Водопроводная линия Маркса-Угольщиков Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 55 км; Водопроводная линия Мира-8 Марта Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 36 км; Водопроводная линия Мира-Ленина Свердловская обл, г..Карпинск,
протяженностью 0, 69 км, Водопроводная линия Мира-подстанция Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 28 км; Водопроводная линия Мира-Свердлова Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 66 км, Водопроводная линия Некрасова-Чернышевского Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 33 км; Водопроводная линия от насосной N 1 подъема до насосной И2 под Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 4, 20 км, Водопроводная линия от новой насосной до ул. К. Маркса, 1 полов. Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 3, 10 км; Водопроводная линия от Парковой до Почтамтской Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 1, 34 км; Водопроводная линия от Суворова до техникума Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 28 км; Водопроводная линия Парковая-больничный городок Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 1, 49 км; Водопроводная линия по дороге на Волчанку Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 4, 23 км; Водопроводная линия по Парковой от Челюскинцев до Серова Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 98 км; Водопроводная линия по пр. Нахимова от 9 Мая до Лесопильной Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 23 км; Водопроводная линия по ул. 9 Мая от Сенокосова до Нахимова Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 38 км; Водопроводная линия по ул. Куйбышева-от кот.89 кв. до Мира Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 38 км; Водопроводная линия по ул. Ленина Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 16 км; Водопроводная линия по ул. Попова Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 34 км; Водопроводная линия по ул. Свободы Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 1, 22 км; Водопроводная линия по ул. Советская от Мира до профилактория Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 1, 06 км; Водопроводная линия по ул. Тельмана до башни Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 3, 75 км; Водопроводная линия по ул.
Угольщиков Свердловская обл.; г..Карпинск, протяженностью 0, 13 км, Водопроводная линия подвод, магистраль кЫ122-124 Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 24 км; Водопроводная линия Почтовая-Куйбышева Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 1, 74 км; Водопроводная линия Серова-Белинского Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 32 км; Водопроводная линия Серова-К.Маркса Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 16 км; Водопроводная линия Серова-Маркса Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 15 км; Водопроводная линия ул. Коммунаров Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 24 км; Водопроводная линия Чернышевского-Белинского Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 13 км; Водопроводная линия Чернышевского-Белинского Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 09 км4 Водопроводная линия Чернышевского-Белинского Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 23 км; Водопроводная линия Чернышевского-Белинского Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 15 км; Водопроводные колонки с водопроводными сетями Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 01 км; Водопроводные сети к зданию по ул. Советская, 111 Свердловская обл, г..Карпинск; Водопроводные сети с установкой пожарного гидранта в районе очага возгорания около группы коллективных садоводческих товариществ "Амональный-1 Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 2, 50 км; Дополнительная стоимость по объекту гл. водовод по ул. Ленина Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 81 км; Земельный участок (под объект коммунального хозяйства (водопровод) Свердловская обл, г..Карпинск, заречная часть, ; Земельный участок (под объект коммунального хозяйства (водопровод) Свердловская обл, г..Карпинск, заречная часть; Наружные коммунальные сети (ул. М Горького, 4а) Свердловская обл, г..Карпинск, ул. М Горького, 4а; Наружные коммунальные сети к многоквартирному жилому дому Свердловская область, г..Карпинск, ул.
Луначарского, 65а; Наружные сети водопровода (протяженность 4, 7 м) и канализации к жилому дому 97 по улице Ленина Свердловская обл, г..Карпинск; Наружные сети водопровода к дому N 23 по ул. Серова Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 06 км; Наружные сети водопровода к дому N 8 по ул. Свердлова Свердловская область, г..Карпинск, протяженностью 0, 02 км; Наружные сети водопровода к жилому дому ул. Лермонтова, 1, Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 01 км; Наружные сети водопровода к жилому дому ул. Лермонтова, 11 Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 02 км; Наружные сети водопровода к жилому дому ул. Лермонтова, 3 Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 04 км; Наружные сети водопровода к жилому дому ул. М Горького, 6А Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 09 км; Наружные сети водопровода, расположенные по ул. Ленина, 8 Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 01 км; Наружные сети водопровода, расположенные по ул. Попова, д. 8 Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 01 км; Наружные сети водоснабжения к жилому дому, расположенному по адресу: г..Карпинск, ул. Лермонтова, д. 7 Свердловская обл, г..Карпинск, ул. Лермонтова, 7, протяженностью 0, 03 км; Наружные сети водоснабжения к жилому дому, расположенному по адресу: г..Карпинск, ул. Луначарского, 63 Свердловская обл, г..Карпинск, ул. Луначарского, 63, протяженностью 0, 02 км, Наружный водопровод 136 кв. Свердловская обл, г..Карпинск, Наружный водопровод на промплощадке Свердловская обл, г..Карпинск Наружный водопровод ул. Луначарского 114 Свердловская обл, г..Карпинск Сети водопровода к жилому дому N96 по ул. Советская в г..Карпинске-763мСвердловская обл, г..Карпинск, ул. Советская, 96, протяженностью 0, 76 км; Сети водопроводные к 2кв. домам 143 кв. Свердловская обл, г..Карпинск; Сети водоснабжения к жилому дому по адресу: г..Карпинск, ул. Свердлова, д. 6а, Свердловская обл, г..Карпинск, ул.
