Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Долматовой Н.И, Лемзы А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 22RS0068-01-2022-003655-14 по иску прокурора г. Барнаула, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Барнаула, Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула о возложении обязанности, по кассационным жалобам Комитета по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула и администрации г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 10 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лемзы А.А, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации) ФИО15, возражавшую против доводов кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Барнаула, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Барнаула, Комитету по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула, в котором просил обязать администрацию г. Барнаула, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать водоотведение поверхностных сточных вод в районе жилых домов "адрес"
В обоснование иска указал, что прокуратурой г..Барнаула проведена проверка по публикации, размещенной в сети "Интернет" о ненадлежащем водоотведении, подтоплении жилых домов "адрес" По результатам проверки выявлены нарушения законодательства в деятельности администрации г..Барнаула. Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения городского округа - г..Барнаула до 2031 года. Установлено, что городская закрытая система ливневой канализации в районе зданий, расположенных по адресу: "адрес", отсутствует. Строительство централизованной системы водоотведения на земельном участке в районе жилых домов "адрес" схемой водоснабжения и водоотведения не предусмотрено. Мероприятия по строительству централизованной системы водоотведения поверхностных сточных вод по "адрес" в районе вышеуказанных зданий в муниципальные (иные) программы не включены. Система водоотведения с территории жилых домов "адрес" организована посредством водоотводного канала, позволяющего отвести талые воды в городскую ливневую канализацию в районе "адрес" сведениям администрации г..Барнаула муниципалитетом ежегодно принимаются меры по организации водоотведения поверхностных (талых, дождевых) сточных вод на территории города, в том числе по "адрес" с тем, в зимнее время, вышеуказанный водоотводной канал промерзает, что приводит к подъему грунтовых вод на вышеуказанных участках, затоплению подвальных помещений частных домовладений, меры, принимаемые органом местного самоуправления, недостаточны и не решают проблему подтопления данных территорий. Вследствие отсутствия организованной системы водоотведения талых и дождевых вод, а также с учетом того, что территория данных домов расположена в ранее существовавшей пойме р. Барнаулка, происходит скопление талых и дождевых вод на территории вышеуказанных зданий.
Указанное свидетельствует о непринятии органами местного самоуправления г..Барнаула достаточных мер по организации водоотведения в рамках установленных законом полномочий в рассматриваемой сфере, что повлекло нарушение прав жителей вышеуказанных домов, а также неопределенного круга лиц.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 10 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 февраля 2024 г. исковые требования прокурора г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично. На комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение поверхностных сточных вод в районе жилых домов "адрес" В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула от 09.01.2024 произведена замена ответчика комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула на его правопреемника комитет по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула.
Не согласившись с указанными актами, комитет по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула обратился с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные постановления отменить, вынести новое решение, которым оставить требования без удовлетворения.
В обоснование жалобы указано, что согласно заключению эксперта в ходе проведения экспертного исследования неоднократно выявлялись прорывы водопроводных сетей, принадлежащих "данные изъяты" и находящихся на частной территории жилых домов "адрес", в результате чего был зафиксирован выход воды на поверхность. Фактов нарушения работы ливневой канализации, в том числе открытой канавы, повлекших подтопление земельных участков не выявлено, как и фактов подтопления поверхностными водами. Ответчик полагает, что рекомендации эксперта по переустройству канавы не являются основанием для возложения обязанности, поскольку фактов подтопления земельных участков поверхностными водами не установлено, также не установлено, что дренажная канава не функционирует, в результате чего происходит подтопление. Поскольку органами местного самоуправления организовано водоотведение поверхностных сточных вод путем устройства ливневой канализации, основания для удовлетворения требований прокурора отсутствуют.
Администрация г. Барнаула в кассационной жалобе также просит вынесенные судебные постановления отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что водоотведение сточных вод с территории общего пользования и земельных участков "адрес" организовано посредством обустроенной ливневой канализации. Истцом не представлено доказательств того, что причиной подтопления указанных в исковом заявлении жилых домов является именно ненадлежащая организация отведения поверхностных сточных вод. Кроме того, у прокурора г. Барнаула отсутствуют полномочия по обращению в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку круг лиц, чьи интересы затрагиваются решением суда определен ? это владельцы индивидуальных жилых домов с номерами "адрес", в связи с чем суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство о прекращении производства по делу.
Относительно доводов кассационных жалоб поступили письменные возражения от прокурора отдела прокуратуры Алтайского края.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационных жалоб.
Судебными инстанциями установлено, что прокуратурой г. Барнаула проведена проверка по публикации, размещенной в сети "Интернет" о ненадлежащем водоотведении, подтоплении жилых домов "адрес".
В ходе проверки установлено, что городская закрытая система ливневой канализации в районе зданий, расположенных по адресу: "адрес", отсутствует. Строительство централизованной системы водоотведения на земельном участке в районе жилых домов "адрес" схемой водоснабжения и водоотведения не предусмотрено. Мероприятия по строительству централизованной системы водоотведения поверхностных сточных вод по "адрес" в районе вышеуказанных зданий в муниципальные (иные) программы не включены. Система водоотведения с территории жилых домов "адрес" организована посредством водоотводного канала, позволяющего отвести талые воды в городскую ливневую канализацию в районе "адрес".
Согласно выписке из Реестра объектов муниципальной собственности г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, сеть ливневой и дренажной канализации по адресу: "адрес" протяженностью 1827 км. принадлежит на праве собственности городскому округу - город Барнаул Алтайского края.
Согласно ответу администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ на участке от "адрес" администрацией г. Барнаула устроен и обслуживается открытый канал, позволяющий отводить талые, грунтовые воды в городскую ливневую канализацию в районе "адрес" для понижения общего уровня грунтовых вод на участке. Администрацией г. Барнаула в соответствии с Планом предупредительных мероприятий по снижению негативных последствий пропуска талых и паводковых вод принимаются оперативные меры по организации водоотведения поверхностных (талых, дождевых) сточных вод на территории города, в том числе по ул. "адрес". Выполнение указанных мер является профилактическим мероприятием по водоотведению, водопонижению сточных вод природного характера. В связи с низкими температурами в зимний период происходит значительное промерзание почвы у существующего водоотводного канала с намерзанием наледи, что приводит к временному подъему грунтовых вод на указанном участке. В рамках снижения негативных последствий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены работы по прочистке и пропариванию водоотводной трубы под тротуаром по "адрес". Еженедельно МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула проводились работы по очистке от наледи тротуара по "адрес". С целью снижения негативных последствий подтопления вышеуказанных жилых домов, дополнительно проведены работы по пропуску грунтовых вод в городскую ливневую канализацию, находящуюся под проезжей частью автомобильной дороги по "адрес". Ливневая канализация находится в исправном и работоспособном состоянии. В текущем ремонтно-строительном сезоне администрацией Центрального района г. Барнаула запланированы мероприятия по устройству прогревающего кабеля для предотвращения промерзания водоотводного канала на участке.
При рассмотрении дела судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению ООО "Центр Кадастра, Оценки и Экспертизы Недвижимости" N от ДД.ММ.ГГГГ в результате визуального обследования земельных участков по адресу: "адрес" выявлено, что они расположены в самом пониженном участке данного района, в ранее существовавшей поймы р. Барнаулки. Из материалов дела следует, что ежегодно наблюдается факт подъема грунтовой воды и выход воды на поверхность отведенных земельных участков и прилегающих территории, связанный с разгрузкой подземных грунтовых вод, и происходит их подтопление.
В результате визуального обследования спорной территории "адрес" выявлено, что по всей длине земельного участка по адресу: "адрес", вдоль общей фактической границы с земельным участком по адресу: "адрес", проходит открытая водоотводная канава, шириной около 0, 5 м, представляющая собой углубление в земле, которая отводит поверхностные сточные воды с территорий спорных земельных участков в городскую ливневую канализацию, находящуюся на территории общего пользования по "адрес". Системы ливневой/дренажной канализации для целей отведения поверхностных стоков на каждом земельном участке не предусмотрены.
Сама же открытая водоотводная канава, проходящая по всей длине земельного участка по адресу: "адрес" заканчивается на границе с территорией общего пользования (тротуаром), далее поверхностные стоки уходят по водоотводной трубе, находящейся под тротуаром, в водоприемник городской ливневой канализации, расположенной у автомобильной дороги.
На момент визуального обследования ДД.ММ.ГГГГ водоотводная канава частично заполнена снегом, но еще не промерзла, и по водоотводной канаве беспрепятственно стекали поверхностные сточные воды в водоприемник городской ливневой канализации, каких-либо подтоплений спорной территории из-за подъема уровня грунтовых вод выявлено не было.
На момент визуального обследования ДД.ММ.ГГГГ вода в водоотводной канаве поднялась почти до верха канавы и промерзла, была покрыта толстым слоем льда, при этом сточные воды стекали под льдом по водоотводной канаве в водоприемник городской ливневой канализации, каких-либо подтоплений спорной территории из-за подъема уровня грунтовых вод выявлено не было.
ДД.ММ.ГГГГ проведен визуальный осмотр спорной территории. Осмотр проведен по причине затопления спорной территории (ДД.ММ.ГГГГ) из-за прорыва трубопровода, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес", о чем свидетельствует письмо "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N. А также "данные изъяты" сообщает, что данный трубопровод, расположенный на территории земельного участка по адресу: "адрес", к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения "адрес" не подключен и информацией об источнике воды, поступающей в вышеуказанный трубопровод, они не располагают. При запросе суда Росреестром предоставлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", имеет общую площадь 12686 кв.м, относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства станции понижения уровня грунтовых вод, принадлежит на праве собственности городскому округу - "адрес" края, а также на праве постоянного бессрочного пользования - комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула. Каких-либо зданий и сооружений на данном земельном участке в Едином государственном реестре не зарегистрировано.
При визуальном обследовании выявлено, что земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", огорожен по периметру, на земельном участке расположены полуразрушенные здания и сооружения недействующего водозабора. В результате осмотра места утечки воды (по сведениям ЕГРН в плановых границах земельного участка по адресу: "адрес") обнаружен колодец (яма) с заполненной водой. Как отмечает "данные изъяты", причиной утечки воды является разгерметизация фланцевого соединения (заглушки) из-за коррозии болтов. Если посмотреть топографический план спорной территории, то можно увидеть, что местом утечки воды является участок инженерной сети водопровода, подключенного к централизованной сети водоснабжения, проходящей по "адрес". А также на топографическом плане территории можно увидеть, что по земельному участку по адресу: "адрес", проходят недействующие водопроводные сети и канализационная сеть, которая проходит через земельный участок по адресу: "адрес", и подключается к централизованной сети водоотведения (канализации), проходящей по "адрес".
При осмотре вся территория как земельного участка по адресу: "адрес" так и частично территории спорных земельных участков "адрес", а также территория общего пользования (тротуар) были покрыты льдом, то есть вода из-за прорыва трубопровода на "адрес" разлилась по спорной территории и за ночь замерзла. Вода в водоотводной канаве на момент осмотра также промерзла и была покрыта толстым слоем льда. По словам проживающих на спорных земельных участках "адрес" при аварии инженерной сети на участке кроме устранения причины затопления, в том числе проводились работы по прочистке ото льда водоотводной трубы под тротуаром рядом с участком "адрес" для целей пропуска воды по ней в городскую сеть ливневой канализации.
ДД.ММ.ГГГГ проведен визуальный осмотр спорной территории. Осмотр проведен по причине затопления спорной территории (ДД.ММ.ГГГГ) из-за прорыва трубопровода инженерной сети, но уже неизвестно, на каком участке произошла авария. Со слов проживающих граждан на спорных земельных участках "адрес", утечка воды произошла из-за прорыва трубопровода водопроводной сети со стороны "адрес". При этом "данные изъяты" (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N) отвечает, что централизованная система холодного водоснабжения по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ работала в штатном режиме, аварийных ситуаций зафиксировано не было. А также по словам проживающих на спорных земельных участках "адрес" при аварии инженерной сети устранены причины затопления, в том числе проводились работы по прочистке ото льда водоотводной трубы под тротуаром рядом с участком "адрес" для целей пропуска воды по ней в городскую сеть ливневой канализации.
Эксперт приходит к выводу, что подтопление(затопление) земельных участков по адресу: "адрес", может происходить из-за ненадлежащего состояния инженерных сетей холодного водоснабжения как централизованных, проходящих по "адрес", так и инженерных сетей холодного водоснабжения, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес". Учитывая, что спорные земельные участки по адресу: "адрес", расположены ниже уровнем, нежели смежные земельные участки, в том числе, находящиеся по "адрес", то при возникновении аварийных ситуаций на участках инженерных сетей (утечек воды из-за прорыва трубопроводов), вся вода разливается и подтапливает спорные земельные участки и территорию общего пользования со стороны "адрес" подтопления приносят неудобства как собственникам в пользовании своих земельных участков и порчу их имущества, так и неопределенному кругу лиц, которые беспрепятственно пользуются территорией общего пользования. Следует отметить, что в процессе производства судебной экспертизы зафиксированы 2 случая прорыва трубопроводов инженерных сетей холодного водоснабжения (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) и разлива воды по спорной территории, в том числе территории общего пользования (тротуара и автодороги).
Согласно топографическому плану спорной территории по земельному участку по адресу: "адрес", проходят как действующие, так и недействующие водопроводные сети, а также канализационная сеть, которая проходит через земельный участок по адресу: "адрес", и подключается к централизованной сети водоотведения (канализации), проходящей по "адрес" земельном участке по адресу: "адрес", находятся полуразрушенные здания, то, предположительно, инженерные сети водопровода и канализации находятся в неудовлетворительном состоянии из-за отсутствия технической эксплуатации (обеспечения и поддержания требуемого состояния). Поэтому, учитывая, что в данном районе трубопроводы инженерных сетей наиболее подвержены коррозии из-за переувлажнения почвы за счет грунтовых вод, то велика вероятность того, что утечка воды и происходит из-за прорыва участков трубопроводов инженерных сетей, расположенных на земельном участке по адресу: "адрес", пришедших в состояние, требующего проведение капитального ремонта или полную замену. А также эксперт не исключает вероятность того, что прорывы трубопроводов происходят и на участках централизованной инженерной сети холодного водоснабжения, проходящей по "адрес".
Эксперт рекомендует предусмотреть мероприятия по осмотру и оценке реального технического состояния (в том числе коррозионного износа металла труб) инженерных сетей как централизованного холодного водоснабжения по "адрес", так и инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, проходящих по земельному участку по адресу: "адрес", а также при необходимости выполнить мероприятия по техническому содержанию и обслуживанию сетей, проведению профилактических, текущих и капитальных ремонтов на участках трубопроводов.
Эксперт отмечает, что на местности, где имеет место повышение уровня грунтовых вод, как правило, рекомендуется произвести сначала исследовательские работы грунта, что в дальнейшем поможет предусмотреть мероприятия по организации водоотведения поверхностных и грунтовых вод с земельных участков (ливневую и дренажную систему канализации). Следует отметать, что повышение грунтовых вод может возникнуть как из-за перемещения слоев земли в процессе планировки, застройки не только территорий спорных земельных участков, но и территорий вышележащих смежных земельных участков, так и из-за изменения направления течения грунтовых вод (естественное природное явление). Как правило, уровень грунтовых вод ввиду близости поверхности земли, напрямую зависит от времени года. Таким образом, максимальный уровень бывает после весеннего таяния снегов и обильного выпадения осадков, а снижается уровень, как правило, летом, а зимой достигает своего минимума.
Поэтому понижения уровня грунтовых вод в подвальных помещениях, в подпольях жилых домов, находящихся непосредственно на спорных земельных участках, возможно добиться путем устройства ливневой (дренажной или комбинированной) системы отвода поверхностных вод с территории спорных земельных участков с организацией отвода поверхностного стока в близлежащий водоприемник централизованной ливневой канализации, который находится у дороги рядом с домом "адрес", либо в выгребную яму, расположенную в границах спорных земельных участков, со своевременным откачиванием стоков и очисткой емкостей. Но для устройства системы поверхностного водоотвода на территориях спорных земельных участков с целью минимизации подтоплений или полной ликвидации подтоплений для начала необходимо произвести исследовательские работы грунта на предмет наличия и уровня залегания грунтовых вод, а потом на основании полученных результатов необходима разработка проектной документации сооружений системы ливневой (дождевой) канализации на подтопляемых спорных территориях.
При этом экспертом выявлено несоответствие водоотводной канавы, проходящей по всей длине земельного участка по адресу: "адрес", нормативным требованиям СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Как правило, согласно п. 13.4 СП 42.13330.2016 на территории с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей.
При визуальном обследовании выявлено, что проходящая по всей длине земельного участка по адресу: "адрес", водоотводная канава является открытой, проходит на ненормативном расстоянии (менее 3м.) от фундаментов зданий, расположенных на земельных участках по адресу: "адрес", тем самым фундаменты и стены зданий подвергаются периодическому замачиванию со стороны водоотводной канавы, что не соответствует требованиям табл. 12.5 п. 12.35 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89.
А также эксперт отмечает, что водоотводная труба, находящаяся под тротуаром, находится выше границы промерзания, следовательно, в зимний период времени при повышении уровня грунтовых вод вода самотеком не продвигается в сторону ливневого колодца через водоотводную трубу, а поднимается и разливается на близлежащую территорию, в частности на земельные участки по адресу: "адрес", и территорию общего пользования, так как при возникновении аварийных ситуаций (разлива воды) в зимний период времени аварийным службам постоянно приходится пропаривать и очищать ото льда водоотводную трубу для целей пропуска воды через нее.
Эксперт рекомендует для целей предотвращения замачивания фундаментов и стен зданий, расположенных на земельных участках по адресу: "адрес", произвести переустройство существующей открытой ливневой водоотводной канавы на закрытую путем устройства водоотводной трубы в траншее в бетонном канале (обойме, футляре) вдоль фундаментов строений, при этом устройство канала допускается прокладывать на ненормативном расстоянии (менее 3м.) или вплотную к фундаментам согласно примечанию N7 к табл. 12.5 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89";
проложить водоотводную трубу под тротуаром ниже границы промерзания с учетом необходимого уклона в сторону ливневого колодца;
на открытых проблемных участках водоотводной канавы провести мероприятия по устройству прогревающего кабеля для целей предотвращения промерзания открытой водоотводной канавы.
Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ эксперт ФИО6, предупрежденная об уголовной ответственности, подтвердила выводы, изложенные в заключении. Пояснила, что происходит подтопление земельных участков по адресу: "адрес", а также территории общего пользования. В целях исключения подтопления необходимо осуществлять наблюдение за грунтовыми водами, разрабатывать проектную документацию, рассчитывать, где и в каком количестве необходимо проложить водоотводные каналы, а также их диаметр.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт подъема грунтовых вод в районе спорных участков и территории общего пользования доказан и подтвержден представленными доказательствами. То обстоятельство, что экспертом в 2022-2023 г. при исследовании и наблюдении подъем грунтовых вод не зафиксирован, об обратном не свидетельствует. О подъеме грунтовых вод ответчиками сообщено прокурору при проведении проверки, а также в многочисленной переписке с собственниками спорных участков, в связи с чем суд пришел к выводу, что органы местного самоуправления обязаны организовать водоотведение поверхностных сточных вод в районе жилых домов "адрес"
Определяя надлежащего ответчика по делу суд первой инстанции исходил из того, что основными целями и задачами комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула является, в том числе организация в границах городского округа водоотведения поверхностных сточных вод в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в связи с чем возложил обязанность, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ, на указанного ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение поверхностных сточных вод в районе спорных жилых домов. Установление данных обстоятельств послужило основанием для отказа в иске к администрации "адрес".
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы и соответствуют обстоятельствам дела, основаны на действующем законодательстве и собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8, части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При планировке и застройке городских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в статье 13 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. п. 2, 9, 23 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.
Таким образом, в силу приведенных норм права суды пришли к верному выводу, что органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационных жалоб о надлежащей организации органами местного самоуправления водоотведения поверхностных сточных вод путем устройства ливневой канализации и дренажной канавы на спорных земельных участках, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, обосновано отклонены на основании исследованных доказательств по делу.
Так, согласно ответу администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному прокурору г. Барнаула, на территории "адрес", ежегодно наблюдается подъем грунтовых вод и выход воды на поверхность отдельных земельных участков.
Из многочисленной переписки владельцев земельных участков по "адрес" администрации г. Барнаула, администрации Центрального района г. Барнаула следует, что в зимний период времени с 2020 года в результате промерзания почты существующего водоотводного канала происходит подтопление территории грунтовыми водами.
Согласно проведенной по делу судебной экспертизы на ДД.ММ.ГГГГ водоотводная канава еще не промерзла, и по ней беспрепятственно стекали поверхностные сточные воды в водоприемник городской ливневой канализации. ДД.ММ.ГГГГ вода в водоотводной канаве поднялась почти до верха канавы и промерзла, была покрыта толстым слоем льда.
Таким образом, промерзание водоотводного канала имело место до затопления спорной территории ДД.ММ.ГГГГ из-за прорыва трубопровода, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес", а также ДД.ММ.ГГГГ из-за прорыва трубопровода инженерной сети в неустановленном месте.
Кроме того, неспособность водоотводной канавы исключить подтопление спорной территории подтверждается и ответом администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому в текущем ремонтно-строительном сезоне администрацией Центрального района г. Барнаула запланированы мероприятия по устройству прогревающего кабеля для предотвращения промерзания водоотводного канала.
Вопреки доводам жалоб, доказательства, свидетельствующие о подтоплении спорных земельных участков поверхностными водами, исследованы судами.
Как обосновано указано судами, администрацией муниципального образования представлены документы, свидетельствующие о принятии мер, направленных на организацию водоотведения на спорной территории, однако меры, принимаемые муниципальным образованием к должному результату, исключению подтопления, не приводят.
Выявленное судом состояние местности, подвергаемой затоплению, по мнению судов позволяет сделать вывод о необходимости организации надлежащего водоотведения грунтовых вод, организация которого судом правомерно возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Довод кассационной жалобы администрации г. Барнаула об отсутствии у прокурора права на предъявление требований в защиту неопределенного круга лиц, поскольку в данном случае круг лиц определен, и это жители указанных домов, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, как основанный на ошибочном толковании норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования и вправе либо внести представление, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, требования прокурора заявлены не только в интересах жильцов указанных жилых домов, но и иных граждан, использующих пешеходную зону в непосредственной близости от указанных жилых домов, поскольку в зимний период подтопление жилых домов не прекращается, вода уходит на улицу, что может приводить к образованию гололеда на пешеходной зоне.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых постановлений.
Таким образом, несогласие подателя жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неверном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
В целом доводы кассационных жалоб повторяют правовую позицию ответчиков тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и с иным толкованием норм материального права, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра, вступившего в силу и правильного по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационных жалоб не установлено.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Следует отметить, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 10 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 февраля 2024 г. - оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула и администрации г. Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.