Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО6 на вступившие в законную силу постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2023 года и решение судьи Московского городского суда от 21 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Червоняка Андрея Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 21 марта 2024 года, Червоняк А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
Защитник ФИО7 обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить постановления и прекратить производство по данному делу.
Потерпевшая ФИО8, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Из материалов дела следует, что 20 декабря 2022 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Москва, Севастопольский пр-т, д.24А Червоняк А.А, управляя транспортным средством Вольво V60 Cross Country, государственный регистрационный знак Р 830 КК 790, в нарушение пунктов 1.5, 8.12 и 17.4 Правил дорожного движения при движении задним ходом по прилегающей территории (жилая зона) совершил наезд на пешехода ФИО9, в результате чего последней причинен вред здоровью средней тяжести.
С такими выводами согласился судья городского суда, оставив постановление о назначении административного наказания без изменения.
Вместе с тем по делу не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Так, в поданной жалобе Червоняк А.А. ссылается на то, что он не был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как видно из материалов истребованного дела, протокол об административном правонарушении в отношении Червоняка А.А. составлен 21 апреля 2023 года в его отсутствие (л.д. 42).
Извещение о составлении протокола об административном правонарушении направлялось Червоняку А.А. почтовой связью по месту его регистрации с присвоением почтового идентификатора N (л.д. 38, 41). При этом сведений о попытке вручения адресату данного почтового отправления в сведениях с сайта Почты России не имеется.
Несмотря на данные обстоятельства, при рассмотрении настоящего дела надлежащим образом не исследовался вопрос о соблюдении требований вручения и возврата почтового отправления по извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу, о составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме того, в материалах истребованного дела имеется копия постановления инспектора 2 роты ОБ ДПС по ЮЗАО УГИБДД ГУ МВД России г. Москвы от 20 декабря 2022 года (л.д.1), согласно которому Червоняк А.А. по тем же обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия и ввиду нарушения им пункта 17.4 Правил дорожного движения привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение требования Правил дорожного движения установленных для движения транспортных средств в жилых зонах. Червоняку А.А. назначен административный штраф в размере 3 500 рублей.
Таким образом, судебными инстанциями не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 17 мая 2023 года N 24-П.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей городского суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Московского городского суда
от 21 марта 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Червоняка А.А. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Московского городского суда от 21 марта 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Червоняка Андрея Александровича отменить.
Возвратить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены процессуальные требования, что нарушило права лица, в отношении которого велось производство. Протокол составлен в отсутствие правонарушителя без надлежащего уведомления, что является основанием для отмены решения и возврата дела на новое рассмотрение.