Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Раужина Е.Н, судей: Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-117/2023 (УИД 70RS0001-01-2023-000657-26) по иску Карповой Светланы Сергеевны к фонду "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" о возложении обязанности произвести индексацию заработной платы, взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в части ее индексации, по кассационной жалобе фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения представителя фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" - Луценко Сергея Александровича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Карпова Светлана Сергеевна (далее - Карпова С.С, истец) обратилась в суд с иском к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов Томской области (далее - ответчик) о возложении обязанности произвести индексацию заработной платы, взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в части ее индексации.
Исковые требования мотивированы тем, что Карпова С.С. состояла в трудовых отношениях с ответчиком с 2014 года по 17 февраля 2023 г.
В 2018 году и в 2021 году ответчиком производились повышения ее должностного оклада. Таким образом, за период с 1 января 2016 г. заработная плата индексировалась два раза: с 1 июля 2018 г. - на 4% и с 1 января 2022 г. - на 4%, а в остальные периоды работы индексация не производилась. По состоянию на 21 февраля 2023 г. сформировалась задолженность ответчика в связи с отсутствием индексации заработной платы.
Карпова С.С. просила суд возложить обязанность на Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области произвести индексацию заработной платы с января 2016 года на индекс потребительских цен, взыскании задолженности по заработной плате в части ее индексации за период с 1 января 2016 г. по 9 февраля 2023 г. в сумме 1 010 940 рублей 27 копеек, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в части ее индексации в сумме 542 364 рубля 50 копеек.
17 мая 2023 г. протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 23 июня 2023 г. в удовлетворении искового заявления Карповой Светланы Сергеевны к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов Томской области об обязании произвести индексацию заработной платы с января 2016 года в размере 1 010 940 рублей 27 копеек, взыскании задолженности по заработной плате в части ее индексации за период с 1 января 2016 г. по 9 февраля 2023 г. в сумме 1 010 940 рублей 27 копеек, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в части ее индексации в сумме 542 364 рубля 50 копеек отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 февраля 2024 г. решение Кировского районного суда г. Томска от 23 июня 2023 г. отменено, принято новое решение.
Исковые требования Карповой Светланы Сергеевны удовлетворены частично.
Взысканы с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Томской области в пользу Карповой Светланы Сергеевны задолженность по заработной плате в части ее индексации за период с 1 января 2016 г. по 9 февраля 2023 г. в размере 386 916 рублей 90 копеек, денежная компенсация за несвоевременную выплату заработной платы в части ее индексации в размере 265 894 рублей 33 копеек.
В удовлетворении остальной части требований Карповой Светланы Сергеевны к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов Томской области отказано.
Фондом "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 февраля 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об изменении либо отмене указанного судебного постановления, как незаконного, принятии по делу нового судебного постановления.
Кассатор полагает, что судом была допущена ошибка в применении положений части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку истец была ознакомлена с Положением об оплате труда и оказании материальной помощи работникам Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области", в силу занимаемой должности обладала информацией об индексации своей заработной платы в спорный период, и, следовательно, знала о нарушении ее трудовых прав, в связи с чем ею был пропущен срок для обращения в суд о взыскании выплат за период с 1 января 2016 г. по июнь 2018 г. включительно.
Кассатор указывает на то, что в совокупности с окладом и причитавшимися выплатами средний заработок истца в спорный период превышал прожиточный минимум и уровень средней заработной платы работников подобных организаций.
Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором представитель третьего лица, на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержал доводы кассационной жалобы ответчика.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Карпова С.С, представитель Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" - Луценко С.А, являющегося руководителем юридического лица, обсудив доводы жалобы, отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что 9 июня 2014 г. Карпова С.С. принята на работу в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области на должность экономиста финансово-экономического отдела, с ней заключен трудовой договор от 9 июня 2014 г. N.
Согласно разделу 4 трудового договора, оплата труда работнику производится в виде заработной платы, которая включает в себя должностной оклад в соответствии с замещаемой им должностью, компенсационные и стимулирующие выплаты. Работнику устанавливается заработная плата, которая состоит из: 1) должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью в размере 5 700 рублей в месяц; 2) следующих компенсационных выплат: а) районного коэффициента к заработной плате, установленного на территории города Томска Томской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N309 "О повышении районных коэффициентов в отдельных районах и городах Томской области" в размере 30% (начисляется ежемесячно на все виды выплат, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 4.2 настоящего Трудового договора); б) ежемесячной надбавки за особые условия труда, устанавливаемой в размере до 90 процентов к должностному окладу в соответствии с замещаемой должностью. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия труда устанавливается работнику в порядке, предусмотренном Положением об оплате труда и оказании материальной помощи работникам Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области"; в) иных компенсационных выплат в соответствии с действующим законодательством; 3) следующих стимулирующих выплат: а) ежемесячной стимулирующей выплаты в размере 230% должностного оклада работника; б) премии в порядке и на условиях, предусмотренных Положением об оплате труда и оказании материальной помощи работникам Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области".
Согласно трудовой книжке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцу, она работала у ответчика в период с 9 июня 2014 г. по 17 февраля 2023 г, с 9 июня 2014 г. по 14 августа 2014 г. работала у ответчика в должности экономиста, 15 августа 2014 г. истец переведена в планово-экономический отдел на должность главного специалиста-экономиста, а с 1 октября 2015 г. являлась начальником отдела.
17 февраля 2023 г. Карпова С.С. уволена из Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Томской области.
В соответствии с пунктом 52 положения об оплате труда и оказании материальной помощи работникам Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области", утвержденного 14 декабря 2018 г, в соответствии с требованиями статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации, производится индексация заработной платы сотрудников Фонда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация заработной платы сотрудников фонда осуществляется посредством увеличения должностных окладов сотрудников Фонда на основании решения Правления Фонда, принятого в установленном порядке.
В процессе трудовой деятельности между работодателем и истцом неоднократно заключались дополнительные соглашения к трудовому договору от 9 июня 2014 г, определяющие, в том числе, порядок оплаты труда.
Как следует из дополнительного соглашения от 9 июня 2018 г. к трудовому договору, подписанному сторонами, истцу установлен должностной оклад в размере 10 870 рублей, дополнительным соглашением от 14 декабря 2018 г, вступившим в силу с 1 декабря 2018 г. - 11 305 рублей, дополнительным соглашением от 9 декабря 2021 г, вступившим в силу с 1 января 2022 г. - 11 757 рублей. Дополнительными соглашениями от 14 декабря 2018 г. и от 9 декабря 2021 г. к трудовому договору подтверждается, что Карпова С.С. ознакомлена с положением об оплате труда, утвержденным 14 декабря 2018 г, о чем свидетельствует ее подпись.
Также судом установлено, что с 1 января 2022 г. ответчиком произведена индексация заработной платы согласно пункту 54 положения об оплате труда, что подтверждается дополнительным соглашением от 9 декабря 2021 г. к трудовому договору и расчетными листками, представленными ответчиком в материалы дела.
Постановлением Администрации Томской области от 30 июля 2013 г. N310а Губернатором Томской области создана некоммерческая организация - фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области". Согласно подпункту 1 пункта 2 постановления Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области выступает учредителем Фонда. На основании подпункта 3 пункта 2 постановления Департамент разрабатывает порядок определения объема и предоставления субсидии некоммерческой организации фонду "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области".
Постановлением Администрации Томской области от 6 мая 2015 г. N 175а "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета фонду "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" на финансовое обеспечение затрат, возникающих в результате деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области и создания условий для формирования фондов капитального ремонта", утвержден порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета фонду "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" на финансовое обеспечение затрат, возникающих в результате деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области и создания условий для формирования фондов капитального ремонта.
В соответствии с пунктами 2, 3 постановления N175а целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат регионального оператора, возникающих в результате деятельности, направленной на реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области и создания условий для формирования фондов капитального ремонта в рамках реализации государственной программы "Жилье и городская среда Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 25 сентября 2019 г. N337а "Об утверждении государственной программы "Жилье и городская среда Томской области"
Главным распорядителем бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период, является Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 5 постановления N 175а объем средств на оплату труда руководителя и сотрудников регионального оператора и начисления на выплаты по оплате труда руководителя и сотрудников регионального оператора в соответствии с законодательством Российской Федерации составляет не более семидесяти девяти процентов от суммы субсидии, предоставляемой региональному оператору.
Пунктом 10 постановления N 175а установлено, что размер субсидии региональному оператору определяется в соответствии со сметой затрат, но не может превышать бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 15 постановления N 175а направлениями расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, выступают: 1) заработная плата; 2) прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме; 3) начисления на выплаты по оплате труда; 4) услуги связи; 5) транспортные услуги; 6) коммунальные услуги; 7) арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов); 8) работы, услуги по содержанию имущества; 9) прочие работы, услуги; 10) прочие расходы; 11) увеличение стоимости основных средств; 12) увеличение стоимости материальных запасов.
19 января 2022 г. и 20 января 2023 г. между Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области и Фондом заключены соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета Фонду на финансовое обеспечение затрат, возникающих в результате деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в квартирных домах на территории Томской области и создания условий для формирования фондов капитального ремонта. В силу пункта 4.1 соглашения, перечисление субсидии осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня принятия Главным распорядителем средств областного бюджета решения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 11 Порядка предоставления субсидии, но не позднее 25 декабря 2022 года (по соглашению от 19 января 2022 г.), не позднее 25 декабря 2023 г. (по соглашению от 20 января 2023 г.).
Правлением Фонда 3 декабря 2021 г. приняты решения внести изменения в положение об оплате труда, которым размер должностного оклада заместителю начальника отдела определен в сумме 11 757 рублей, утверждена смета затрат на использование субсидии из областного бюджета на 2022 год.
По результатам проведения экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта АНО "Томский центр экспертиз" от 8 февраля 2024 г. N.
Согласно заключению эксперта АНО "Томский центр экспертиз" от 8 февраля 2024 г. N задолженность по заработной плате в части ее индексации за период с 1 января 2016 г. по 9 февраля 2023 г, с учетом выплаченной Карповой С.С. заработной платы за тот же период, составляет 386 916 рублей 90 копеек, денежная компенсация за несвоевременную выплату заработной платы в части ее индексации за этот же период составляет 265 894 рублей 33 копеек.
При этом эксперт, исходя из индекса потребительских цен, пришел к выводу о том, что работодателем осуществлена индексация за 2019 год, (дополнительное соглашение от 14 декабря 2018 г. к трудовому договору N от 9 июня 2014 г.), а индексация заработной платы истца с 1 января 2022 г. (дополнительное соглашение от 9 декабря 2021 г.), произведенная работодателем, являлась частичной и должна быть доиндескирована.
Разрешая спор, исходя из того, что в действующем у ответчика Положении об оплате труда не указана периодичность повышения заработной платы; согласно материалам дела, повышение заработной платы связано с принятием решения правлением Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Томской области в зависимости от предоставления ответчику субсидии из областного бюджета, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ежемесячного повышения ответчиком заработной платы истцу, согласно представленному Карповой С.С. расчету индексации.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что годичный срок на обращение в суд с требованием об индексации заработной платы и компенсации за задержку ее выплаты за период с 1 января 2016 г. по 20 февраля 2022 г, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, истек, поскольку Карпова С.С. обратилась в суд 21 февраля 2023 г. согласно квитанции об отправке искового заявления в электронном виде, о восстановлении указанного срока с приведением обоснования уважительности причин его пропуска истец не просила.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных исковых требований Карповой С.С. в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда с выводами суда первой инстанции не согласилась, указав на то, что при рассмотрении вопроса о соблюдении Карповой С.С. срока на обращение в суд с требованием о взыскании индексации заработной платы за период с 2016 года по 2022 год суд первой инстанции неверно установилмомент, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права на выплату заработной платы с учетом индексации, поскольку утвержденными работодателем в период работы истца локальными нормативными актами не предусмотрена конкретная дата выплаты работникам индексации заработной платы, не установлены порядок и периодичность такой индексации; стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Карпова С.С. узнала о нарушении своего права на индексацию заработной платы ранее даты увольнения 17 февраля 2023 г, с настоящим иском в суд истец обратилась 21 февраля 2023 г.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что годичный срок для обращения Карповой С.С. в суд с требованиями о взыскании задолженности по индексации заработной платы не пропущен.
Учитывая вышеизложенное, исходя из того, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не может быть поставлена в зависимость от различных факторов, в том числе принятия работодателем в установленном порядке решения об индексации или от предоставления работодателю субсидии из областного бюджета; признав заключение эксперта АНО "Томский центр экспертиз" от 8 февраля 2024 г. N доказательством, отвечающим требованиям относимости и допустимости по данному делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Кировского районного суда г. Томска от 23 июня 2023 г. подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Томской области в пользу Карповой С.С. задолженности по заработной плате в части ее индексации за период с 1 января 2016 г. по 9 февраля 2023 г. в размере 386 916 рублей 90 копеек, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в части ее индексации в размере 265 894 рубля 33 копейки.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
По смыслу нормативных положений приведенной статьи Трудового кодекса Российской Федерации, порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании вышеприведенного правового регулирования, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из обязанности работодателя индексировать заработную плату, в отсутствие локальных нормативных актов, устанавливающих порядок и периодичность индексации заработной платы работника в спорный период, в отсутствие доказательств наличия между сторонами трудового договора, соглашения об индексации заработной платы, учитывая, что право работника на индексацию не зависит от усмотрения работодателя, то есть от того, исполнена ли им обязанность по включению соответствующих положений об индексации в локальные нормативные акты организации и работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации, принимая во внимание заключение эксперта АНО "Томский центр экспертиз" от 8 февраля 2024 г. N, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" о пропуске истцом срока обращения в суд подлежат отклонению по следующим основаниям.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Принимая во внимание, что конкретные сроки индексации заработной платы работодателем установлены не были, стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Карпова С.С. узнала о нарушении своего права на индексацию заработной платы ранее даты увольнения 17 февраля 2023 г, с настоящим иском в суд истец обратилась 21 февраля 2023 г, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что годичный срок для обращения Карповой С.С. в суд с требованием о взыскании задолженности по индексации заработной платы в данном случае не пропущен.
Ссылки кассатора на иную правоприменительную практику, правильных выводов суда по сути не опровергает и основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не является, поскольку указанные заявителем судебные акты не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора.
Иные доводы заявителя, направленные на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции по существу спора, повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору.
Само по себе несогласие кассатора с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.