Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Покотаевой Татьяны Валериевны к Государственному бюджетному учреждению "Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Горняцком районе г.Макеевки", Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности совершить действия (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-156/2024)
по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике на решение Горняцкого районного суда г.Макеевки Донецкой Народной Республики от 16 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики от 17 апреля 2024 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Покотаева Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению "Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Горняцком районе г. Макеевки" (далее - ГБУ УПФ ДНР в Горняцком районе г. Макеевки), Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности совершить действия.
Исковые требования мотивированы тем, что решением ГБУ УПФ ДНР в Горняцком районе г. Макеевки N715 от 30 сентября 2023 года ей отказано в переводе с пенсии по возрасту как матери, воспитывающей ребенка-инвалида с детства, в соответствии с абз.4 п. 3 раздела XV "Заключительные положения Закона Украины от 09 июля 2003 года N1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".
Считает, что в ее страховой стаж необоснованно не включен период работы с 01 января 2004 года по 24 октября 2005 года в АК "Проминвестбанк", а также не учтен период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, поскольку ею были представлены все необходимые документы для назначения пенсии по возрасту, в том числе трудовая книжка, справка из базы данных реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (форма ОК-5) и иные документы, а обязательное предоставление справки о получении пособия по уходу за ребенком - инвалидом не предусмотрено законом.
С учетом уточнения исковых требований истец просила признать незаконным и отменить решение ГБУ УПФ ДНР в Горняцком районе г. Макеевки N715 от 30 сентября 2023 года об отказе в назначении пенсии по возрасту, обязать пенсионный орган зачесть в страховой стаж спорные периоды, назначить пенсию по возрасту в соответствии с абз.4 п.3 раздела XV "Заключительные положения" Закона Украины от 09 июля 2003 года N1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" с 29 июня 2022 года, а также взыскать в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Горняцкого районного суда г. Макеевки Донецкой Народной Республики от 16 января 2024 года, исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено решение Государственного бюджетного учреждения "Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Горняцком районе г.Макеевки" N715 от 30 сентября 2022 года об отказе в назначении пенсии по возрасту Покотаевой Татьяне Валериевне, предусмотренной абзацем 4 п.3 раздела XV "Заключительные положения" Закона Украины от 09 июля 2003 года N 105 8-1V "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Донецкой Народной Республике обязали назначить, насчитать и выплатить Покотаевой Татьяне Валериевне пенсию, предусмотренную абзацем 4 п.3 раздела XV "Заключительные положения" Закона Украины от 09 июля 2003 года N1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", засчитав Покотаевой Татьяне Валериевне, 02 мая 1972 года рождения, в страховой стаж: период работы в АК "Проминвсстбанк" с 01 января 2004 года по 24 октября 2005 года; период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, назначив пенсию по возрасту с учетом этих периодов с 29.06.2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики от 17 апреля 2024 года, решение Горняцкого районного суда г.Макеевки Донецкой Народной Республики от 16 января 2024 года в части взыскания с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике в пользу Покотаевой Татьяны Валериевны судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении требования Покотаевой Татьяны Валериевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике о возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины отказано. В остальной части решение Горняцкого районного суда г.Макеевки Донецкой Народной Республики от 16 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике Яковенко Ю.Г. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что до 1 ноября 2023 года у Отделения отсутствовали полномочия по установлению и осуществлению выплаты пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики; Указом N 506 передано право с 01 ноября 2023 года устанавливать, и осуществлять выплату уже установленных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2022 года, пенсий. Суд не учел доводы Отделения относительного того, что Указом N 506 не предусмотрена обязанность Отделения отвечать по обязательствам Управления, возникшим до 01 ноября 2023 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Покотаева Т.В. 29 июня 2022 года обратился в ГБУ УПФ ДНР в Горняцком районе г.Макеевки с заявлением о назначении пенсии по возрасту как матери, воспитывающей ребенка-инвалида с детства, в соответствии с абзацем 4 п.3 раздела XV "Заключительные положения" Закона Украины от 09 июля 2003 года N 105 8-1V "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".
Решением ГБУ УПФ ДНР в Горняцком районе г.Макеевки N75 от 30 сентября 2022 года Покотаевой Т.В. отказано в назначении пенсии в соответствии с абзацем 4 п.3 раздела XV "Заключительные положения" Закона Украины от 09 июля 2003 года N 1058-1V "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" в связи с отсутствием необходимого страхового стажа.
При этом пенсионный орган определил, что Покотаева Т.В. имеет 13 лет 05 месяцев 23 дня страхового стажа.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Покотаевой Т.В. в части включения в страховой стаж периода ее работы в АК "Проминвестбанк" с 01 января 2004 года по 24 октября 2005 года, а также периода ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта работы Покотаевой Т.В. в АК "Проминвестбанк" и уплаты страховых взносов в указанный период, а также осуществлении ею воспитания ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет - Покотаева В.О, 22 октября 1999 года рождения, являющегося инвалидом с детства, в связи с чем пенсионным органом указанные периоды необоснованно исключены из страхового стажа.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение ГБУ УПФ ДНР в Куйбышевском районе г.Донецка N75 от 30 сентября 2022 года подлежит отмене.
Принимая решение о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике обязанности назначить, насчитать и выплатить Покотаевой Т.В. пенсию, предусмотренную абзацем 4 п.3 раздела XV "Заключительные положения" Закона Украины от 09 июля 2003 года N1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", засчитав в страховой стаж период работы в АК "Проминвсстбанк" с 01 января 2004 года по 24 октября 2005 года: период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, назначив пенсию по возрасту с учетом этих периодов с 29 июня 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что ГБУ УПФ ДЫР в Горняцком районе г.Макеевки утратило полномочия по назначению и выплате пенсии, которые в настоящее время возложены на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, за исключением вывода о взыскании с пенсионного органа государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Декларацией о суверенитете Донецкой Народной Республики от 07 апреля 2014 года Донецкая Народная Республика провозглашена суверенным государством: Республика самостоятельно определяет свой экономический статус, проводит финансовую, кредитную и инвестиционную политику, формирует свой государственный бюджет, устанавливает порядок образования и использования валютного и других фондов.
Пунктом 2 ст.86 Конституции Донецкой Народной Республики от 14 мая 2014 года и Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 июня 2014 года N9-1 "О применении Законов на территории ДНР в переходный период" на территории Донецкой Народной Республики продолжают действовать законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики, в редакции по состоянию на день вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики (14 мая 2014 года) в части, не противоречащей ей.
Указом Главы Донецкой Народной Республики от 25 мая 2015 года N119 обязанность по выплате пенсий гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение и состоящим на учете в Пенсионном Фонде Донецкой Народной Республики, возложена на Пенсионный Фонд Донецкой Народной Республики, начиная с апреля 2015 года.
Во исполнение данного Указа 25 марта 2015 года был утвержден Порядок выплаты и доставки пенсий. Указом Главы Донецкой Народной Республики от 24 апреля 2014 года N158 утвержден новый Порядок выплаты и доставки пенсий, согласно п.1 которого средства на выплату пенсий перечисляются Минфином Донецкой Народной Республики на счет Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики. Финансирование и организация выплаты пенсий со счета Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики осуществляются в российских рублях через его территориальные органы согласно месячной потребности и графику выплаты пенсий.
Согласно Федерального конституционного закона от 04 октября 2022 года N5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", Договору между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Донецкая Народная Республика считается принятой в Российскую Федерацию 30 сентября 2022 года.
В соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона от 04 октября 2022 года N5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.
Согласно ст. 14 Федерального конституционного закона от 04 октября 2022 года N5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" граждане Донецкой Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.5 настоящего Федерального конституционного закона или в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья. До 01 марта 2023 года на территории Донецкой Народной Республики создаются территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В силу ст.31 Федерального конституционного закона от 04 октября 2022 года N5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", регламентирующей особенности регулирования отдельных отношений на территории Донецкой Народной Республики, в течение переходного периода особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме гражданам и лицам, указанным в ч.1 ст. 14 настоящего Федерального конституционного закона, а также особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки на территории Донецкой Народной Республики устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 36 данного Федерального конституционного закона установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 01 января 2026 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", вступившего в силу 01 марта 2023 года, установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных ч.1 настоящей статьи, осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если полномочия соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по установлению и выплате пенсий, ежемесячных пенсионных выплат переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом указанных субъектов Российской Федерации и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона от 17 февраля 2023 года N17-ФЗ между Правительством Донецкой Народной Республики и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации заключено соглашение о предоставлении субвенции из бюджета Донецкой Народной Республики бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и издан Указ Главы Донецкой Народной Республики от 26 октября 2023 года N506 "О передаче полномочий Донецкой Народной Республики по установлению и осуществлению выплаты пенсий Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Согласно п. 1.1 данного Указа полномочия по установлению и осуществлению выплаты пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 01 ноября 2023 года.
Частями 5 и 22 ст.2 Федерального закона от 14 июля 2022 года N236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" установлено, что Фонд является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальном) страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки), осуществляя свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Согласно п.1 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица - это возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренном в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с п.3 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Из положений ст.57 и 58 ГК РФ следует, что при реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к другому юридическому лицу в зависимости от формы реорганизации.
Поскольку в связи с принятием Указа Главы Донецкой Народной Республики от 26 октября 2023 года N506 полномочия по установлению и осуществлению выплаты пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, от Правительства Донецкой Народной Республики переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, с 01 ноября 2023 года у Пенсионного Фонда Донецкой Народной Республики, структурным подразделением которого является ГБУ УПФ ДНР в Горняцком районе г.Макеевки, отсутствуют соответствующие полномочия.
Таким образом, на дату вынесения обжалуемого решения суда первой инстанции иной орган, уполномоченный исполнять обязанность по назначению пенсии гражданину, кроме как Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в Российской Федерации отсутствует, в связи с чем довод жалобы об отсутствии полномочий по установлению и осуществлению выплаты пенсий у Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике подлежит отклонению.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией РФ, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с нормами Федерального закона от 14 июля 2022 года N236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.22 ст.2 Федерального закона от 14 июля 2022 года N236-ФЗ Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Согласно ч.1 и 4 ст. 10 Федерального закона от 14 июля 2022 года N236-ФЗ средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации. В случае недостаточности в бюджете Фонда средств на исполнение обязательств по конкретному виду обязательного социального страхования и на финансирование других установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации расходов Фонда Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Фонда в размерах, позволяющих обеспечить исполнение указанных обязательств и финансирование таких расходов.
В силу п. 1 ст.4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N236-ФЗ деятельность Фонда осуществляется на основе принципа соблюдения государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения.
В связи с изложенным, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы ответчика об отсутствии у Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике финансовых возможностей по осуществлению выплаты пенсии истца за период с 15 августа 2023 года по 01 ноября 2023 года.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что недостаточность размера ассигнований в рамках соглашения о предоставлении субвенций из бюджета Донецкой Народной Республики Социальному фонду России не может являться основанием к ущемлению пенсионных прав граждан, реализация которых возложена на территориальные органы Фонда, в том числе, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горняцкого районного суда г. Макеевки Донецкой Народной Республики от 16 января 2024 года, в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики от 17 апреля 2024 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Донецкой Народной Республики от 17 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.