Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 мая 2010 г. по делу N А27-18072/2009
(извлечение)
Муниципальное учреждение здравоохранения "Тяжинская центральная районная больница", п. Тяжинский, (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Кемеровский области с заявлением к государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово, (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 01.07.2009 N 4 о возврате суммы оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате и возложении на Фонд обязанности по перечислению в пользу Больницы 108 000 рублей по договору от 18.01.2008 N Р/С 030/08 об оплате услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.
Решением арбитражного суда от 30.11.2009, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010, решение Фонда от 01.07.2009 N 4 признано незаконным, арбитражный суд обязал Фонд в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу перечислить в пользу Больницы 108 000 рублей по договору от 18.01.2008 N Р/С 030/08. Арбитражный суд исходил из того, что Больница обоснованно предъявила к оплате в феврале 2009 года талоны родовых сертификатов за декабрь 2008 года.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Фонд указывает на то, что операции но исполнению бюджета завершаются 31 декабря, а неиспользованные бюджетные ассигнования возвращаются в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
До начала судебного заседания по кассационной жалобе от Фонда поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В отзыве на кассационную жалобу Больница просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что в период с 29.06.2009 но 30.06.2009 Фондом проведена проверка Больницы по вопросам организации учета, храпения, обоснованности выдачи родовых сертификатов и обоснованности предъявления их к оплате, проверки объемов и качества оказываемой медицинской помощи за период с 01.01.2009 по 30.05.2009. По результатам проверки Фонд составил справку от 29-30.06.2009 N 26 и принял решение от 01.07.2009 N 4, которым признал сумму 108 000 рублей необоснованно предъявленную к оплате по 18 талонам N 2 родовых сертификатов, и предложил Больнице устранить в 10-дневный срок выявленные нарушения.
Основанием для принятия такого решения послужило то, что 18 талонов N 2 родовых сертификатов необоснованно предъявлены Больницей к оплате и оплачены в феврале 2009 года за услуги, оказанные родильным отделением в соответствии с договором от 18.01.2008 N Р/С 030/08 в период родов и в послеродовой период за декабрь 2008 года на сумму 108 000 рублей; что в нарушение пункта 13 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.01.2008 N 11н талоны родовых сертификатов для оплаты были представлены Больницей в Фонд в феврале 2009 года.
Больница, не согласившись с решением Фонда от 01.07.2009 N 4, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявление Больницы, а Седьмой арбитражный апелляционный суд, ославив без изменения решение арбитражного суда, приняли но существу правильные судебные акты.
Согласно статье 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем и виды бесплатной медицинской помощи определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при беременности, патологии беременности, родах и абортах, стационарная помощь в период новорожденное, а также лекарственная помощь при оказании скорой медицинской помощи гражданам Российской Федерации предоставляется бесплатно. Объем бесплатной медицинской помощи при физиологическом течении беременности установлен стандартом медицинской помощи женщинам с нормальным течением беременности, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.09.2006 N 662.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Фонд за счет перечисленных из бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, осуществляет в объемах, предусмотренным Приложениями 3 и 4 к настоящему Федеральному закону, оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в сумме 3 000 рублей, в период родов и послеродовом периоде в сумме 6 000 руб. соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги.
Согласно пункту 10 Порядка оплата услуг медицинской помощи родильным домам, которые оказали услуги пациенткам, производится региональным отделением Фонда по месту нахождения родильного дома, в котором проходили роды, на основании талона N 2 родового сертификата, заполненного родильным домом при выписке женщины из родильного дома и предоставленного к оплате в порядке, установленном пунктом 13 настоящего Порядка.
Пунктом 18 настоящего Порядка установлено, что не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда талоны родовых сертификатов за медицинские услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования.
Из приведенных норм следует, что если учреждение здравоохранения оказало женщинам услуги медицинской помощи в период родов и в послеродовой период на платной основе или но договору добровольного медицинского страхования, то такие услуги не подлежат повторной оплате Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Больница фактически оказывала услуги по медицинской помощи в период родов и в послеродовой период бесплатно в комплексе с другими услугами в период действия договора от 18.01.2008 N Р/С 030/08 об оплате услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, который заключен между Фондом и Больницей.
В соответствии с пунктом 1 раздела 2 договора от 18.01.2008 N Р/С 030 08 Фонд обязуется осуществлять в установленном порядке перечисление Учреждению средств на оплату услуг, предусмотренных договором, ежемесячно, не позднее 20-го числа, на основании представленного Больницей счета, приложенных к нему надлежащим образом оформленных талонов родовых сертификатов и реестра указанных талонов.
Срок действия договора от 18.01.2008 N Р/С 030/08 установлен с 01.01.2008 по 31.12.2008, относительно расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору.
На основании акт приема-передачи выполненных работ от 24.12.2008, приложений N 2, подтверждающим отсутствие задолженности по расчетам с Больницей, и N 3. подтверждающим перечисление Больнице 2 010 000 рублей по актам приема-передачи, счетов-фактур от 02.02.2009 N 11 на общую сумму 461 000 рублей и от 01.07.2009 N 203 на общую сумму 279 000 рублей Больницей предъявлены к оплате, в том числе талоны родовых сертификатов за декабрь 2008 года на сумму 108 000 рублей, которые были оплачены Фондом платежным поручением от 17.02.2009 N 307 на сумму 461 000 рублей и от 15.07.2009 N 937 на сумму 171 000 рублей.
В соответствии с пунктом 10 Порядка и условий оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.01.2008 N 11н, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 31.01.2008 за N 11050 (далее - Порядок), оплата услуг по медицинской помощи родильным домам производится региональным отделением Фонда по месту нахождения родильного дома, в котором проходили роды, на основании талона N 2 родового сертификата, заполненного родильным домом при выписке женщины из родильного дома и представленного к оплате в порядке, установленном пунктом 13 настоящего Порядка.
Пунктом 13 Порядка установлено, что для оплаты услуг по медицинской помощи учреждения здравоохранения ежемесячно представляют в региональные отделения Фонда счет на оплату с приложением талонов родовых сертификатов.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что остатки межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, образовавшиеся на 1 января 2009 года в бюджете Фонда в результате неполного использования в 2008 году бюджетных ассигнований на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, а также медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размешен государственный и (или) муниципальный заказ, услуг в части медицинской помощи, оказанной этими учреждениями женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, используются Фондом в первом квартале 2009 года на завершение расчетов с учреждениями здравоохранения (медицинскими организациями), оказывающими соответствующие услуги но договорам, заключенным в 2008 году.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что у Фонда оснований для отказа в принятии к оплате 18 талонов N 2 родовых сертификатов на сумму 108 000 рублей за декабрь 2008 года не имелось, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении арбитражным судом норм права, противоречат вышеназванным нормам законодательства.
Требование Фонда о прекращении производства по делу удовлетворению не подлежит в связи с отсутствием для этого правовых оснований.
В целом доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, которым Седьмым арбитражным апелляционным судом дана надлежащая оценка.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.11.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 по делу N А27-18072/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2010 г. по делу N А27-18072/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании