г. Томск |
Дело N 07АП-5743/10 |
13 августа 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Дудкиной Е.Н. - по доверенности от 06.08.2010 года N 57,
от заинтересованного лица: Вербенко В.В. - по доверенности от 11.01.2010 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Учреждения УН 1612/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 11.05.2010 года по делу N А27-1761/2010 (судья Дворовенко И.В.)
по заявлению Государственного унитарного предприятия Учреждения УН 1612/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ
Государственное унитарное предприятие Учреждения УН 1612/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее по тексту - ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 13.01.2010 года об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и обязании Инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) запись о ликвидации и прекращении деятельности ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области (дело N А27-1761/2010).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.05.2010 года в удовлетворении заявленных ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить.
Подробно доводы ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 14.11.2006 года Территориальное управление по Кемеровской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом приняло распоряжение N 7-2-11/449 о ликвидации ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области.
Не согласившись с решением Инспекции от 13.01.2010 года, ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения вопроса о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации у заявителя имелась задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Указанный вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами (пункт 2).
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8).
Статьей 64 ГК РФ предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (пункт 4). Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (пункт 5). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункт 6).
Таким образом, при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия признает задолженность данного юридического лица по обязательным платежам и включает ее в промежуточный ликвидационный баланс в том случае, если налоговый орган, действующий в качестве кредитора ликвидируемого юридического лица, предъявляет требования об уплате им задолженности по обязательным платежам в установленные законодательством сроки. Требования налогового органа об уплате ликвидируемым юридическим лицом задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами не признанные ликвидационной комиссией, если налоговый орган не обращался с иском в суд, а также названные требования, в удовлетворении которых решением суда налоговому органу отказано, считаются погашенными и не отражаются в ликвидационном балансе.
Из материалов дела следует, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области в регистрирующий орган представлены все предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ документы.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта не учел, что у заявителя отсутствовали основания для включения в ликвидационный баланс задолженности ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Кемеровской области от 27.05.2009 года по делу N А27-5224/2009-6, которым установлено, что спорная сумма пени начислена на сумму недоимки, право взыскания которой утрачено по причине истечения срока.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации названного юридического лица в связи с его ликвидацией.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое решение Инспекции об отказе в регистрации не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области требований, признав недействительным решение Инспекции от 13.01.2010 года об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и обязав налоговый орган совершить действия по внесению в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности заявителя в связи с его ликвидацией.
Расходы по государственной пошлине за подачу заявления в суд первой инстанции в размере 2 000 рублей в связи с удовлетворением заявленных первоначально требований и, учитывая предоставление заявителю отсрочки по уплате данных расходов, подлежат взысканию с Инспекции в доход федерального бюджета.
Расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, понесённые заявителем, в связи с удовлетворением апелляционной жалобы подлежат взысканию с Инспекции в пользу заявителя.
ГУП Учреждения УН 1612/3 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 2 000 рублей. Между тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1 000 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная апеллянтом государственная пошлина подлежит возврату в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.05.2010 года по делу N А27-1761/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области от 13.01.2010 года об отказе в государственной регистрации ликвидации Государственного унитарного предприятия Учреждения УН 1612/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного унитарного предприятия Учреждения УН 1612/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Государственного унитарного предприятия Учреждения УН 1612/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в связи с его ликвидацией.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области в пользу Государственного унитарного предприятия Учреждения УН 1612/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области 1 000 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить Государственному унитарному предприятию Учреждения УН 1612/3 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по квитанции Сбербанка РФ от 25.05.2010 года в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1761/2010
Истец: Государственное (унитарное) предприятие учреждения УН-1612/3 ГУИН Минюста России по ГУИН Кемеровской области
Ответчик: МИФНС России N1 по Кемеровской области