Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2010 г. по делу N А03-3234/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2010 г.
Федеральное государственное учреждение "Комбинат "Труд" Росрезерва (далее - Комбинат) 18.03.2010 обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к открытому акционерному обществу "Алтайэнергосбыт" об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта на энергоснабжение от 01.01.2010 N 1036 по пунктам 1.1, 1.5, 2.2.1, 3.1.15, 3.1.21, 3.1.23, 3.2.6, 4.4, 6.2, 8.7, 10.6 и приложениям N 3, 7, 10, 11, 12.
Требование потребителя мотивировано несоответствием предлагаемых продавцом условий государственного контракта нормам бюджетного законодательства о целевом расходовании бюджетных средств и порядке оплаты электроэнергии.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.06.2010 пункты 1.1, 1.5, 3.1.23, 3.2.6, 6.2, 10.6 контракта, приложения N 3, 7 приняты в редакции ответчика; пункты 3.1.21, 8.7 контракта, приложения N 10, 11, 12 исключены; пункты 2.2.1, 3.1.15 контракта приняты в редакции, согласованной сторонами в дополнительном соглашении от 02.06.2010 N 1/1036; пункт 4.4 контракта принят в редакции: В случае если к объектам электросетевого хозяйства Потребителя присоединены прочие потребители Продавца, потери электроэнергии, возникающих в электрических сетях Потребителя, оплачивает Потребитель.
Суд первой инстанции исходил из соответствия предложенных ответчиком условий государственного контракта Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, Федерального закона "Об электроэнергетике".
В суд апелляционной инстанции решение суда не обжаловалось.
Комбинат в кассационной жалобе и в дополнении к ней просит отменить решение суда в части рассмотрения спора по пунктам 1.1, 1.5, 3.1.23, 6.2 государственного контракта и приложений N 3, 7, принять в этой части новый судебный акт.
Заявитель указывает на принятие в редакции ответчика положений контракта об оказании третьим лицам услуг по передаче электроэнергии, что влечет нецелевое расходование бюджетных средств.
По мнению заявителя, суд первой инстанции не учел статус потребителя как бюджетного учреждения и не применил нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок формирования целей и задачи бюджетных учреждений (пункт 2 статьи 72, статью 31), статью 1, пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4, статью 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, заявитель указывает на смешение судом понятий обязательств по договору транспортировки и государственному контракту энергоснабжения, а также неприменение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
В части утвержденного судом порядка оплаты поставленной электроэнергии по пункту 6.2 контракта заявитель указывает на неприменение судом положений о порядке расчетов бюджетных учреждений по сделкам с авансовыми платежами.
ОАО "Алтайэнергосбыт" в отзыве и в дополнении отклонило кассационную жалобу Комбината. Ответчик указал на присоединение к объектам электросетевого хозяйства Комбината других потребителей, услуги по передаче электроэнергии которым оказывает сетевая организация - ОАО "МРСК "Сибири". По утверждению ответчика, условия контракта предусматривают оплату электроэнергии, потребленной только энергопринимающими устройствами Комбината.
Проверив законность судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, при заключении государственного контракта на энергоснабжение от 01.01.2010 N 1036 между ОАО "Алтайэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком, продавцом) и ФГУ "Комбинат "Труд" Росрезерва (потребителем) возникли разногласия в части условий о предмете договора (пункты 1.1, 1.5, 2.2.1), снятии показаний приборов учета (пункты 3.1.15, 3.1.21), ограничения режима потребления электроэнергии (пункт 3.1.23), порядке перехода покупателя на обслуживание другой энергосбытовой организации (пункт 3.2.6), оплаты потерь электроэнергии (пункт 4.4), порядке оплаты поставленной электроэнергии (пункт 6.2), об ответственности потребителя за неисполнение обязанности по введению ограничения энергоснабжения (пункт 8.7).
Рассматривая разногласия сторон в порядке, предусмотренном статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции по существу правильно руководствовался статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и обоснованно исходил из публичного характера правоотношений по обеспечению электрической энергией (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации), согласно которым энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать в порядке, определенном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 539, пункт 2 статьи 544).
Вместе с тем, к отношениям по договору снабжения электроэнергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 Кодекса).
Федеральный закон "Об электроэнергетике" разграничивает отношения по купле-продаже электроэнергии потребителям, а также оказания услуг по передаче электрической энергии. При этом утверждение правил оказания услуг по передаче электрической энергии, примерных договоров купли-продажи энергоснабжения с потребителями в силу статьи 21 названного Закона отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (пункты 6, 7) также закрепляют разграничение понятий договора купли-продажи электрической энергии и договора передачи электрической энергии.
В ходе рассмотрения разногласий по части условий государственного контракта энергоснабжения, связанных с возможностью оказания услуг по передаче электроэнергии иным лицам суд первой инстанции сделал неправильный вывод о специфике оплаты электроэнергии Комбинатом как бюджетным учреждением.
Так, пункты 1.1, 1.5 контракта и приложения N 3, 7 к нему, принятые в редакции ОАО "Алтайэнергосбыт", о предоставлении Комбинатом в рамках данного контракта услуг иным потребителям и учете их прав и интересов в условиях этого контракта является нарушением пунктов 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации о заключении государственных контрактов и оплате в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Соответственно пункты 3.1.23, 4.4 контракта об обязанности Комбината осуществлять по требованию ОАО "Алтайэнергосбыт" действия по введению ограничений режима потребления электроэнергии в отношении присоединенных к энергопринимающим установкам Комбината потребителей, а также об оплате возникающих в сетях потерь электроэнергии, противоречат смыслу указанных норм.
В части судебного акта по пункту 6.2 контракта о проведении текущих расчетов в текущем месяце суд первой инстанции не учел соблюдение баланса интересов сторон, а также не принял во внимание статус потребителя как бюджетного учреждения.
Таким образом, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права является основанием для частичной отмены обжалуемого судебного акта.
При новом рассмотрении суду необходимо рассмотреть спорные положения государственного контракта с учетом надлежащей оценки бюджетного статуса учреждения-потребителя и разрешить спор по внесению изменений в договор энергоснабжения на основании правильного применения норм материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.06.2010 по делу N А03-3234/2010 отменить в части рассмотрения разногласий по пунктам 1.1, 1.5, 3.1.23, 4.4, 6.2 государственного контракта от 01.01.2010 N 1036 и приложений N 3, 7 к нему.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
В остальной части решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.06.2010 по делу N А03-3234/2010 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (пункты 6, 7) также закрепляют разграничение понятий договора купли-продажи электрической энергии и договора передачи электрической энергии.
В ходе рассмотрения разногласий по части условий государственного контракта энергоснабжения, связанных с возможностью оказания услуг по передаче электроэнергии иным лицам суд первой инстанции сделал неправильный вывод о специфике оплаты электроэнергии Комбинатом как бюджетным учреждением.
Так, пункты 1.1, 1.5 контракта и приложения N 3, 7 к нему, принятые в редакции ОАО "Алтайэнергосбыт", о предоставлении Комбинатом в рамках данного контракта услуг иным потребителям и учете их прав и интересов в условиях этого контракта является нарушением пунктов 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации о заключении государственных контрактов и оплате в пределах лимитов бюджетных обязательств."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2010 г. по делу N А03-3234/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2010 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-3234/10
11.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-3234/2010
28.07.2010 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7173/10
02.06.2010 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-3234/10