Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 сентября 2010 г. по делу N А75-1718/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2010 г.
Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент лесного хозяйства) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании ущерба с общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз") в размере 156 821 рубля, причинённого лесному фонду в результате разлива нефти в квартале N 98 выдела 38 Юнг-Яхского участкового лесничества.
Решением от 27.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявленные требования удовлетворены. С ООО "РН-Юганскнефтегаз" в пользу Департамента лесного хозяйства взыскан ущерб в размере 156 821 рубля.
Суд пришёл к выводу, что Департамент лесного хозяйства подтвердил факт совершения обществом лесонарушения, выразившегося в порче земель лесного фонда и уничтожении деревьев, повлекшего причинение ущерба в размере 156 821 рубль.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз"ООО "РН-Юганскнефтегаз", считая принятый судебный акт незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение от 27.05.2010 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме, взыскать с Департамента лесного хозяйства судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Считает, что поскольку ООО "РН-Юганскнефтегаз", не было извещено о месте и времени составления акта, акт о лесонарушении от 09.07.2009 N 20, составленный с нарушением действующей Инструкции от 22.04.1986 N 1 "О порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства", не является надлежащим доказательством вины ответчика в совершении лесонарушений. Департамент лесного хозяйства не представил надлежащие доказательства, подтверждающие факт совершения обществом лесонарушения, наличие и размер ущерба, не доказал причинную связь между допущенным нарушением и возникшим ущербом, вину общества. Считает, что расчёт ущерба носит вероятностный характер, так как для расчёта ущерба отсутствовали исходные данные.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент лесного хозяйства просит оставить без изменения состоявшееся по делу решение, поскольку во исполнение действующего законодательства и в соответствии с имеющимися полномочиями Департаментом проведена внеплановая проверка соблюдения требований лесного законодательства в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз", в ходе которой было выявлено нарушение, выразившееся в уничтожении или порче почв. Документы по результатам проверки направлены ответчику в порядке, установленном законодательством. Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждены Правительством Российской Федерации.
Заслушав представителя общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 09.06.2009 начальник отдела Юнг-Яхского участкового лесничества Ш.З.А. в присутствии представителя общества Б.А.Н., действующего на основании доверенности N 25/09 от 01.01.2009, произвёл осмотр в квартале 98 выдела 38 на территории Юнг-Яхского участкового лесничества, в котором произошёл отказ нефтепровода в кусте 552а - точка врезки 17 Мало-Балыкского месторождения.
Результаты осмотра отражены в акте N 6-Ю от 09.06.2009.
01.07.2009 Ш.З.А. направил в адрес начальника Территориального управления - Нефтеюганское лесничество сообщение о том, что на участке в квартале N 98 выдела 38 на территории Юнг-Яхского участкового лесничества, где ведёт производственную деятельность ООО "РН-Юганскнефтегаз", обнаружен разлив водо-нефтяной эмульсии.
На основании приказа 06.07.2009 N 282-ЛК Департаментом лесного хозяйства проведена в период с 08.07.2009 по 14.07.2009 внеплановая выездная проверка ООО "РН-Юганскнефтегаз"по факту нефтеразлива в квартале N 98 выдела 38 на территории Юнг-Яхского участкового лесничества.
Общество 06.07.2009 письмом N 559 было уведомлено о необходимости явки представителя 08.07.2009 к 10.00 часам для участия в проведении и составления материалов внеплановой проверки по факту нарушения требований лесного законодательства на территории Нефтеюганского лесничества. Этот факт подтверждает письменное извещение, имеющееся в материалах дела (л.д. 8, том 1).
В ходе указанной проверки, проведённой должностными лицами Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского округа - Югры, было установлено, что в результате отказа нефтепровода, принадлежащего ООО "РН-Юганскнефтегаз", и разлива нефти, произошло уничтожение и порча почвы на площади 0,0249 га., уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников, лиан.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки соблюдения требований лесного законодательства от 08.07.2009 N 44 и акте о лесонарушении от 09.07.2009 N 20.
11.07.2009 ООО "РН-Юганскнефтегаз" выдано предписание по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства, в котором предписано до 01.09.2009 оформить разрешительные документы на нефтеразливы, указанные в актах о лесонарушении, и до 01.11.2009 провести рекультивацию замазученного участка.
Обществу также направлено претензионное письмо от 15.07.2009 N 584 с предложением в срок до 05.09.2009 возместить причинённый ущерб в размере 134 203 рублей (л.д. 33, том 1).
Поскольку ООО "РН-Юганскнефтегаз" в добровольном порядке не возместило материальный ущерб, причинённый лесному фонду, в указанной сумме, Департамент лесного хозяйства обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причинённый этим лицом вред лесам.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление) предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причинённого лесным насаждениям или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1; таксы для исчисления размера ущерба, причинённого деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2; методика исчисления размера вреда, причинённого лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 3.
В пункте 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 названного Закона).
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в статье 78 Закона об охране окружающей среды, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причинённый нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещён посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счёт его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Нефтепровод в соответствии с действующим законодательством относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Это следует из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в соответствии с которой опасными производственными объектами являются предприятие или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Факт причинения ущерба окружающей среде в результате разлива нефти в результате отказа нефтепровода в кусте 552а - точка врезки 17, принадлежащего ООО "РН-Юганскнефтегаз", и загрязнение плодородного слоя почвы на площади 0,0249 га, до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан, зафиксированы в акте проверки соблюдения требований лесного законодательства от 08.07.2009 N 44 и акте о лесонарушении от 09.07.2009 N 20, обществом не отрицается.
В соответствии с Инструкцией "О порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства", утверждённой постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1 (далее - Инструкция), на которую ссылается общество, о каждом лесонарушении составляется протокол по соответствующей форме (пункт 5.1.1, 5.1.3, 5.1.6, 5.1.7).
В соответствии с пунктом 5.1.3 Инструкции, в тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятие, учреждение, организация (в том числе колхозы, межхозяйственные предприятия (организации) и их объединения по ведению лесного хозяйства), для подписания протокола должны быть приглашены их представители.
Положениями пункта 5.1.7 Инструкции предусмотрено, что при неявке лесонарушителя по вызову, письменное доказательство о вручении ему извещения, прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему.
Как установлено арбитражным судом и видно из материалов дела, ООО "РН-Юганскнефтегаз" было надлежащим образом извещено о проведении и составлении материалов внеплановой проверки по факту нарушения требований лесного законодательства на территории Нефтеюганского лесничества, о чём свидетельствует извещение от 06.07.2009 N 559, переданное ООО "РН-Юганскнефтегаз" по факсимильной связи (л.д.8-9, том 1).
Кроме того, акт о лесонарушении N 20 составлен в присутствии представителя общества - К.Д.В.
Документы, представленные ответчиком в материалы дела, не свидетельствуют о проведении работ по восстановлению нарушенного слоя почвы, проведении работ по ликвидации последствий разлива нефти.
С учётом изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении прав общества при этом, судом кассационной инстанции отклоняются.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, установил, что после аварийного отказа нефтепровода ООО "РН-Юганскнефтегаз" самостоятельно не определило масштаб последствий разлива нефти и не представило доказательств, указывающих на то, что в результате отказа нефтепровода не был уничтожен и поврежден слой почвы.
Кроме того, суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 8 Правил, обоснованно указал, что общество, прекратив сброс нефти, не исполнило обязанность по сбору разлившейся нефти и нефтепродуктов.
Как правильно установлено судом и подтверждается материалами дела, документы, представленные ООО "РН-Юганскнефтегаз" не свидетельствуют об исполнении обязанности по сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов. Общество не оформило разрешительных документов на использование лесного участка и не разработало индивидуальный проект по рекультивации земель.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Департамент лесного хозяйства обоснованно рассчитал объем уничтоженной древесины по материалам лесоустройства, поскольку на замазученной площади фактически невозможно произвести перерасчёт и замер деревьев.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к правомерному выводу о том, что ущерб в сумме 156 821 рубля, причинённый лесному фонду в результате разлива нефти в квартале 98 выдела 38 Юнг-Яхского участкового лесничества, подлежит взысканию с ООО "РН-Юганскнефтегаз".
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно установлены фактические обстоятельства дела., нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-1718/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" государственную пошлину, излишне уплаченную по платёжному поручению N 867 от 12.07.2010 в размере 1 000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями пункта 5.1.7 Инструкции предусмотрено, что при неявке лесонарушителя по вызову, письменное доказательство о вручении ему извещения, прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему.
Как установлено арбитражным судом и видно из материалов дела, ООО "РН-Юганскнефтегаз" было надлежащим образом извещено о проведении и составлении материалов внеплановой проверки по факту нарушения требований лесного законодательства на территории Нефтеюганского лесничества, о чём свидетельствует извещение от 06.07.2009 N 559, переданное ООО "РН-Юганскнефтегаз" по факсимильной связи (л.д.8-9, том 1).
...
Арбитражный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, установил, что после аварийного отказа нефтепровода ООО "РН-Юганскнефтегаз" самостоятельно не определило масштаб последствий разлива нефти и не представило доказательств, указывающих на то, что в результате отказа нефтепровода не был уничтожен и поврежден слой почвы.
Кроме того, суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 8 Правил, обоснованно указал, что общество, прекратив сброс нефти, не исполнило обязанность по сбору разлившейся нефти и нефтепродуктов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2010 г. по делу N А75-1718/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-1718/2010