Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 июля 2010 г. по делу N А81-3982/2009
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Газинком" (далее - ЗАО "Газинком") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к администрации г. Новый Уренгой о признании права выкупа на льготных условиях, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следующих земельных участков из земель населенных пунктов:
- земельный участок с кадастровым номером 89:11:020201:45 площадью 1 588 кв.м., занятый зданием: магазин N 13 "Товары для дома", расположенным по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Магистральная, 110;
- земельный участок с кадастровым номером 89:11:050201:35 площадью 1 520 кв.м., занятый зданием: Универсам северная часть (магазин N 15), расположенным по адресу: г. Новый Уренгой, Северная коммунальная зона, N 9;
- земельный участок с кадастровым номером 89:11:020203:112 площадью 2 847 кв.м., занятый зданием: магазин N 10 (Новый Универсам), расположенным по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Сибирская, 15;
- земельный участок с кадастровым номером 89:11:050104:92 площадью 3 464 кв.м., занятый зданием: Универсам (Магазин N 3 "Торговый центр "Виктория"), расположенным по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д. 5, корп. 3;
- земельный участок с кадастровым номером 89:11:050201:31, площадью 793 кв.м., занятый зданием: магазин N 14 "Овощи-фрукты", расположенным по адресу: г. Новый Уренгой, Северная коммунальная зона;
- земельный участок с кадастровым номером 89:11:050104:91 площадью 537 кв.м., занятый зданием: магазин N 25 "Продукты", расположенным по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Советский, 1, корп. 2а;
- земельный участок с кадастровым номером 89:11:020301:28 площадью 3 548 кв.м., занятый зданием: магазин N 1 "Универсам "Белые ночи", расположенным по адресу: г. Новый Уренгой, пр. Ленинградский, д. 15а;
- земельный участок с кадастровым номером 89:11:020302:7, площадью 3 299 кв.м., занятый зданием: Торговый центр "Сибирь" магазин N 20, расположенным по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Интернациональная, 4б;
- земельный участок с кадастровым номером 89:11:030206:3 площадью 946 кв.м., занятый зданием: Столовая N 5, расположенным по адресу: г. Новый Уренгой, ул. 26 съезда КПСС, 17.
Решением от 22.12.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен, за ЗАО "Газинком" признано право выкупа земельных участков на льготных условиях, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В кассационной жалобе администрация г. Новый Уренгой просит отменить принятые по делу судебные акты, как вынесенные с нарушением норм материального права, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа. Администрация г. Новый Уренгой полагает, что ЗАО "Газинком" не может быть отнесено к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, поскольку ЗАО "Газинком" приобрело объекты недвижимого имущества не в процессе приватизации государственной или муниципальной собственности, а в результате вторичной сделки.
Кроме того, администрация г. Новый Уренгой считает, что по делу судом неправомерно взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Газинком" просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Газинком" на основании договора купли-продажи от 21.09.2004 приобрело у ООО "Запсибгазторг" в собственность объекты недвижимости, в том числе: 1) магазин N 13 "Товары для дома", расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Магистральная, 110; 2) Универсам северная часть (магазин N 15), расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, Северная коммунальная зона, N 9; 3) магазин N 10 (Новый Универсам), расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Сибирская, 15; 4) Универсам (Магазин N 3 "Торговый центр "Виктория"), расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д. 5, корп. 3; 5) магазин N 14 "Овощи-фрукты", расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, Северная коммунальная зона; 6) магазин N 25 "Продукты", расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Советский, 1, корп. 2а; 7) магазин N 1 "Универсам "Белые ночи", расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, пр. Ленинградский, д. 15а; 8) Торговый центр "Сибирь" магазин N 20, расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Интернациональная, 4б; 9) Столовая N 5, расположенная по адресу: г. Новый Уренгой, ул. 26 съезда КПСС, 17.
До продажи названного имущества истцу право собственности на перечисленные объекты было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ООО "Запсибгазторг" на основании решения от 23.11.2001 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-2888/2982юф-01; земельные участки под объектами недвижимости находились у ООО "Запсибгазторг" в аренде с июля 2000 года.
Первоначально вышеназванные объекты недвижимого имущества являлись государственной собственностью, использовались Государственным газовым концерном "Газпром" и были отчуждены из государственной собственности при реализации Указа Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1333 "О преобразовании Государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром".
ЗАО "Газинком" в сентябре 2008 года обратилось к администрации города Новый Уренгой с просьбой предоставить ему в собственность земельные участки под вышеуказанными объектами недвижимости, приобретенные у ООО "Запсибгазторг" по договору купли-продажи от 21.09.2004 (письмо от 01.09.2008 N 01-07/898, от 09.09.2008 N 01-07/625).
В ответе администрация указала на невозможность рассмотрения заявления общества в связи с непредставлением всех предусмотренных законодательством документов (письмо от 23.10.2008 N 2108-ЛД, от 01.11.2008 N 2157-ЛД).
ЗАО "Газинком" после устранения указанных недостатков повторно обратилось в администрацию с заявлением, которое было удовлетворено.
Заместителем Главы города Новый Уренгой приняты распоряжения от 23.01.2009 за NN 46-р, 47-р, 48-р, 49-р, 50-р, 51-р, 52-р, 53-р, 54-р о предоставлении ЗАО "Газинком" в собственность следующих земельных участков: кадастровый номер 89:11:050201:31 площадью 793 кв.м.; кадастровый номер 89:11:020302:7 площадью 3 299 кв.м.; кадастровый номер 89:11:020203:112 площадью 2 847 кв.м.; кадастровый номер 89:11:050104:91 площадью 537 кв.м.; кадастровый номер 89:11:050104:92 площадью 3 464 кв.м.; кадастровый номер 89:11:020301:28 площадью 3 548 кв.м.; кадастровый номер 89:11:050201:35 площадью 1 520 кв.м.; кадастровый номер 89:11:030206:3 площадью 946 кв.м.; кадастровый номер 89:11:020201:45 площадью 1 588 кв.м.
На основании данных распоряжений администрацией подготовлены проекты договоров купли-продажи земельных участков от 23.01.2009, которые ЗАО "Газинком" подписаны с протоколом разногласий.
Разногласия касались определения выкупной стоимости земельных участков.
По мнению администрации, цена выкупа должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в зависимости от ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в населенном пункте.
По мнению ЗАО "Газинком", цена выкупа должна определяться по пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.
Предложенные обществом в протоколе разногласий условия администрацией не приняты, составлены протоколы урегулирования разногласий.
Полагая, что позиция администрации противоречит действующему законодательству, ЗАО "Газинком" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной пришли к выводу, что ЗАО "Газинком" подпадает под категорию собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (2,5% кадастровой стоимости земельного участка).
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов правомерным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2010 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах: 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О разъяснено, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что объекты недвижимости ранее были отчуждены из государственной собственности, следовательно, общество имеет право на приобретение в собственность земельных участков на льготных условиях (2,5% кадастровой стоимости земельного участка).
Довод администрации г. Новый Уренгой о необоснованном взыскании с нее судебных расходов по уплате государственной пошлины, несостоятелен, поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Таким образом, принятые арбитражными судами первой и апелляционной инстанций судебные акты являются законными и обоснованными, судами полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.12.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 21.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3982/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июля 2010 г. по делу N А81-3982/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании