Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 октября 2010 г. по делу N А45-25219/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Б.Р.В. (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - управление, вышестоящий налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.07.2009 года N 460, которым оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба налогоплательщика, поданная на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее - инспекция) от 30.03.2009 года N 11-23/8.
Решением от 18.12.2009 года Арбитражного суда Новосибирской области (судья Т.С.В.) заявленные предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 30.03.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи М.М.Х., К.Т.А., С.А.В.) решение суда от 18.12.2009 года отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель полагает, что нарушение вышестоящим налоговым органом процедуры принятия решения, а также необеспечение возможности участия налогоплательщика в рассмотрении вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы на решение инспекции, является нарушением прав налогоплательщика и основанием для признания решения управления незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по настоящему делу было приостановлено до принятия судебного акта Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по результатам рассмотрения дела N А04-3308/2009. В связи с принятием постановления по делу N А04-3308/2009 производство по настоящему делу возобновлено определением от 23.09.2010 года.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 19.02.2009 N 11-23/8 и принято решение 30.03.2009 N 11-23/8, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности на основании статей 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также доначислены налоги и пени.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой от 27.04.2009 года.
Решением управления от 23.07.2009 года N 460 названное решение инспекции утверждено, а апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Считая решение вышестоящего налогового органа незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
При рассмотрении спора судами установлено, что апелляционная жалоба на решение инспекции от 30.03.2009 года N 11-23/8 подана налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган 27.04.2009.
Апелляционная жалоба поступила в вышестоящий налоговый орган 30.04.2009.
Решением управления от 01.06.2009 года срок рассмотрения апелляционной жалобы продлен на срок не более 15-ти дней в связи с необходимостью получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы и вынесения обоснованного решения, о чем предпринимателю сообщено письмом от 02.06.2009 года N 15-17/10648.
Решение N 460 по апелляционной жалобе, принятое управлением 23.07.2009, направлено предпринимателю 15.08.2009 и получено им 18.08.2009.
Согласно части 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба налогоплательщика, поданная в вышестоящий налоговый орган, подлежит рассмотрению в течение одного месяца со дня ее получения, данный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней. О принятом решении налогоплательщик уведомляется в течение трех дней со дня принятия решения по жалобе.
Исходя из установленных обстоятельств дела и названной нормы права, суды обеих инстанций пришли к выводу, что управлением нарушены сроки рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя и принятия решения по результатам такого рассмотрения.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что срок принятия решения по жалобе в соответствии со статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации не является пресекательным и налоговое законодательство не устанавливает последствий его несоблюдения в виде отмены или признания недействительным.
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что нарушение срока рассмотрения жалобы предпринимателя не является самостоятельным основанием для признания решения вышестоящего налогового органа недействительным с учетом того, что данное решение принято управлением в пределах его полномочий и не изменяет решения инспекции, не возлагает на него дополнительных обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данная позиция суда апелляционной инстанции согласуется с положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 30, 101.2, 139, 140 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 6 постановления от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", системный анализ которых позволяет сделать вывод, что для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении доводов заявителя в части обеспечения права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки вышестоящим налоговым органом, суд первой инстанции исходил из того, что в Налоговом кодексе Российской Федерации не урегулирован порядок рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционных жалоб налогоплательщиков. При этом суд учитывал положения подпунктов 7, 15 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации о праве налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов и представлять свои пояснения, возражения, а также в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации истолковав все неустранимые сомнения в пользу налогоплательщика, пришел к выводу о возможности применения по аналогии норм статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, норм об обязательном уведомлении лица о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. В связи с этим суд признал оспариваемое решение вышестоящего налогового органа недействительным как принятое с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что нормы налогового законодательства не предусматривают обязанности вышестоящего налогового органа по привлечению налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его апелляционной жалобы. При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание, что апелляционная жалоба заявителя, поданная в вышестоящий налоговый орган, не содержала ходатайства о рассмотрении жалобы с участием налогоплательщика.
Принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований предпринимателя, апелляционный суд пришел к выводу, что положения статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку нормы главы 20 Кодекса не содержат требования об обеспечении участия налогоплательщика при рассмотрении жалобы.
Таким образом, неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом не является нарушением процедуры принятия решения, которое влечет за собой признание этого решения недействительным применительно к пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.09.2010 года по делу N А04-3308//2009.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционного суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 30.03.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-25219/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2010 г. по делу N А45-25219/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании