Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 ноября 2010 г. по делу N А75-3112/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2010 г.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - ИФНС России по городу Мегиону ХМАО-Югры, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Северная первая" (далее - ООО "Северная первая", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением от 14.04.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 23.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Инспекции удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Северная первая" просит отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции и прекратить производства по делу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу Инспекцией до начала судебного заседания не представлен.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника ИФНС России по городу Мегиону ХМАО-Югры от 13.01.2010 N 1 совместно с представителем внутренних дел проведена проверка ООО "Северная первая" (в лице обособленного подразделения) по вопросу контроля и надзора за проведение лотереи, в том числе за целевым использованием выручки.
В ходе проверки установлено, что посетители клуба ООО "Северная первая", приобретая открытки "Лотонофф" номиналом 100 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, получают чеки от кассира, приобретая тем самым право на участие в "стимулирующей лотерее", с использованием электронного оборудования (40 штук автоматов - лототронов программно-аппаратного комплекса "S-Lottегу", Ла-1). В дальнейшем администратор активирует баланс на электронном оборудовании в сумме, номинальной покупке, после чего посетитель самостоятельно осуществляет розыгрыш путем нажатия на соответствующие кнопки оборудования.
Оборудование, использованное Обществом, имеет блок управления с заложенной программой, определяющей результаты игры на нем. Участник игры, используя оборудование при помощи специальной компьютерной программы, определяет свои призовые очки.
Инспекцией установлено, что фактически возможность стать участником лотереи обусловлена внесением наличных денежных средств путем заключения соглашения о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.
По результатам проверки в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.03.2010 N 000001 по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании которого Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Северная первая" к административной ответственности.
Арбитражные суды, рассматривая спор по существу, установили, что используемое Обществом оборудование является игровым, а осуществляемая им деятельность представляет собой деятельность по организации и проведению азартных игр.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 5 Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 9 вышеуказанного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 которого лотерея - игра, проводимая в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона о лотереях лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 3 Закона о лотереях, стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован статьями 7 и 9 Закона о лотереях и конкретизирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66Н "Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".
Понятие игрового автомата дается в пункте 18 статьи 4 Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, согласно которому - это игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Из вышеуказанных норм права следует, что основными признаками, позволяющими отличить игровое оборудование от лотерейного, являются его использование для проведения азартных игр и случайное определение материального выигрыша без участия организатора азартных игр или его работников.
С учетом исследованных обстоятельств дела арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оборудование, использованное Обществом, имеет блок управления с заложенной программой, определяющей результаты игры на нем.
Участник игры, используя оборудование при помощи специальной компьютерной программы, играя, определяет свои призовые очки.
Таким образом, фактически возможность стать участником лотереи обусловлена внесением наличных денежных средств и заключением соглашения о возможности выигрыша, основанном на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.
Исходя из того, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр у ООО "Северная первая" отсутствует, действия Общества правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции поддерживает также позицию судов в части выводов об отсутствии оснований считать срок привлечения к административной ответственности пропущенным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства дела и дав им надлежащую правовую оценку, суды обеих инстанций приняли законные и обоснованные судебные акты, оснований для их отмены судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.04.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 23.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3112/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2010 г. по делу N А75-3112/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании