Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5409/2023 (УИД 22RS0068-01-2023-003094-64) по иску Савинкова Александра Александровича к Министерству здравоохранения Алтайского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" о возложении обязанности, возмещении убытков, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Савинкова Александра Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 апреля 2024 г, по кассационной жалобе краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Савинков Александр Александрович (далее по тексту - Савинков А.А, истец) обратился в суд к Министерству здравоохранения Алтайского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" (далее по тексту - КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул", ответчик) о возложении обязанности, возмещении убытков, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 18 января 2023 г. в КГБУЗ "Консультативно-диагностическом центре Алтайского края" ему поставлен диагноз: "данные изъяты"
19 января 2023 г. истец поставлен на учет по месту жительства в КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул", где врачом "данные изъяты" выдан рецепт на бесплатное "данные изъяты". При этом "данные изъяты" и другие лекарственные средства для лечения сопутствующих заболеваний бесплатно истцу не выданы, в очередь на санаторно-курортное лечение истец не поставлен.
При повторном обращении в КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" 19 апреля 2023 г. истцу выдан рецепт на "данные изъяты", из которых в аптеке выдан только "данные изъяты"
За свой счет истец приобрел "данные изъяты" стоимостью 701 рубль.
С учетом изложенного истец просил суд обязать Министерство здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ ""Городская больница N 10, г. Барнаул" организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставление изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью истца на весь период лечения согласно рекомендациям КГБУЗ "Консультативно-диагностическом центре Алтайского края", а именно, при "данные изъяты", все "данные изъяты" препараты бесплатно, "данные изъяты", лекарство для "данные изъяты", а также для "данные изъяты" и другие лекарственные средства, один раз в три года получение путевки в санаторий, денежные средства на питание и дорогу, кроме того просил взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края убытки за самостоятельно приобретенный "данные изъяты" в размере 701 рубль, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей с каждого ответчика.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 21 декабря 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 апреля 2024 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула от 21 декабря 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично, на "Городская больница N 10, г. Барнаул" возложена обязанность обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Савинкову А.А. изделия медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача от 19 января 2023 г, а именно "данные изъяты", с КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" в пользу Савинкова А.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Савинков А.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 апреля 2024 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 апреля 2024 г.
Относительно доводов кассационных жалоб письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, письменных возражениях на кассационные жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, протоколом N от 18 января 2023 г. врача КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр Алтайского края" Савинкову А.А. установлен диагноз - "данные изъяты"
В связи с установленным диагнозом Савинкову А.А. рекомендовано, помимо прочего, приобрести "данные изъяты", производить контроль "данные изъяты", целевое значение: "данные изъяты"
19 января 2023 г. истец поставлен на учет по месту жительства в КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул".
Согласно осмотру эндокринолога КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" 19 января 2003 г. Савинкову А.А. установлен диагноз - "данные изъяты"
В подтверждение приобретения глюкометра истцом представлены товарный и кассовый чеки от 19 января 2023 г. на сумму 701 рубль.
Согласно карточке льготного отпуска Савинкову А.А. выданы рецепты на льготное обеспечение и получены:
19 января 2023 г. "данные изъяты" N (2 шт, обеспечение до 19 июня 2023 г.), "данные изъяты" N (3 шт, обеспечение до 19 апреля 2023 г.), "данные изъяты" N (6 шт, обеспечение до 19 апреля 2023 г.), 19 апреля 2023 г. "данные изъяты" N (3 шт, обеспечение до 19 июля 2023 г.), "данные изъяты" N (5 шт, обеспечение до 2 августа 2023 г.), 22 августа 2023 г. "данные изъяты" N (1 шт, обеспечение до 29 ноября 2023 г.), "данные изъяты" N (3 шт, обеспечение до 19 декабря 2023 г.), "данные изъяты" N (6 шт, обеспечение до 22 ноября 2023 г.).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку лекарственные препараты и медицинские изделия "данные изъяты") предоставлены истцу в объеме, соответствующем рекомендациям лечащего врача, медицинское изделие для определения "данные изъяты" в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, не включен, право на его бесплатное предоставление истец не имеет. Обеспечение истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями производится в соответствии с требованиями законодательства в рамках поставленного ему диагноза, нарушений его прав ответчиками не допущено, права на получение путевки на санаторно-курортное лечение истец не имеет, поскольку не отнесен к соответствующей категории лиц, в связи с чем также не подлежат удовлетворению требования об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение, денежными средствами на питание и дорогу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о возмещении истцу стоимости "данные изъяты", обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение, денежными средствами на питание и дорогу, однако суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отсутствия нуждаемости истца в обеспечении "данные изъяты" и отказа во взыскании компенсации морального вреда, указав, что по выводы суда первой инстанции по данным требованиям не основаны на установленных обстоятельствах и подлежащем применению правовом регулирования спорных отношений, при этом суд апелляционной инстанции отметил, что согласно осмотру "данные изъяты" КГБУЗ "Городская больница N 10, г..Барнаул" (дата приема 19 января 2023 г, номер талона N) Савинкову А.А. установлен диагноз - "данные изъяты" Рекомендовано, помимо прочего, приобретение "данные изъяты", рекомендованы препараты "данные изъяты" (указано "выписано по льготе"), "данные изъяты" ("выписано по льготе"), каких-либо рекомендаций на иные препараты лечащим врачом не выдавались, рецепты не выписывались, согласно карточке льготного отпуска Савинкову А.А. выданы рецепты на льготное обеспечение, а именно 19 января 2023 г..на "данные изъяты" N ("данные изъяты", указано на обеспечение до 19 июня 2023 г..), "данные изъяты" N (3 шт, указано на обеспечение до 19 апреля 2023 г..), "данные изъяты" N (6 шт, указано на обеспечение до 19 апреля 2023 г..), 19 апреля 2023 г..на "данные изъяты" N (3 шт, указано на обеспечение до 19 июля 2023 г..), "данные изъяты" N (5 шт, указано на обеспечение до 2 августа 2023 г..), 22 августа 2023 г..на "данные изъяты" N (1 шт, указано на обеспечение до 29 ноября 2023 г..), "данные изъяты" N (3 шт, указано на обеспечение до 19 декабря 2023 г..), "данные изъяты" N (6 шт, указано на обеспечение до 22 ноября 2023 г..), в суд апелляционной инстанции КГБУЗ "Городская больница N10, г..Барнаул" были представлены сведения о том, что 19 января
2023 г..Савинков А.А. был на приеме у врача- "данные изъяты", ему были выписаны "данные изъяты" получены в тот же день (указано на обеспечение до 19 июня 2023 г..), следующее обращение Савинкова А.А. к врачу состоялось 22 августа 2023 г, ему были выписаны "данные изъяты" которые получены в тот же день (указано на обеспечение до 29 ноября 2023 г..), в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в период с 19 января 2023 г..по 19 июня 2023 г..Савинков А.А. был обеспечен "данные изъяты" в количестве 100 штук, в период с 22 августа 2023 г..по 29 ноября 2023 г..в количестве 50 штук, что явно менее имеющейся потребности согласно рекомендациям лечащего врача от 19 января 2023 г, предусматривающим самоконтроль "данные изъяты"
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что лечащим врачом определена нуждаемость Савинкова А.А. в "данные изъяты", в связи с чем он имеет право на их бесплатное получение в количестве, исходя из установленной схемы лечения.
Кроме того, признавая право Савинкова А.А, на компенсацию морального вреда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что лечащим врачом на приеме 19 января 2023 г. и 22 августа 2023 г. выданы рецепты на "данные изъяты" что не соответствовало количеству исходя из рекомендаций врача от 19 января 2023 г. по самоконтролю "данные изъяты", при этом в суде первой и апелляционной инстанций не было представлено доказательств изменения тактики такого контроля в сторону его уменьшения, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе "данные изъяты" (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) E10 - E14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован "данные изъяты", при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, "данные изъяты" средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи" определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. В эти перечни "данные изъяты" не входит.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505, данная программа устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства Алтайского края от 30 декабря 2022 г. N 540 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годы.
Названная программа, как и Федеральная программа, предусматривает перечень заболеваний и состояний (в числе которых болезни эндокринной системы), оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (раздел 3 Территориальной программы Алтайского края).
Порядок обеспечения граждан медицинскими изделиями (раздел 7.3) предусматривает обеспечение граждан, "данные изъяты", медицинскими изделиями для "данные изъяты" (инфузионные наборы - код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий: 351940, резервуары - код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий: 207670).
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание соответствующим категориям граждан, страдающим заболеванием "сахарный диабет" (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий.
Вопреки доводов кассационной жалобы Савинкова А.А. суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании стоимости "данные изъяты", поскольку "данные изъяты" вышеуказанными перечными медицинских изделий не предусмотрен, врачебной комиссией не принималось решение о рекомендации истцу по жизненным показаниям использования данного медицинского изделия.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы Савинкова А.А. о неправомерном отказе в удовлетворении требований об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение, денежными средствами на питание и дорогу, лекарственными препаратами, поскольку социальные услуги из набора социальных услуг предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", тогда как сведений об отнесении истца к какой-либо из указанной категорий в ходе рассмотрения дела не установлено и истцом не представлено, показаний для получения "данные изъяты" препаратов не имелось, такие препараты врачом не назначались.
Стандартом медицинской помощи больным с "данные изъяты", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 г. N 748, а также Стандартом медицинской помощи взрослым при "данные изъяты", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1054н, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание "данные изъяты", при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами, в том числе "данные изъяты", и изделиями медицинского назначения, в который входит "данные изъяты"
Указанным Стандартом от 11 декабря 2007 г. N 748 предусмотрено обеспечение пациентов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения из расчета на 365 дней лечения, при этом среднее количество тестов для определения "данные изъяты" определено в размере 180 штук.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 г, граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия. При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и оформляет рецепт. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в соответствии с действующим законодательством аптечными организациями, аптечными структурными подразделениями больниц.
19 января 2023 г. на осмотре "данные изъяты" КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" Савинкову А.А. установлен диагноз - "данные изъяты". Рекомендовано, помимо прочего, приобретение "данные изъяты"; рекомендованы препараты "данные изъяты" (указано "выписано по льготе"), "данные изъяты" ("выписано по льготе"), рекомендации на иные препараты лечащим врачом не выдавались, рецепты не выписывались.
По сведениям карточки льготного отпуска истцу выданы рецепты на льготное обеспечение 19 января 2023 г. на "данные изъяты" N (2 шт, указано на обеспечение до 19 июня 2023 г.), 22 августа 2023 г. на "данные изъяты" N (1 шт, указано на обеспечение до 29 ноября 2023 г.).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об обеспечении Савинкова А.А. "данные изъяты" в период с 19 января 2023 г. по 19 июня 2023 г. в количестве 100 штук, в период с 22 августа 2023 г. по 29 ноября 2023 г. в количестве 50 штук, что явно менее имеющейся потребности согласно рекомендациям лечащего врача от 19 января 2023 г, предусматривающим самоконтроль "данные изъяты"
Вопреки доводов кассационной жалобы КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "данные изъяты" бесплатной медицинской помощи, к такому виду помощи относится контроль уровня "данные изъяты"
имеет право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, нуждается в обеспечении "данные изъяты" в определенном количестве, медицинская организация, включенная в перечень медицинских организаций, имеющих право выписки рецептов отдельным категориям граждан, самостоятельно определяет потребность в лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения, имеет право корректировать указанную потребность, тогда как судом апелляционной инстанции установлены сведения о приеме истца 19 января 2023 г. у врача- "данные изъяты" и рекомендации самоконтроля "данные изъяты" в разное время, но выписаны "данные изъяты" в каждой на 6 месяцев, следующее обращение Савинкова А.А. к врачу было 22 августа 2023 г, ему были выписаны "данные изъяты" на более чем три месяца, что менее потребности по рекомендации врача, сведений об иных рекомендациях и назначениях врача в ходе рассмотрения дела не представлено.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" (далее по тексту - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 предусмотрено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33).
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33).
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктом 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 даны разъяснения о том, что медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи и обязаны компенсировать моральный вред, причиненный при некачественном оказании медицинской помощи (статья 19 и части 2, 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Доводы кассационной жалобы Савинкова А.А. о несогласии с определенным размером компенсации морального вреда не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, установлены обстоятельства, подтверждающие факт причинения истцу нравственных страданий, учтены критерии определения размера компенсации морального вреда, указанные в статьях 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Моральный вред, являясь оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и не поддается точному денежному подсчету.
Данная категория дел носит оценочный характер, и суд вправе при определении размера компенсации морального вреда, учитывая вышеуказанные нормы материального права, определить размер денежной компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела.
В связи с чем иная, чем у суда, оценка степени физических, нравственных страданий и переживаний истца, критериев разумности и справедливости не указывает на то, что выводы суда являются ошибочными, размер компенсации морального вреда в каждом деле носит индивидуальный характер и зависит от совокупности конкретных обстоятельств дела, подлежащих исследованию и оценке судом.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые во внимание, их оценка приведены в обжалуемом апелляционном определении, размер компенсации морального вреда правильно определен судом апелляционной инстанции по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела, применяя общее правовое предписание к конкретным обстоятельствам дела суд апелляционной инстанции верно определилкомпенсацию морального вреда в пределах предоставленной законом свободы усмотрения.
Доводы кассационных жалоб повторяют позиции кассаторов, изложенные в ходе рассмотрения дела, связаны с несогласием с выводами суда апелляционной инстанции о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, однако им судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией заявителей кассационных жалоб, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационных жалоб направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Савинкова Александра Александровича, краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.