Свердлова, 6а Трубопровод резервного водоснабжения кот. N13 от скв. N103 Свердловская обл, г..Карпинск; Трубопровод сталь 150мм Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 0, 19 км; Хозпитьевой водопровод, 2 половина гл. водовода Свердловская обл, г..Карпинск, протяженностью 1, 71 км.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что по результатам проведенной проверки соблюдения действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены нарушения ответчиками прав неопределенного круга лиц на холодное водоснабжение.
Решением Карпинского городского суда Свердловской области от 17.07.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06.03.2024 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе администрация городского округа Карпинск (далее также Администрация) просит отменить апелляционное определение, направить дело на новое апелляционное рассмотрение. В обоснование жалобы кассатор ссылается на положения пунктов 4, 7, 30 Требований к проведению инструментального обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Минстроя от 05.08.2014 N 437/пр (далее также Требования N 437/пр), указывает, что гарантирующей организацией является МУП "Коммунальный комплекс", которому сети переданы в хозяйственное ведение и которое обязано своевременно и за свой счет производить, в том числе капитальный ремонт. Суд незаконно возложил обязанность по обследованию сетей на Администрацию. Суд апелляционной инстанции не учел, что решение о проведении ремонта зависит от результатов обследования и подготовленного заключения, требование в указанной части по сути предрешает результаты обследования, их удовлетворение возможно только после заключения о необходимости ремонта по результатам обследования. Суд не учел, что в отношении части сетей проведен капитальный ремонт, не оценил соответствующие возражения ответчика. Также суд не принял во внимание факта продажи по договору купли-продажи от 21.08.2018 водопроводной сети по дороге на Волчанку протяженностью 4, 23 км. Указанная сеть демонтирована, подтверждающие документы в деле имеются.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами установлено, что указанные в иске участки сетей водоснабжения (водопроводные линии), расположенные по названным выше адресам, находятся в собственности муниципального образования - городского округа Карпинск.
В результате проверки, проведенной прокурором, выявлено неудовлетворительное состояние участков сетей водоснабжения многоквартирных домов и социально-значимых объектов, а, именно, выявлены дефекты и утечки на сетях холодного водоснабжения, которые находятся в ветхом состоянии с износом 85, 7%.
30.12.2021 между Администрацией и МУП "Коммунальный комплекс" городского округа Карпинск" заключен договор N 1 о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, согласно которому в целях обеспечения деятельности собственник закрепляет за предприятием на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, в соответствии с Приложением N 1 и актом приема-передачи имущества, являющихся неотъемлемыми частями настоящего договора.
Как следует из пункта 2.5.6. вышеуказанного договора, МУП "Коммунальный комплекс" обязано своевременно и за свой счет производить текущий и капитальные ремонты переданного имущества с предварительным письменным уведомлением Администрации.
Постановлением Главы Администрации от 06.04.2022 N 418 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и зоны ее деятельности на территории городского округа Карпинск" в качестве соответствующей организации определено МУП "Коммунальный комплекс", для которого установлена зона деятельности в пределах централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Карпинск.
Согласно ответу МУП "Коммунальный комплекс" от 06.03.2023 общая протяженность сетей водоснабжения составляет 102, 2 км, общий износ сетей составляет 85, 7 %.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статьи 294, пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), исходя из непредставления прокурором доказательств виновного поведения ответчиков, явившегося основанием возникновения у них обязанности по реализации запрашиваемых прокурором мероприятий, либо возложенной законом или договором и неисполненной надлежащим образом обязанности по исключению аварийных ситуаций на сетях холодного водоснабжения в городском округе Карпинск, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований. Кроме того, суд не усмотрел разумности и соразмерности заявленных прокурором требований относительно предмета заявленного иска, полагая, что иск о возложении обязанности по проведению капитального ремонта (замены) может быть удовлетворен только в случае установления факта необходимости проведения такого ремонта.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, решение отменил.
Проанализировав обстоятельства дела, положения пункта 1 статьи 209, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 131-ФЗ, Федерального закона N 416-ФЗ, Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", учитывая, что решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами возложено на органы муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установив факт аварийного состояния спорных сетей водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования городской округ Карпинск, износ которых составляет 85, 7 %, что свидетельствует о нарушении со стороны Администрации и МУП "Коммунальный комплекс" требований действующего законодательства по надлежащему содержанию, текущему и капитальному ремонтам сетей водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Карпинск, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора и возложения на Администрацию и МУП "Коммунальный комплекс" обязанностей по обследованию сетей холодного водоснабжения в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; организации и проведения капитального ремонта (замены) сетей водоснабжения в течение 24 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Статьями 14, 15 Федерального закона N 131-ФЗ, определено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом N 416-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из положений части 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
Согласно подпункту "г" пункта 34 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Таким образом, обязанность по обеспечению эксплуатации, ремонту, устранению аварий водопроводных сетей возлагается на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, если указанные сети водоотведения находятся в границах эксплуатационной ответственности или принадлежат ей на праве собственности или ином законном основании.
Согласно части 6 статьи 37 Федерального закона N 416-ФЗ не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования) проводится обязательное техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
Техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления (часть 3 статьи 37 Федерального закона N 416-ФЗ).
В силу подпункта "в" пункта 3 Требований N 437/пр одной из задач проведения технического обследования является определение расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния.
Пунктом 4 Требований N 437/пр определено, что обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.
Согласно пункту 7 Требований N 437/пр в случае, если на момент проведения технического обследования в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения органом местного самоуправления городского округа принято решение об определении гарантирующей организации, техническое обследование такой системы проводится гарантирующей организацией самостоятельно или с привлечением специализированной организации.
При этом в силу пункта 30 Требований N 437/пр по итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования (далее - акт), содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, который содержит, в том числе, описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений); заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; оценку технического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в момент проведения обследования, включая процент износа; заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения.
Пунктом 31 Требований N 437/пр 31 предусмотрены критерии, с учетом которых формулируются предложения о проведении мероприятий (ремонт, восстановление, модернизация, замена) на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктом 32 Требований N 437/пр 31 результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.
В рассматриваемом случае, установив, что в качестве гарантирующей организации определено МУП "Коммунальный комплекс", при этом ответчиками не представлено доказательств исполнения установленной нормативно обязанности по проведению обязательного технического обследования централизованных систем, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о возложении на гарантирующую организацию обязанности по его проведению, установив соответствующий срок.
Однако вывод судебной коллегии о возложении указанной обязанности также на Администрацию сделан без учета указанных выше положений законодательства. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении соответствующих требований к Администрации и удовлетворяя их, в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не привел в апелляционном определении законы и нормативные правовые акты, установленные им обстоятельства дела, на основании которых пришел к выводу о наличии у Администрации соответствующей обязанности.
Также не представляется возможным признать законным и обоснованным возложение судом апелляционной инстанции на ответчиков обязанности по капитальному ремонту (замене) поименованных сетей.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Возлагая по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность произвести капитальный ремонт (замену) всего поименованного в иске имущества на собственника имущества и гарантирующую организацию как лицо, на которое по договору с собственником возложена обязанность по проведению ремонта, суд не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнили ответчики применительно к каждому объекту либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы неопределенного круг лиц. Суд не принял во внимание указанного выше порядка определения конкретных мероприятий на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, не обосновал причину, по которой восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно путем осуществления ремонта (замены) имущества, не исследовал целесообразность его проведения.
При рассмотрении дела прокурором не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие то обстоятельство, что на момент обращения с заявлением в суд и рассмотрения дела все перечисленные объекты нуждались в капитальном ремонте либо замене, не обоснованы необходимость и экономическая целесообразность проведения истребуемого объема работ.
Также согласно статьям 198, 206, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть исполнимым. Законность и обоснованность решения предполагают его полноту, ясность и четкость изложения, наличие в нем исчерпывающего ответа по существу разрешаемого спора или вопроса. По смыслу положений главы 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности исполнимость является одним из свойств законной силы решения суда. Поэтому решение суда не должно быть абстрактным и содержать общие или предположительные выводы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15.01.2002 N 1-П, от 14.05.2003 N 8-П, от 14.07.2005 N 8-П, от 12.07.2007 N 10-П, от 14.05.2012 N 11-П, от 10.03.2016 N 7-П, от 09.07.2020 N 34-П).
Суд не учел, что выполнение работ по капитальному ремонту (замене) объектов возможно только после определения вида и стоимости подлежащих выполнению работ, не обсудил и не определилдостоверно объемы работ и затрат, которые должны произвести ответчики для исполнения решения суда, и порядок их производства, не выяснил, является ли установленный срок выполнения работ с учетом количества объектов реальным, а решение исполнимым.
Разрешение спора на основе неполно выясненных юридически значимых обстоятельств, неправильно примененных норм материального права и с нарушением норм процессуального права свидетельствует о существенных нарушениях, повлиявших на исход дела, которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления в указанной части в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нового рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в соответствующей части суду апелляционной инстанции необходимо дать надлежащую оценку требованиям истца, исследовать и оценить все доказательства и фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, устранить выявленные нарушения, разрешить спор на основании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06.03.2024 оставить без изменения в части обязания муниципального унитарного предприятия "Коммунальный комплекс" в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование сетей холодного водоснабжения.
В оставшейся части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06.03.2024 отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.