Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 января 2005 г. N Ф04-9328/2004(7592-А45-23)
(извлечение)
См. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2006 г. N Ф04-3297/2006(23250-А45-5)
Государственное унитарное предприятие Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот" (ГУП НССК "Снабречфлот") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 25.02.2003 N 343 об исключении объектов из реестра федеральной собственности и постановления мэрии г. Новосибирска от 04.10.1999 N 1257 о принятии в муниципальную собственность жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры от филиала Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства.
Решением суда от 29.03.2004 (судья М.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2004 (судьи Л., Р., М.) решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обеих инстанций установил, что оспариваемые акты были изданы с нарушением порядка передачи федерального имущества, установленного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (п. 4 раздела 1У Приложения N 1), Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, а также Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению имуществом от 05.02.1993 N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения", предусматривающего необходимость получения разрешения собственника - Министерства транспорта Российской Федерации на передачу федерального имущества в областную собственность, а затем в муниципальную собственность.
В кассационной жалобе мэрия г. Новосибирска просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- судом неверно определено, что спорный магазин не был передан в муниципальную собственность на основании оспариваемого постановления мэрии;
- выводы суда об отнесении магазина исключительно к федеральной собственности не обоснованы документами.
- магазин был возвращен заявителем 29.01.2001 департаменту по управлению имуществом г. Новосибирска;
- выводы суда апелляционной инстанции о том, что мэрией и комитетом нарушен порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность неправомерен, так как в данном случае следует руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265;
- обжалуемыми актами не затронуты права и интересы заявителя. По данному спору с иском мог обратиться только собственник или балансодержатель, каким не является заявитель.
В судебное заседание представитель заявителя отклонил доводы кассационной жалобы.
Представители ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В материалы дела представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы ГУП "Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот". Остальными лицами, участвующими в дела, отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, дело направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением мэрии г. Новосибирска от 04.10.1999 N 1257 "О принятии в муниципальную собственность жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры от филиала Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства" в муниципальную собственность был принят жилищный фонд, встроенные нежилые помещения, находящиеся в государственной собственности, в том числе помещение, расположенное по адресу г. Новосибирск, ул. 1 общей площадью жилых помещений 3163, 5 кв.м, в том числе нежилых помещений 471, 8 кв.м.
Распоряжением департамента имущества и земельных отношений от 25.02.2003 N 343-р, в дополнение к распоряжению КУГИ Новосибирской области от 03.09.1999 N 927-р "Об изменении формы собственности" исключены из реестра федерального имущества объекты, принятые в муниципальную собственность г. Новосибирска на основании постановления мэрии г. Новосибирска от 04.10.199 N 1257.
В соответствии с пунктом 2 Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собствености в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно пункту 9 "Порядка составления и утверждения объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов, (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов города)", утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп для передачи объектов в муниципальную собственность города, района соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.
В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением к постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91. N 2265.
В материалы дела представлено решение Новосибирского совета народных депутатов от 05.10.93 N 174 "Об утверждении перечня нежилых помещений для передачи в муниципальную собственность города". В утвержденный перечень включено спорное помещение магазина по ул. 1.
Согласно выписке от 25.09.2003 из реестра муниципальной собственности основанием для включения в реестр указано распоряжение КУНИ от 03.09.1999 N 927-р. Указанное распоряжение в материалы дела не представлено. Выводы суда обеих инстанций о том, что данным распоряжением в муниципальную собственность передан только жилой фонд не подтверждены материалами дела.
Доводы суда о включении в муниципальную собственность только жилого фонда, основанные на решении 25 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 24.09.1996; постановление главы администрации Новосибирской области N 683 от 05.12.1997; приложением к распоряжению N 927 от 03.09.1999 не являются безусловным доказательством, так как в указанных документах обозначен только жилой дом по ул. 1 и его балансовая стоимость.
В качестве основания для признания недействительным ненормативного акта о передаче спорного имущества в муниципальную собственность, судами указано на пункт 4 главы 1У Приложения N 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, предусматривающий отнесение объектов речного и морского флота исключительно к федеральной собственности (кроме вошедших в Приложение 3).
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что спорное помещение магазина был введен в эксплуатацию в 1959 году, не построен за счет 5-ти и 7-ми процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, следовательно, не относится к жилищному и нежилому фонду, указанному в пункте 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1. Данный вывод не обоснован первичными документами.
Судами не дана правовая оценка пункту 4 Приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, относящему предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети) к объектам муниципальной собственности.
Вывод судов о том, что спорный объект связан с обеспечением рабочего снабжения также не имеет документального подтверждения. Приказом Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства департамента речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27.03.1998 N 28 отдел рабочего снабжения и магазина ОРСа Обского ГБУВПиС был ликвидирован и передан в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот" Росречфлота. ГУП "Новосибирская снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот" не представлены документы, свидетельствующие о его правовом положении в отношении оспариваемого помещения.
Судом апелляционной инстанции не дана оценка выводов аудиторского отчета АФ "Экономические нововведения" о непринятии к бухгалтерскому учету предприятием ГУП Новосибирская контора "Снабречфлот" спорного помещения. Доказательства о нахождении спорного помещения на балансе истца в настоящее время также не представлены.
При рассмотрении спора судом не дана оценка акту проверки использования муниципального помещения по ул. Урицкого, 13, переданного департаментом по управлению имущества г. Новосибирска в аренду государственному предприятию "Снабженческо-сбытовая контора "Снабречфлот" от 16.05.2000, которым установлено нецелевое использование помещения и предложено: расторгнуть договор о передаче недвижимого муниципального имущества в безвозмездное пользование от 03.11.98 N 28; заключить договор аренды с ГУП "Снабречфлот"; ГУП "Снабречфлот" заключить договоры на коммунальные услуги с балансодержателем здания - Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства или прямые договоры с соответствующими службами.
Судом не дана оценка акту приема-передачи нежилого помещения по ул. 1, согласно которому спорное помещение передано ГУП "Снабречфлот" департаменту по управлению имуществом г. Новосибирска.
В настоящее время спорное помещение сдается комитетом по управлению имуществом г. Новосибирска в аренду третьим лицам. Доказательства препятствия пользования спорным помещением заявителем не представлены.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какое-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления, иных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для целей признания ненормативного акта недействительным, должны быть проверены и доказаны соответствующим образом обстоятельства, связанные с: 1. несоответствием оспариваемого ненормативного акта закону, или иным нормативным правовым актам, 2. наличием полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, 3.
несоответствием акта закону и нарушением этим актом права и законных интересов, должны быть установлены судом в комплексе.
Предметом спора по данному делу является правомерность передачи неподлежащего приватизации нежилого объекта из федеральной собственности в муниципальную.
Следовательно, заинтересованным лицом по данному спору должен быть собственник - Департамент имущественных и земельных отношений Новосибирской области или Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить недостатки, указанные в мотивировочной части постановления кассационной инстанции. Предложить сторонам, участвующим в деле, представить надлежащим образом оформленную копию решения Новосибирского городского совета народных депутатов от 05.10.93 N 174 "Об утверждении перечня нежилых помещений для передачи в муниципальную собственность города" с приложениями, копию распоряжения КУГИ ОТ 03.09.1999 N 927 с приложениями. С учетом представленных документов, сделать вывод о соблюдении органами местного самоуправления порядка утверждения перечня объектов, составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", установленного Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".
Суду следует также дать оценку правомерности заявленных требований с учетом требований статьей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части нарушения прав и законных интересов заявителя.
Расходы по оплате государственной пошлины, в том числе за кассационное обжалование, распределить суду первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции постановил:
решение от 29.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.10.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7894/03-СА9/386, А-45-19860/03-СА9/590 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 января 2005 г. N Ф04-9328/2004(7592-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании