Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 октября 2010 г. по делу N А75-4052/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 г.
Потребительский жилищно-накопительный кооператив "Новострой" (далее - ПЖНК "Новострой", кооператив) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР в УрФО, административный орган) от 24.09.2009 N 62-09-332/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы отсутствием в действиях кооператива состава административного правонарушения, а также ненадлежащим извещением его о времени и месте рассмотрения дела.
Решением суда от 03.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе ПЖНК "Новострой" просит решение суда от 03.06.2010 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
По мнению заявителя, суд первой инстанции пришёл к ошибочному выводу о надлежащем уведомлении лица, привлечённого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела.
В отзыве РО ФСФР в УрФО просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения, указывая, что довод кооператива направлен на переоценку обстоятельств, установленных судом, при производстве дела об административном правонарушении административным органом не допущено нарушений, в том числе в части надлежащего извещения ПЖНК "Новострой".
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения отдельных надзорных мероприятий за деятельностью кооператива 19.06.2009 административным органом направлено в адрес ПЖНК "Новострой" предписание о предоставлении в РО ФСФР в УрФО в срок до 27.07.2009 копий следующих документов: 1) договоров долевого участия кооператива в строительстве жилья с застройщиками, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; 2) справки о перечислении кооперативом денежных средств по договорам долевого участия в строительстве, заключённых с застройщиками, в разрезе каждого договора; 3) договоров (инвестиционных договоров, договоров подряда и т.д.), заключённых в целях строительства жилых помещений для членов кооператива, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; 4) справки о перечислении кооперативом денежных средств по договорам, указанным в пункте 3 настоящего предписания, в разрезе каждого договора; 5) сведения о фактическом состоянии объектов незавершённого строительства, по договорам, указанным в пункте 1 и пункте 3 настоящего предписания.
Предписание получено ПЖНК "Новострой" 26.06.2009.
В связи с неисполнением в установленный срок данного предписания РО ФСФР в УрФО в отношении кооператива составлен протокол об административном правонарушении от 26.08.2009 N 62-09-545/пр-ап и вынесено постановление от 24.09.2009 N 62-09-332/ПН о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
ПЖНК "Новострой", полагая, что постановление о привлечении его к административной ответственности является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует непредставление в административный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов в установленный ими срок.
В силу статьи 50 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (далее - Закон N 215-ФЗ), Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (далее - Положение о ФСФР России), контроль за деятельностью кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, а также за соблюдением кооперативом требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.
Направление административным органом жилищным накопительным кооперативам предписаний, обязательных для исполнения, предусмотрено частью 1 статьи 51 Закона N 215-ФЗ, пунктами 5.3.7, 6.1 Положения о ФСФР России, пунктом 7.6. Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утверждённого приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.12.2007, регистрационный номер 10706), пунктом 2.1.7 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе, утверждённого приказом ФСФР России от 12.09.2006 N 06-161/пз-н.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ПЖНК "Новострой" в установленный срок не исполнено законное предписание административного органа по предоставлению копий документов.
Вина кооператива в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана РО ФСФР в УрФО в соответствии со статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства с учётом требований части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что привлечение кооператива к административной ответственности осуществлено административным органом в рамках представленных ему частью 3 статьи 52 Закона N 215-ФЗ полномочий и с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ПЖНК "Новострой" назначен штраф в минимальном размере, установленном санкцией части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отмены оспариваемого постановления о привлечении кооператива к административной ответственности.
Довод кассационной жалобы о ненадлежащем уведомлении лица, привлечённого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела является несостоятельным, поскольку был предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Судом первой инстанции установлено, что корреспонденция по административному делу в отношении ПЖНК "Новострой" направлялась ему по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: город Урай, 3 микрорайон, дом 46, офис 34.
Исходя из положений пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что кооператив следует признать извещённым надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В материалах дела имеется почтовое уведомление, которое подтверждает получение 08.08.2009 ПЖНК "Новострой" уведомления административного органа (исх. от 31.07.2009 N 62-09-05/7877) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (лист дела 39), а также информация Екатеринбургского городского узла электросвязи от 16.09.2009 о невозможности доставить телеграмму руководителю кооператива о месте и времени рассмотрения административного дела в связи с тем, что квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является (лист дела 30).
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.06.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-4052/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу потребительского жилищно-накопительного кооператива "Новострой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2010 г. по делу N А75-4052/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании