Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 июня 2010 г. по делу N А27-16235/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская водочная компания", г. Мариинск, (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области, г. Мариинск, (далее - Инспекция) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записей о государственной регистрации юридического лица: за основным государственным регистрационным номером (далее - ОГРН) 2094213004620 (свидетельство от 08.06.2009 N 002883204) о признании недействительной записи от 19.12.2006 ОГРН 2064213027415 о государственной регистрации Компании; ОГРН 2094213004631 (свидетельство от 08.06.2009 N 002883205) о признании недействительной записи от 19.12.2006 ОГРН 2064213027437 о государственной регистрации Компании; ОГРН 2094213004642 (свидетельство от 08.06.2009 N 002883206) о признании недействительной записи от 19.12.2006 ОГРН 2064213027426 о государственной регистрации Компании; об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Определениями арбитражного суда от 20.10.2009 и от 24.11.2009 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (далее - Управление) и общество с ограниченной ответственностью "Лиана", с. Аданак, (далее - Общество).
Решением арбитражного суда от 24.11.2009, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010, Компании отказано в удовлетворении заявления. Арбитражный суд исходил из того, что Инспекция вправе отменять свои решения о регистрации реорганизации юридического лица и вносить изменения в ЕГРЮЛ на основании решения вышестоящего налогового органа; у Управления имелись основания для принятия решения от 29.05.2009 N 348.
В кассационной жалобе Компания просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Компании, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на то, что регистрирующий орган не вправе самостоятельно вносить в ЕГРЮЛ записи о признании недействительными ранее внесенных записей о юридическом лице.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить ее без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от Инспекции и Общества к началу судебного заседания не поступили.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления с доводами кассационной жалобы не согласились.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что единственным учредителем Общества М.В.Т. принято решение от 01.11.2006 N 1/11 о реорганизации Общества" путем присоединения к Компании и об утверждении передаточного акта.
Единственным участником Компании ООО "Кузбасслизинг" принято решение от 20.11.2006 N 7 о проведении реорганизации Компании путем присоединения к нему Общества и об утверждении передаточного акта.
Между Обществом и Компанией заключен договор от 20.11.2006 о присоединении, по условиям которого реорганизация осуществляется путем передачи присоединяемым Обществом Компании имущества, а также всех прав в отношении должников и всех обязанностей перед кредиторами, которые будут существовать у присоединяемого Общества к моменту утверждения передаточного акта, с консолидацией балансов в порядке и на условиях, определяемых данным договором и действующим законодательством.
21.11.2006 на совместном собрании участников утвержден Устав Компании в новой редакции и учредительный договор, согласно которым участниками Компании являются ООО "Кузбасслизинг" и М.В.Т., доля которых в уставном капитале Компании составляет соответственно 50 000 000 рублей и 10 000 рублей.
На основании заявления от 12.12.2006, поданного в Инспекцию и подписанного руководителем Общества Д.В.К., о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица с приложением решения о реорганизации юридического лица, передаточного акта от 01.11.2006 и договора о присоединении от 20.11.2006 Инспекция приняла решения от 19.12.2006 N 531А о государственной регистрации прекращения деятельности Общества и N 531А-1 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, связанных с присоединением к нему юридических лиц при реорганизации Компании. Инспекцией 19.12.2006 внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности Общества при реорганизации в форме присоединения за ОГРН 2064213027404 и о реорганизации Компании в форме присоединения за ОГРН 2064213027415.
Компания обратилась в Инспекцию с заявлениями от 12.12.2006 о государственной регистрации изменений в учредительные документы Компании, касающихся размера уставного капитала и иных положений учредительных документов; о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающиеся нового участника Компании М.В.Т. В связи с чем Инспекцией приняты решения от 19.12.2006 N 527А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Компании, и N 528А о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также внесены в ЕГРЮЛ соответствующие записи за ОГРН 2064213027426 и ОГРН 2064213027437.
В последующем Инспекцией установлено, что заявление от 12.12.2006 о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного лица Общества было подписано от имени руководителя Д.В.К. неизвестным лицом, подпись на указанном заявлении не была удостоверена в нотариальном порядке. Считая, что представление недостоверных сведений при регистрации реорганизации юридических лиц Общества и Компании равнозначно непредставлению необходимых для государственной регистрации реорганизации юридических лиц документов, и, что регистрация изменений в учредительные документы Компании и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Компании, производны от регистрации реорганизации Общества и Компании, Управление решением от 29.05.2009 N 348 отменило решения Инспекции от 19.12.2006 N 531А, N 531А-1, N 527, N 528 и соответствующии им записи в ЕГРЮЛ за ОГРН 2064213027404, ОГРН 2064213027415, ОГРН 2064213027437 и ОГРН 2064213027426.
На основании указанного решения Управления Инспекция 08.06.2009 внесла в ЕГРЮЛ записи за ОГРН 2094213004610, ОГРН 2094213004620, ОГРН 2094213004631, ОГРН 2094213004642 о признании недействительными записей за ОГРН 2064213027404, ОГРН 2064213027415, ОГРН 2064213027437, ОГРН 2064213027426, а регистрационное дело Компании направило в Республику Дагестан по адресу места нахождения указанного юридического лица.
Компания, не согласившись с указанными действиями Инспекции, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказав Компании в удовлетворении заявления, а Седьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение арбитражного суда, приняли по существу правильные судебные акты, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Из статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) следует, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" определено, что начиная с 01.07.2002 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), что вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной, единой системе (постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506), что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемые действия совершены Инспекцией на основании Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Установив, что государственная регистрация реорганизации Общества и Компании проведена с нарушением требований статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Управление в соответствии с предоставленными ему полномочиями приняло решение от 29.05.2009 N 348 от об отмене решений Инспекции от 19.12.2006 NN 531А, 531А-1, 527А, 528А, как не соответствующих требованиям Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими налоговыми органами положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", которая применяется для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что Управление вправе отменить решение нижестоящих налоговых органов только в случае несоответствия данных решений законодательству о налогах и сборах.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Управления полномочий по принятию решения об отмене решений нижестоящего налогового органа, не соответствующих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.03.2008 N 3175/2008.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
На основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
При этом Федеральный Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов юридического лица.
Однако, исходя из приведенных положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением полного пакета документов в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственный реестр является федеральным информационным ресурсом.
Из статей 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
В силу статьи 3 Федерального Закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.
Статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.
Из вышеизложенного следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, запись в который является производным от принятых решений регистрирующим органом.
Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для государственной регистрации, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влекут недействительность решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения; внесений изменений вносимых в учредительные документы; изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Инспекция осуществила государственную регистрацию изменений на основании документов, содержащих недостоверные сведения, и совершила оспариваемые Компанией действия - внесла в ЕГРЮЛ записи за ОГРН 2094213004610, ОГРН 2094213004620, ОГРН 2094213004631, ОГРН 2094213004642 о признании недействительными записей за ОГРН 2064213027404, ОГРН 2064213027415, ОГРН 2064213027437, ОГРН 2064213027426, на основании решения Управления - вышестоящего налогового органа.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал Компании в удовлетворении заявления.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.03.2010 по делу N А27-10001/2009.
Довод Компании о том, что положения статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" в данном случае не подлежат применению, поскольку нормы налогового законодательства, регулирующие властные отношения, не должны применяться к отношениям, возникающим при осуществлении регистрационной деятельности, были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, и ему дана надлежащая оценка.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, которые были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение относятся на Компанию.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.11.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу N А27-16235/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июня 2010 г. по делу N А27-16235/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании