Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 октября 2010 г. по делу N А27-1761/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 г.
Государственное унитарное предприятие Учреждения УН 1612/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Кемеровской области, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 13.01.2010 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и обязании Инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о ликвидации и прекращении деятельности ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области.
Заявленные требования мотивированы тем, что регистрирующий орган неправомерно отказал в государственной регистрации ликвидации учреждения, поскольку все сведения, содержащиеся в ликвидационной балансе достоверны, так как задолженность перед бюджетом отсутствует.
Решением от 11.05.2010 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области требований отказано.
Постановлением от 13.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено принят по делу новый судебный акт о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области от 13.01.2010 об отказе в государственной регистрации ликвидации Учреждения и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности в связи с его ликвидацией.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Межрайонная ИФНС России N 1 по Кемеровской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Регистрирующий орган полагает, что вывод суда об отсутствии оснований для включения в ликвидационный баланс задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение по доводам регистрирующего органа возражает, просит решение оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что 14.11.2006 Территориальное управление по Кемеровской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом приняло распоряжение N 7-2-11/449 о ликвидации ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области.
В регистрирующий орган 29.12.2009 представлены заявление о государственной регистрации ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области в связи с его ликвидацией и необходимые для регистрации документы, в том числе ликвидационный баланс.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) 13.01.2010 Межрайонная ИФНС России N 1 по Кемеровской области приняла решение об отказе в государственной регистрации ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области в связи с его ликвидацией по причине непредставления определенных статьей 21 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Принятое решение мотивировано тем, что заявитель имеет задолженность по обязательным платежам, следовательно, ликвидационный баланс считается непредставленным.
Не согласившись с решением, ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения вопроса о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации у заявителя имелась задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Не согласившись с указанным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отменил решение. Суд посчитал, что у заявителя отсутствовали основания для включения в ликвидационный баланс задолженности ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Кемеровской области от 27.05.2009 года по делу N А27-5224/2009-6, которым установлено, что спорная сумма пени начислена на сумму недоимки, право взыскания которой утрачено по причине истечения срока.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Исходя из пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами (пункт 2).
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8).
Статьей 64 ГК РФ предусмотрено, что погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункт 6).
Судом апелляционной инстанции установлено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области в регистрирующий орган представлены все предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ документы.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации названного юридического лица в связи с его ликвидацией.
Арбитражный суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятого постановления в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат. По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 13.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1761/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2010 г. по делу N А27-1761/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании