Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 октября 2010 г. по делу N А03-1680/2010
(извлечение)
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра), изложенных в уведомлениях от 27.10.2009 N 01/345/2009-391 и от 01.12.2009 N 01/345/2009-391 о приостановлении государственной регистрации права и отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 7 456 кв. м с кадастровым номером 22:63:030414:4, расположенный по адресу: Алтайский край, город Барнаул, улица Малахова, дом 153, и возложении на Управление Росреестра обязанности зарегистрировать указанное право.
Заявление мотивированно нахождением на данном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих Российскому объединению инкассации Центрального Банка Российской Федерации (далее - РОСИНКАС) и закрытому акционерному обществу "СКАЙ ЛТД" (далее - ЗАО "СКАЙ ЛТД") на праве общей долевой собственности, а также положениями пунктов 1, 3 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Определениями арбитражного суда от 11.03.2010, 29.03.2010, 07.04.2010 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО "СКАЙ ЛТД", РОСИНКАС и Главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление имущественных отношений).
Решением от 26.05.2010 Арбитражный суд Алтайского края признал недействительными решения Управления Росреестра, изложенные в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации и отказе в государственной регистрации от 27.10.2009 N 01/345/2009-391 и от 01.12.2009 N 01/345/2009-391 соответственно.
Постановлением от 09.08.2010 Седьмой арбитражный апелляционный суд изменил решение арбитражного суда, дополнив его резолютивную часть абзацем о возложении на Управление Росреестра обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Росимущества.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, полагая нарушенными нормы материального права - статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ применена без учёта пунктов 1 и 3 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Управление Росреестра не согласно с выводами арбитражных судов о том, что оспариваемый отказ препятствует разграничению государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 22:63:030414:4.
По мнению Управления Росреестра, заявитель не представил доказательства о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым отказом.
В отзыве Управление Росимущества возражает против доводов кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определён частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил следующее.
РОСИНКАС владеет 14/22 долями на праве общей собственности на здание склада с пристроем литер "ВВ1" с кадастровым номером 22:63:03 04 14:0004:593/042/В+:++++/++, а также на праве собственности административным зданием с гаражом, с инвентарным номером 01:401:002:000461030, литер "АА1", этажность 5, подземная этажность 1, с кадастровым номером 22:63:03 04 14:0004:01:401:002:000461030; зданием контрольно-пропускного пункта, с инвентарным номером 01:401:002:000461050, литер "Б", этажность 1, с кадастровым номером 22:63:03 04 14:0004:01:401:002:000461050, расположенными по адресу: Алтайский край, город Барнаул, улица Малахова, дом 153.
ЗАО "СКАЙ ЛТД" владеет 8/22 долями на праве общей собственности на здание склада с пристроем литер "ВВ1" с кадастровым номером 22:63:03 04 14:0004:593/042/В+:++++/++, расположенного по адресу: Алтайский край, город Барнаул, улица Малахова, дом 153.
Между Управлением имущественных отношений (арендодатель), ЗАО "СКАЙ ЛТД" (арендатор) и РОСИНКАС (арендатор) заключён договор от 13.11.2008 N 1019-з аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 7 456 кв. м, с кадастровым номером 22:63:030414:4, расположенного по адресу: Алтайский край, город Барнаул, улица Малахова, дом 153. По условиям договора земельный участок предоставлен арендаторам сроком с 18.06.2008 по 18.06.2018 для эксплуатации административно-складских помещений.
Управление Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 02.10.2009 о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок в целях разграничения государственной собственности на землю, мотивируя нахождением на данном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих РОСИНКАС на праве общей долевой собственности, а также положениями пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Решением от 27.10.2009 Управление Росреестра приостановило регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок, ссылаясь на пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, и указывая, что ЗАО "СКАЙ ЛТД" является арендатором земельного участка и участником долевой собственности недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке, в связи с чем применение пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ исключается.
В дальнейшем, отказывая в регистрации права федеральной собственности на земельный участок на основании абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, Управление Росреестра указало в письме от 01.12.2009 N 01/345/2009-391, что ЗАО "СКАЙ ЛТД" в силу пункта 3 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приватизацию доли земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что приостановление государственной регистрации и отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права федеральной собственности на указанный земельный участок, выраженные в письмах от 27.102009 N 01/345/2009-391 и от 01.12.2009 N 01/345/2009-391, не соответствуют нормам пункта 1 статьи 17, пунктов 1, 3 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, а также нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал оспариваемые ненормативные правовые акты незаконными.
Апелляционный суд правильно возложил на Управление Росреестра в качестве способа восстановления нарушенного права обязанность устранить допущенные нарушения незаконными актами в силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не допустил.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не являются основаниями к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Так, согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Таким образом, в силу прямого указания Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости федеральной собственности, относятся к федеральному уровню.
Предусмотренный статьёй 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ не изменяют действия других положений настоящего Кодекса, в том числе статьи 36.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществлённая в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на неё гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Земельного Кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретённые ими земельные участки по основаниям, определённым гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создаёт неопределённость в правах на неё, а также делает невозможным в последующем приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом.
Выводы арбитражных судов соответствуют общеобязательным правовым позициям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 15.12.2009 N 11276/09 по аналогичному делу.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 по делу N А03-1680/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 октября 2010 г. по делу N А03-1680/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании